Украина и НАТО: "обещал - женись"

24 January 2008, 06:55

Главным событием прошедшей недели на Украине, безусловно, стало письмо президента Виктора Ющенко, премьер-министра Юлии Тимошенко и спикера Арсения Яценюка, в котором лидеры государства высказали надежду на то, что страна на саммите НАТО, который пройдет в апреле в Бухаресте, присоединится к Плану действий относительно членства, так называемому ПДЧ. Реакция на письмо была прогнозируемой – оппозиция в лице Партии регионов и Компартии грозно осудила этот поступок и заблокировала работу парламента.
     
     
Ющенко и иже с ним спят и видят, когда Украину как минимум позовут в альянс, не сильно, впрочем, беспокоясь о последствиях такого шага. Как известно, сами украинцы не в восторге от подобных перспектив – более половины граждан – против. По разным причинам. Кто-то до сих пор не избавился от образа врага, коим в советское время наградили Северо-атлантический альянс, кто-то всерьез и небезосновательно опасается возмездия со стороны России, которое может выразиться в очередном удорожании энергоносителей, кто-то вполне резонно полагает, что, интеграцией в НАТО надолго может затормозиться наше продвижение на Запад, главной целью которого украинцы видят вступление в Евросоюз.
     
     Справедливости ради, стоит заметить, что курс на евроатлантику был провозглашен еще во время президентства Леонида Кучмы. Именно при нем Украина сказала, что, по сути, отказывается от долго мусоленного нейтрального статуса и начинает евроатлантическую интеграцию. Что, естественно, вызвало большое неудовольствие северного соседа.
     
     Поворотным в этом вопросе может считаться день 23 мая 2002 года, когда Совет национальной безопасности и обороны Украины утвердил Стратегию страны, которая обозначила конечной целью евроинтеграционной политики Украины вступление в НАТО. Кучму того времени можно понять: уже разразился скандал с исчезновением журналиста Георгия Гонгадзе, чью смерть пытались повесить на тогдашнего президента, отшумела акция «Украина без Кучмы», ставшая репетицией «Оранжевой революции», Вашингтон обвинил Киев в нелегальной продаже радарных систем «Кольчуга» в Ирак… Загнанному в угол президенту оставалось немного места для маневра, и был выбран такой, в общем-то, отчаянный шаг.
     
     При этом о каком-то реальном вступлении в НАТО тогда речь не шла. Похоже, сейчас, по прошествии более пяти лет, руководители страны также не особенно верят в скорое вступление в альянс. По крайней мере, и президент, и премьер, и спикер – именно те, кто подписал злополучное письмо – заверяют, что вопрос о вступлении Украины в альянс на сегодня в повестке дня не стоит. Более того, глава государства публично поклялся, что вопрос о вступлении в НАТО будет решаться на референдуме.
     
     Ну, хорошо, успокоили. Тогда зачем, спрашивается, это письмо? Снова объясняют: дело в том, что на сегодня все ныне используемые инструменты сотрудничества с альянсом исчерпаны и понадобились новые. Таким новым инструментом и должен стать ПДЧ.
     
     Минуточку, но в ПДЧ – Плане действий относительно членства - ключевым является слово «членство». То, есть, исходя из этого, конечной целью Украины все же является вступление в НАТО. И все это разговоры, что с момента присоединения к ПДЧ до реального вступления может пройти несколько лет, а то и целое десятилетие – это все равно, что сделать предложение руки и сердца, а потом не жениться. Нет, конечно, встречаются брачные аферисты, но здесь я не вижу смысла аферы с нашей стороны. Рано или поздно, сказав «А», придется говорить «Б».
     
     А как же тогда быть с референдумом? Когда его проводить? Когда уже все будет решено и останется только подписать необходимые документы? А если народ выскажется против – извинимся перед Брюсселем и уйдем? Верится с трудом.
     
     При всех имеющихся сегодня вопросах к Грузии, пожалуй, этого вопроса к официальному Тбилиси нет: на плебисците грузины высказали свою решительную поддержку интеграции в альянс. Теперь Грузия поставит перед альянсом вопрос о присоединении к ПДЧ. Не факт, кстати, что получит – проблема Абхазии и Южной Осетии остается, к тому же Запад будет внимательно следить за грядущими парламентскими выборами. Но, по крайней мере, здесь просматривается логика: сперва - одобрение народа, затем – заявка на вступление. У нас же – все наоборот.
     
     Понятно, что после известного вояжа Виктора Януковича в Брюссель в сентябре 2006 года, когда тогдашний премьер заявил, что Украина не готова к вступлению в НАТО, президент Ющенко ощущает потребность реабилитироваться перед евроатлантическими партнерами. Так, вероятно, и возникла идея этого письма. Тимошенко и Яценюк были привлечены для того, чтобы и внутри страны и за рубежом продемонстрировать единство властной команды, то, что эксперты любят называть наличием политической воли у руководства страны.
     
     Но вот добился ли Ющенко ожидаемого результата? Конечно, не будь со стороны Киева сигнала о готовности приблизиться к альянсу, возможно, на саммите в Бухаресте вопрос об Украине не стал бы подниматься – все еще помнят приезд Януковича. Но, вот ведь в чем дело – буквально сразу после появления на свет письма в Брюссель отправился министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. Известный евроатлантист, он мог на встрече с генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффрером заявить официальную позицию Киева о присоединении к альянсу. И даже подкрепить свои слова, к примеру, письмом главы государства. Да, конечно, оппозиция и тогда бы подняла хай, но существенно меньший.
     
     Ведь, по сути, «регионалы» и коммунисты возмутились тем фактом, что под письмом стоит подпись спикера Яценюка, который, по их мнению, не имел права подписывать документ. И заблокировали трибуну парламента. 18 января в пятницу, из-за этого Верховная Рада не смогла рассмотреть ни одного вопроса, внесенного в повестку дня.

А ведь президент хотел, чтобы депутаты до окончания сессии рассмотрели внесенные им в Раду законопроекты. В том числе, законопроект о кабинете министров. Под вопросом теперь заседание парламента 25 января, поскольку оппозиция, вероятно, продолжит блокировать парламентскую трибуну, поскольку главное требование «регионалов» и коммунистов – чтобы Яценюк отозвал свою подпись под письмом, чего он, естественно, делать не станет. В нынешнюю же пятницу Рада уйдет на каникулы и вернется к работе аж 5 февраля.
     
     Так что результаты указанного шага президента весьма сомнительны. Особенно, учитывая тот факт, что в Бухаресте Украина может и не получить приглашения присоединиться к ПДЧ. По крайней мере, эксперты оценивают наши шансы 50 на 50. Брюссель, видите ли, приглашает к более тесному сотрудничеству только те страны, в которых наличествует общественная поддержка интеграции в альянс. Которой на Украине нет. Так что, выходит, хотели как лучше, а получилось… ну, сами знаете.

 Гуляй-Поле
http://kiev.vlasti.net

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі