Украина. Декабрьская контрреволюция

25 January 2008, 07:27
Пользуясь противоречиями в президентской команде, Юлия Тимошенко уверенно наращивает рейтинг и укрепляет свои позиции. Ей на руку играет даже усиление формальных полномочий президента, поскольку это позволяет возглавить процесс реставрации сильного государства

Новогодние праздники обошли Кабмин стороной. Юлия Тимошенко слишком долго находилась в оппозиции, чтобы, став премьером 18 декабря, позволить себе двухнедельные рождественские каникулы. Этого не скажешь обо всех ее конкурентах и оппонентах, которые решили, что первый месяц премьерства Тимошенко ничего принципиально не изменит, и поэтому расслабились. В итоге, выйдя на работу после новогодних праздников, они обнаружили, что по-старому уже ничего не будет. Новый премьер уверенно укрепляет власть и активно популяризирует свою деятельность.

Сегодня она полностью взяла инициативу в свои руки. Тимошенко прекрасно понимает, что нынешнее правительство - временное, поскольку президентские выборы уже недалеко, и очень торопится. В 2006-м Виктор Янукович, будучи главой правительства, делал вид, словно его вообще не интересовало президентское кресло.

В результате Кабмин стал самым влиятельным центром власти, чего никогда не было в независимой Украине. Юлия Тимошенко с первых дней работы на посту премьера ведет себя так, будто ее совсем не волнует судьба правительства и экономики, за которую это правительство в основном отвечает. Восемнадцатого декабря 2007 года переход от президентской к полноценной парламентской республике, что было главным стержнем политического процесса с 8 декабря 2004-го, застопорился. В этом году система немного сдвинется в обратном направлении.

Идеальная программа

В прошлую среду правительство одобрило программу собственной деятельности под амбициозным названием "Украинский прорыв: для людей, а не для политиков". Юлия Тимошенко превратила этот документ из скучной канцелярской бумаги в программу потенциального кандидата в президенты. В ней нет никаких сроков и количественных обязательств, есть только обещания для всех - начиная от шахтеров и заканчивая пенсионерами и журналистами.

Программа правительства Юлии Тимошенко является клоном аналогичного документа времен премьерства Виктора Ющенко, который назывался "Реформы ради благосостояния"

Чтобы понравиться парламентской коалиции (особенно фракции НУНС), за основу программы взяли текст коалиционного соглашения. А для минимизации критики со стороны ученых и независимых экспертов и тех, и других привлекали к доработке документа, так же, как и чиновников среднегозвена из министерств и ведомств. Чтобы задобрить Виктора Ющенко, глава правительства ночью со вторника на среду, перед заседанием правительства, вставила в текст программы Кабмина куски из будущего послания президента, которое он обнародует в начале февраля.

В итоге все потенциальные критики - президент, депутаты от коалиции, чиновники и специалисты - просто не могут не хвалить этот документ. Любители национальной культуры найдут в нем акции по поддержке украинского языка, болельщики футбола - мероприятия по подготовке к Евро-2012. Программа правительства должна понравиться и бизнесу, ведь кроме невнятных тезисов о борьбе с инфляцией в программе есть целый блок обещаний под названием "конкурентоспособная национальная экономика". Юлия Тимошенко намерена продолжить регуляторную реформу образца 2005 года. В частности, правительство собирается перевести работу разрешительных структур на принцип "единого окна", создать региональные центры содействия предпринимательству, которые будут раздавать льготные кредиты для малого и среднего бизнеса, а также присоединиться к Европейской хартии малого предпринимательства.

Не повезло только депутатам, чиновникам и представителям теневой экономики. В прошлую пятницу, выполняя программу правительства, был проголосован президентский законопроект о лишении народных депутатов большинства льгот. От этого больше всего пострадают депутатские помощники и коммунисты. Помощникам сократят зарплату и заставят за свой счет оплачивать телефонные переговоры, покупку бумаги и конвертов, а коммунисты не смогут присваивать себе деньги, выделяемые на содержание депутатского офиса (как они делали многие годы). Следующей жертвой станут чиновники. Правительство уже предварительно согласовало законопроект "О государственном финансовом контроле над декларированием доходов и их расходованием лицами, уполномоченными на выполнение функций государства, членами их семей и близкими родственниками", согласно которому чиновники обязаны декларировать не только свои доходы, но и расходы. Более того, эти требования будут распространяться не только на самих чиновников, но и на их родных и близких. Если этот проект примут, государственные служащие и члены их семей лишатся права неприкосновенности информации о личной жизни, а все финансовые учреждения, да и просто магазины при покупках на крупные суммы будут обязаны информировать налоговые инспекции обо всех тратах этих людей. Создадут также реестр чиновников и их родственников, а в документах самих госслужащих, очевидно, сделают какие-то пометки, чтобы торговцы недвижимостью или бриллиантами смогли распознать их в общем потоке покупателей.

Если говорить серьезно, то программа правительства Юлии Тимошенко является своеобразным клоном аналогичного документа времен премьерства Виктора Ющенко, который назывался "Реформы ради благосостояния". Ее цель - всемерное повышение рейтинга премьера и создание организационных предпосылок для старта президентской кампании. Виктор Ющенко это прекрасно понимает и пытается противодействовать росту рейтинга Юлии Тимошенко. В прошлый четверг, через несколько часов после регистрации программы правительства, было зарегистрировано шесть законопроектов о регуляторной реформе. В случае их принятия будут упрощены процедуры регистрации, лицензирования и ликвидации предприятий, сертификации и стандартизации продукции. Таким образом президент намерен привлечь симпатии бизнеса на свою сторону. Однако при желании Юлия Тимошенко может представить принятие этих законопроектов как собственную заслугу. Так она поступила два года назад при проведении регуляторной реформы, которая была введена указами президента, а ее инициатором выступила депутат от "Нашей Украины" Ксения Ляпина. Тем не менее большинство избирателей ассоциирует перемены именно с Тимошенко.

Также у "Украинского прорыва" есть еще одно задание - перевербовка сторонников Виктора Ющенко и усиление раскола между секретариатом президента и фракцией НУНС. Дело в том, что во фракции собралось множество амбициозных людей, готовых поменять политического патрона, если им будет предоставлена возможность реализовать себя. В то же время Виктор Ющенко не смог предложить своим сторонникам приемлемого алгоритма кадровых решений. К примеру, Юрий Луценко собирается уменьшить коррупцию в стране, для чего ему необходимо установить контроль над Генеральной прокуратурой. Но глава секретариата президента Виктор Балога против этого. В результате соратник Юрия Луценко Виктор Москаль подал в парламент пакет законопроектов, направленных на передачу МВД некоторых полномочий прокуратуры, в том числе - право расследовать служебные преступления. Если Юлия Тимошенко и фракция БЮТ помогут принять эти проекты, они заручатся симпатией как минимум четверти депутатов из фракции НУНС. Аналогичная ситуация с многолетним соратником Виктора Ющенко Евгением Червоненко, который по протекции Юлии Тимошенко стал куратором подготовки к Евро-2012, и главой Антимонопольного комитета Давидом Жванией. Если парламент примет позитивные решения, оба чиновника, которые ранее были лояльны к Виктору Ющенко, будут обязаны своим назначением лично премьер-министру. Президент за них не хлопотал.

Однако факта одного назначения мало, для перевербовки не менее важна и психологическая мотивация. При согласовании тех или иных кадровых назначений Юлия Тимошенко предоставляет карт-бланш на свободу действий в обмен на обещания достичь конкретных результатов в обусловленные сроки. Таким образом, давая возможность реализовать свои личные и профессиональные амбиции, она готовит из министров по квоте НУНС своих будущих соратников по президентской кампании. "Премьер становится центром удовлетворения кадровых амбиций из-за того, что руководства фракции НУНС и секретариата президента ставят друг другу палки в колеса - кандидатуры от Вячеслава Кириленко "рубит" Виктор Балога, и наоборот", - рассказал "Эксперту" один из депутатов"нашеукраинцев".

Ющенковцы против ющенковцев

Отсутствие взаимодействия между президентской фракцией и президентским секретариатом на первых порах радовало Юлию Тимошенко, поскольку это позволило премьеру сформировать оптимальный для нее состав правительства. Однако сейчас дискуссии между фракцией и секретариатом ставят под вопрос дееспособность коалиции.

Так, многие считали, что Юлия Тимошенко не примет назначения лидера Партии регионов Раисы Богатыревой на пост секретаря Совета безопасности и обороны, а также внесения Виктором Ющенко пакета законов, направленных на усиление полномочий главы государства. Однако и в том и в другом случае реакция со стороны премьер-министра была максимально спокойной. Зато возмутилась фракция НУНС. Назначение Раисы Богатыревой не только разрушило чьи-то карьерные планы, но и показало, что в президентском секретариате с депутатами НУНС никто считаться не намерен: не было никаких предварительный консультаций, парламентариев даже не поставили в известность об этих планах.

То же самое произошло и с пакетом законопроектов, которые были проголосованы в прошлую пятницу. Несмотря на то что эти документы три месяца разрабатывала рабочая группа, сформированная из депутатов БЮТ и НУНС, их окончательную редакцию с парламентариями никто не согласовал. Более того, как минимум два проекта - "О внесении изменений в некоторые законодательные акты (о регуляторных органах)" и "О внесении изменений в законодательство о государственных закупках" - противоречат Конституции. Первый, вопреки Основному закону, подчиняет главе государства шесть органов власти, начиная от пограничников и заканчивая службой специальной связи. Второй проект предоставляет полномочия органа государственной власти, по сути, частной структуре - Союзу общественных организаций "Тендерная палата Украины". По инициативе депутатов НУНС эти проекты были проголосованы только в первом чтении, чтобы в ходе дальнейшей доработки изъять из них неконституционные нормы. В ответ секретариат президента притормозил принятие решений о назначении Виталия Гайдука и Евгения Червоненко вице-премьерами, а также избрании Давида Жвании главой Антимонопольного комитета.

В то же время новая редакция закона о Кабинете министров возвращает президенту символическое первенство. Глава государства вновь получит право давать поручения премьер-министру и министрам, вызывать их на ковер для докладов, требовать от них информацию и пр. Однако дальше символов дело вряд ли пойдет.

Ренессанс власти

Революция всегда порождает контрреволюцию. Но если революция определяет базовый тренд развития общественных отношений и направлениесмещения политико-философского консенсуса, то контрреволюция не поворачивает ход истории вспять, а лишь устраняет крайности и перехлесты, свойственные ее сестре. В 2004-м конституционная революция, ознаменовавшая переход к парламентско-президентской республике, зафиксировала стратегический выбор общества и элиты в пользу плюралистической, полицентричной системы управления. При этой системе общественный консенсус определяется не доверием граждан к единому лицу или узкой группе лиц, принимающих все ключевые решения, а уравновешиванием интересов нескольких мощных групп влияния, за которыми стоят определенные страты и регионы. Такое направление развития полностью соответствует исторической логике, ментальности большинства украинцев, особенностям управления страной, скроенной из двух равновеликих и балансирующих друг друга макрорегионов, а также спецификой структуры собственности и экономики.

Но революция 2004 года неизбежно привела к крайностям, мощному перехлесту. Российские аналитики характеризуют историческое развитие свей страны как движение маятника между точками "жуткий хаос - жестокий порядок". Эта модель вполне применима и для Украины. Демонтаж мягкого авторитарного режима Леонида Кучмы, который решил задачи обеспечения единства страны и построения рыночной экономики, довольно быстро привел к радикальному ослаблению всех управленческих институтов и поставил весь государственный механизм на грань коллапса. Страна стремительно двигалась к ситуации "жуткого хаоса", которая не устраивала ни основную часть элиты, ни бизнес, ни общество. В этих условиях появление контрреволюционного тренда было неизбежным.

Первым в его авангард встал Виктор Янукович с командой менеджеров кучмовского призыва, которые стали методично восстанавливать авторитет власти, брать под государственный контроль различные экономические процессы, ограничивать самоуправство местных элит. Все - от приватизации "Лугансктепловоза" до сноса незаконных построек крымских татар на горе Ай-Петри - свидетельствовало о скромных попытках реанимировать влияние государства на жизнь страны и построить сильную власть, берущую на себя ответственность. Но соратники Януковича изначально обрекли себя на неудачу, ввязавшись в перманентный конфликт с президентом Виктором Ющенко. Власть может быть либо консолидированной, либо ее не будет вообще. Кроме того, они выбрали неверную точку концентрации власти: премьер и Кабмин не пользуются у нас той степенью легитимности и доверия, которой обладает институт президента. Украинцы не хотят видеть диктатора, но всецело поддерживают наличие влиятельного главы государства. Попытка воинственного крыла Партии регионов превратить контрреволюцию из инструмента сглаживания крайностей в способ создания нового авторитаризма и отрицания итогов 2004-го привела к кризису и еще большему демонтажу государства, чем в 2005-2006 годах.

Пока Украина не столкнется с внешней угрозой независимости или социально-экономической катастрофой, сопоставимой с крахом начала 90-х, авторитаризм в ней будет невозможен

Сегодня роль главного контрреволюционера досталась Юлии Тимошенко. Политическая элита ищет в ней источник структуризации системы и прекращения войны всех против всех, которая утомляет и лишает ресурсов для развития. Левый общественный запрос также не является отражением тяги граждан к коммунизму или эсеровскому тотальному переделу собственности. Он отображает недовольство тем, что резко ослабшая власть перестала эффективно выполнять функции перераспределения национального богатства. Популистский успех лидера БЮТ связан не с большевизацией населения, а с естественным левым запросом на сильное государство, ограничивающее произвол богатых, борющееся с монополизацией экономики и гарантирующее интересы наемных рабочих. Более того, значительная часть представителей не только малого и среднего, но и крупного бизнеса видит в новом правительстве инструмент защиты от неограниченной экспансии нескольких финансово-промышленных групп, которые используют хаос для нарушения правил конкуренции и внедрения права силы. В более сильном государстве и общество, и бизнес видят защиту от рейдерства, рэкета и углубления социального неравенства.

В то же время контрреволюция Тимошенко не приведет к концентрации власти в правительстве. Премьер прекрасно понимает, что в украинских реалиях самым сильным центром должен оставаться институт президента. Поэтому она так активно помогает вернуть отобранные у главы государства полномочия и даже расширить их, параллельно лишая Ющенко соратников и инициативы. Это значит, что до следующих президентских выборов полноценного упорядочивания системы не произойдет. Однако любому кандидату на этот пост предстоит понять: его успех будет зависеть от способности убедить общество и элиту, что именно он обеспечит реставрацию сильного государства.

Но если контрреволюция имени Тимошенко, Ющенко, Януковича или кого-либо еще пойдет дальше решения этой задачи, и политико-деловая элита, и общество моментально объединятся для противодействия угрозе авторитаризма. Ренессанс сильной власти будет идти параллельно с сохранением полицентричности системы и гарантированием сменяемости партии или лица во главе механизма управления. Пока Украина не столкнется с мощной внешней угрозой независимости или социально-экономической катастрофой, сопоставимой с крахом начала 90-х, авторитаризм в ней будет невозможен.

 Политэ
http://vlasti.net

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі