Скрытая битва Тимошенко

5 January 2008, 11:09
В большом пресс-зале Кабинета министров, где обычно проходят расширенные совещания правительства, столы стоят в три двойных ряда. В то время как первые лица сидят в президиуме, за первыми столами каждого ряда сидят «правые руки» первых лиц.
     
     Когда в совещаниях принимает участие Президент, руководители его вертикали тоже отмечаются соответствующими местами в зале. 26 декабря первый двойной стол в крайнем ряду у окон делили глава секретариата Президента Виктор Балога и Раиса Богатырева - до недавнего времени лидер фракции Регионов и «вечный» претендент на кресло в президиуме Верховной Рады.
     
     Когда за два дня до того Виктор Ющенко назначил Богатыреву секретарем Совета нацбезопасности и обороны, это стало настоящей сенсацией и повлекло шок в рядах партии Януковича. Богатырева же, которая считается представительницей «крыла» Рината Ахметова, все эти два дня отказывалась давать любые комментарии.
     
     Даже придя на заседание правительства, на котором от ПР должен был бы быть нынешний лидер фракции - Виктор Янукович, - Богатырева отказывалась комментировать свое назначение. «Все станет известно в свое время», - отбивалась она от журналистов.
     
     - Через двадцать дней? - не успокаивались те, намекая на конституционный срок, в течение которого назначенный в исполнительную власть депутат должен определиться со своим местом работы.
     
     - Через пять минут, - наконец не выдержала Богатирева.
     
     Через а пять минут к ней, улыбаясь, подошел новый министр обороны Юрий Ехануров.
     
     - Позвольте представиться: министр обороны! - шутя обратился он к Богатыревой. Закрадывалось подозрение, что Юрий Иванович дружески намекнул: а вот меня о моем назначении даже не предупреждали...
     
     

     
Юрий Ехануров і Раиса Богатырева. "Разрешите представиться: министр обороны. А мог быть и на Вашем месте..."
«Представившись», Ехануров галантно поцеловал Богатыревой руку. Официальное же ее представление состоялось лишь после достаточно длинной вступительной речи Виктора Ющенко, обращавшегося к новому правительству, а о новом секретаре СНБО вспомнившего только в конце.
     
     Все это время Виктор Балога, по левую руку от Богатыревой, не мог сдержать победной улыбки. Раиса же Васильевна сидела, как влитая, изобразив на лице максимальное внимание к выступлению главы государства.
     
     А Ющенко завершил речь, объявил повестку дня и только потом, как-то совсем обыденно, сказал:
     
     - Перед тем, как предоставить слово Юлии Владимировне, я хотел бы представить Раису Васильевну Богатыреву в качестве секретаря СНБО.
     
     Когда свежеиспеченная секретарь встала, в зале на мгновение настала полная тишина. Потом министры взорвались аплодисментами. Впрочем, овацией это назвать было нельзя: похоже, правительственные чиновники до сих пор ищут для себя объяснения - не так
назначению Богатыревой, как его возможным последствиям.
     
     595 секунд для Тимошенко
     
     Почти три года назад, проводя первое расширенное совещание с первым «постреволюционным» правительством, Виктор Ющенко совсем не замечал, что рядом с ним сидят люди с собственными, и большими, амбициями; первое правительство Тимошенко он тогда при журналистах снисходительно называл «хлопцы и девчата».
     
     Теперь Ющенко пытается всячески демонстрировать уверенность в единстве украинской власти - в ее новой конфигурации.
     
     - Мы были свидетелями за последние 8 месяцев достаточно активных, бурных политических процессов, которые закончились, по моему мнению, достаточно корректным политическим пониманием между властью и оппозицией, - так глава государства описал вхождение Украины в досрочные выборы.
     
     - У меня есть убеждение, что в стране будет конструктивная оппозиция и будет производительное парламентское большинство, которое обеспечит реализацию ключевых национальных программ, - такими, по мнению Ющенко, должны быть последствия этих выборов.
     
     - Народный депутат, независимо от своей политической ориентации, от идеологии, не может быть в оппозиции к стране, - просто стандартный для президентов стран СНГ пассаж. Еще лет четыре-пять назад главными «оппозиционерами к государству», в толковании администрации Кучмы и подконтрольных ей СМИ, были сторонники самого Ющенко.
     
     Ответ на эти последние слова несколько неожиданно выдаст позже председатель ВР Арсений Яценюк.
     
     - Верховная Рада структурирована, в ней есть разные фракции: те, которые сформировали коалицию, оппозиционные, и те, которые не вошли ни в коалицию, ни в оппозицию. Я как председатель Верховной Рады уверен, что в этом органе нет ни одной фракции или депутата, которые бы исповедовали оппозиционность к Украине, - отрубил Яценюк во время своего выступления.
     
     Некоторые министры переглянулись: молодой спикер слишком рьяно принялся за формирование «равноудаленного» имиджа «отца всех депутатов»...
     
     Ющенко же проявил остроумие, отработав его на Юлии Тимошенко.
     
     Перед выступлением главы правительства Президент попросил говорить «не больше десяти минут», но Тимошенко превзошла регламент почти втрое. И в конце концов, уже на исходе этого выступления, Ющенко включил микрофон и мягко сказал:
     
     - Юлия Владимировна, вы говорите уже 9 минут 55 секунд! - чем вызывал улыбки в зале.
     
     

     
Николай Азаров: "Президент критикует бюджет с позиций Партии регионов!"

     Такая забота о регламенте, правда, не помешала самому Ющенко держать свое «заключительное слово» в течение полутора часов. Но об этом - ниже.
     
     «Наверстать мы уже не наверстаем»
     
     Когда-то, презентуя в этом же зале проект переделанного бюджета-2005, Тимошенко лично стояла с указкой около экрана, на котором демонстрировались соответствующие цифры и графики. Тогда ей периодически приходилось привлекать к своим словам внимание Президента, которому явно было неинтересно слушать и так известные ему цифры в чужом изложении.
     
     В этот раз Тимошенко говорила с трибуны, а к Ющенко обращалась лишь, чтобы отметить, что то или иное бюджетное решение принято по его инициативе. Так, Тимошенко объяснила, что
именно инициативой Ющенко является резкое увеличение выплат по рождению ребенка (каковые, впрочем, будут растягиваться на срок до трех лет), повышение стипендий и ликвидация льгот власть предержащим.
     
     Детальнее о социальных параметрах проекта Госбюджета-2008 читайте здесь.
     
     При этом никто не заикнулся, например, о том, что минимальный прожиточный минимум и в бюджете-2008 почти на 10 % превышает минимальную зарплату - хотя от правительства Януковича Ющенко еще в прошлом году решительно требовал ликвидировать это «позорное» неравновесие.
     
     Зато Тимошенко анонсировала 20 миллиардов на погашение долгов Сбербанка СССР. Хотя
«живыми» деньгами, по плану Тимошенко, украинцы получат лишь 6 млрд., но и эта цифра звучала красиво по сравнению с цифрой в 700 млн. грн., которые, по словам Тимошенко, предусмотрело предыдущее правительство Януковича.
     
     Полностью выступление Юлии Тимошенко читайте здесь.
     
     Наконец, Тимошенко очень активно отметила необходимость избавить бюджет не только от льгот для чиновников, но и от льгот для крупного бизнеса. Именно здесь может пролечь главное противоречие между Тимошенко и Ющенко.
     
     Заключительная речь последнего в целом была традиционно нудной и наполненной банальностями («У меня есть вопрос: почему дитинка-инвалид не может подняться на третий этаж Национального университета и получить образование?!»). Правда, Виктор Андреевич искренне ею увлекался. Так, говоря о проблемах налогообложения, он даже эмоционально обратился к назначенному лишь накнуне главе ГНА: «Я спрашиваю Сергея Васильевича Буряка: есть у нас налоговая?!».
     
     Новоиспеченный чиновник, между прочим, сориентировался быстро и, молниеносно встав, молодецки выкрикнул:
     
     - Так точно!
     
     На что несколько растерявшийся Ющенко, улыбнувшись, сказал «Благодарю» и позволил садиться.
     
     Но, несмотря ни на что, в выступлении Президента содержались вполне явные пожелания к правительству «не рубить сплеча». Так, Ющенко отметил необходимость сохранения льгот в некоторых отраслях - по крайней мере, там, где это может пригодиться для внедрения энергосберегающих технологий. Также глава государства усиленно призывал избегать инфляции - хотя и не объяснил, как совместить это с мировым подорожанием продуктов и энергоносителей плюс повышение соцвыплат в стране.
     
     В конце концов, Ющенко прямо призвал «взять в наследство макроэкономическую стабильность». Тимошенко такой явный реверанс в сторону правительства Януковича встретила, внимательно изучая какие-то бумаги на столе перед собой.
     
     Зато можно было понять
реакцию Николая Азарова, который после заседания заявил, что «Президент раскритиковал бюджет с позиций Партии регионов... Мы это приветствуем!». Позже его преемник на должности, первый заместитель премьера Тимошенко Александр Турчинов, отрицал в комментарии упреки Азарова в «плагиате», помноженном на нарушение бюджетного законодавства. Но есть подозрение, что с таким спокойствием правительственным чиновникам Тимошенко осталось дискутировать с оппонентами недолго.
     
     Ведь Госбюджет-2008, по общему согласию, станет буквально «бюджетом на два месяца». Уже с 15 января Ющенко требует начать работу над изменениями в этот бюджет. И завершить ее в первой декаде февраля.
     
     Вот тогда и начнутся настоящие битвы. Хотя позиция «регионалов» показывает, что и нынешний «технический» бюджет через ВР провести будет непросто.
     
     Недаром, очевидно, в речи Виктора Ющенко были и такие слова: «Наверстать то, что было упущено, - мы его уже не наверстаем».
 4post.com.ua
http://kiev.vlasti.net

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі