"Мадам Тимошенко": золотой путь

31 January 2008, 09:00

Маршрут первой зарубежной поездки премьера Януковича пролегал в Сочи. Саммит Евроазес, дефиле под ручку с Путиным – летом 2006-го вопросов по поводу внешнеполитических предпочтений нового украинского Кабмина не возникало.

Юлия ТимошенкоПремьер Тимошенко начала зарубежные вояжи с Брюсселя. Понедельник посвятила ЕС, вторник – НАТО. И хотя «путеводной звездой» ей служили выписанные намедни президентские директивы, Юлия Владимировна сумела дать понять европейцам, с кем им предпочтительнее иметь дело в Украине. Особенно – в канун грядущих президентских выборов.

Не скупясь на «протокольные» комплименты Президенту Ющенко, Юлия Владимировна настойчиво подчеркивала роль свою и своей команды в решении принципиальных вопросов – газа, энергетики, глобальной безопасности. Старый Свет услышал ее мэссиджи. В Брюсселе главу КМУ принимали как родную – старую, добрую «помаранчевую» знакомую. «Вы в кругу друзей - можете быть искренни», - говорили ей евродепутаты.

«Мадам Тимошенко», как называют тут Юлию Владимировну, вымостила в Брюсселе собственный путь. Золотой путь – в тон наряду, в котором ступила на бельгийскую землю. Достигнутый успех ЮВТ надеется закрепить 10-11 марта – в ходе следующего приезда в эти края.

 

Визит по-стахановски

Программа вояжа получилась весьма насыщенной. За два дня Тимошенко успела встретиться не только с Баррозу, Вальднер и Соланой, но и с комиссарами ЕС по вопросам торговли, энергетики, вице-президентом Еврокомиссии и т.д. Количество подходов к прессе тоже побило все рекорды. Столь интенсивный режим имел, правда, и оборотную сторону.

«Во время встречи с Генсеком НАТО поручено акцентировать на важности углубления диалога Киева с Альянсом, позитивных ожиданиях касательно рассмотрения последних украинских инициатив в этом направлении», - значилось в директивах главы государства, выданных Тимошенко. Диалог со Схеффером предполагался как само собой разумеющийся. Тем более – в свете скандала, разгоревшегося вокруг «письма трех». Однако в официальном графике премьера подобной встречи не намечалось. Оная значилась у профильного вице-премьера. Позже Григорий Немыря еще должен был принять участие в специальном заседании Североатлантического совета. Учитывая, что Тимошенко в это время работала по отдельной программе, выглядело сие, как минимум, подозрительно… Поскольку даже «письмо трех» ЮВТ завизировала «с предостережениями», похоже было, что она попросту пытается «съехать» с неоднозначной темы. В том числе – засылая вместо себя Немырю. Последний божился, что непременно «сведет» украинского премьера и НАТОвского Генсека.

- Мы хотели провести первую зарубежную поездку максимально эффективно. Вы сами видите, со сколькими комиссарами мы встречались. Очень сложно и долго согласовывались графики, - оправдывался он.

Сама Тимошенко на тематические расспросы реагировала малость неадекватно.

- Встретитесь ли вы с Генсеком? – «добивали» ее журналисты еще во вторничный полдень.

- В программе все написано. Спросите у моего пресс-секретаря, - натужно улыбалась Тимошенко, прекрасно зная, что ни программа, ни Марина Сорока прояснить ситуацию не в силах – она и сама еще не знала точного ответа.

Повторную попытку представителей СМИ «внести уточнения» на совместном брифинге с Соланой ЮВТ пресекла на корню, попросту проигнорировав очередное: «Когда встреча со Схеффером?».

Интрига сохранялась до последнего. Тимошенко с Немырей поднялись на борт спецрейса последними – остальные члены делегации ожидали их тут почти час.

С Генсеком они таки увиделись, однако, в формате сугубо «протокольном». В переводе на общечеловеческий, подобное зачастую называют «визит вежливости». То есть ни предметных договоренностей, ни, тем более, каких-либо соглашений, достигнуто не было.

С послами стран-членов НАТО Юлия Владимировна также не беседовала. Тогда как решения принимают именно они – коллективно, а не единолично Генсек, являющийся фигурой сугубо представительской.

- С Генсеком получился очень концептуальный разговор, - рассказала она на обратном пути в Киев. - С нашей стороны прозвучало подтверждение атлантических амбиций Украины и то, что вопрос вступления в НАТО решится только по итогам референдума.

В Брюсселе, кроме прочего, Тимошенко договорилась о принятии партии «Батькивщина» в соостав Европейской Народной партии.
     В ЕНП, как известно, уже состоит Народный союз «Наша Украина» Виктора Ющенко.
     На тематическом бриффинге Тимошенко, пожалуй впервые, вышла с короткой информационной шпаргалкой – ранее за ней не наблюдалось.

«У нас с Евросоюзом общий интерес»

Впрочем, и без НАТО Тимошенко наформулировала в Брюсселе «воз и маленькую тележку» зубодробильных для Кремля мэссиджей. На сеанс прослушивания челюстного скрежета Юлия Владимировна отправится в Белокаменную 21-го февраля.

- Цель – убрать из газовых отношений всех сомнительных посредников! Моя позиция неизменна! – пригрозила Тимошенко.

Категоричность премьера сулит «РосУкрЭнерго» не лучшие времена. Тем более, что арест Семена Могилевича, подозревает она, имеет к подпольным газовым схемам непосредственное отношение.

Газовая тема стала одной из главных, обсуждавшихся в Брюсселе.

- Вы считаете, что цену за транзит газа стоит увеличить, тогда как ваш Президент придерживается другого мнения. Прокомментируйте, пожалуйста, - попросил «мадам Тимошенко» один из депутатов Европарламента от группы социалистов.

- Знаете, мы сходимся с Президентом в том, что нынешняя ставка она…э-э-э…, - немного замявшись, премьер подобрала таки нужное определение – наиболее корректное из возможных. – Если цена за газ увеличивается, то, очевидно, и стоимость транзита должна возрасти. …Я обещаю, что мое правительство не сделает тут ни одного резкого движения, ни одного необдуманного шага, - тут же успокоила ЮВТ.

Это, однако, далеко не единственный повод Москве схватиться за голову. О вступлении Украины в ВТО, формализация которого запланирована на 5-7 февраля, в Брюсселе говорилось, как о свершимся факте. Условия членства в организации таковы, что страна, уже в ней состоящая, получает возможность диктовать условия государству-претенденту.

- Ой, да не будем мы ни на кого давить! Просто торговые процедуры прозрачнее станут! – отмахнулась ЮВТ.

Беспечность премьерского тона обуславливалась тем, что для прессинга на «старшего брата» существуют иные, более действенные, механизмы. Главный – развитие проектов диверсификации поставок энергоносителей. В частности – постройка нового трубопровода в обход России. Точнее, даже не трубопровода, а транспортного коридора – в соответствии с наивысшими стандартами безопасности.

- У нас с Евросоюзом тут общий интерес, - убеждена Тимошенко.

Официальный Киев предлагает потенциальным единомышленникам проект «White stream». «Белый поток» - «дорога» поставок в обход России через Грузию, Украину, страны ЕС.

- Экономическая база очень хорошая, для реализации проекта мы имеем все условия. Сейчас необходимо политическое решение – прошлой власти это было невыгодно, поэтому-то они его и откладывали, - пояснил «Обозу» Григорий Немыря.

«Белый поток» - альтернатива желаемого европейцами «Ноббуку». Впрочем, оба пока находятся в проектной стадии.

- Достигнуто соглашение о формировании донорской группы – чтобы были побыстрее собраны средства на реформирование системы поставок российского газа в Европу, - коротко доложила премьер после встречи с Бенитой Ферреро Вальднер.

Конференция доноров состоится в ближайшее время. Тогда же решится с объемами поставок в страны ЕС отечественного ядерного топлива.

Еще один бонус от присоединения Украины к ВТО – незамедлительное начало переговоров о создании зоны свободной торговли Украина-ЕС.

- А вот окончательный результат – дело не такое быстрое, как хотелось бы, - подчеркнул профильный еврокоммисар Питер Мендельсон.

- Зависит от того, как скоро мы сумеем адаптировать наше законодательство, - уточнила Тимошенко.

Для более подробных консультаций Мендельсон обещался скоро наведаться в Киев.

- В Украине существует проблема контрабандного импорта. Мы можем решить ее вместе – путем создания единой электронной базы экспортных деклараций Украины и ЕС.

В дальнейших тематических разъяснениях легко угадывалось намерение «подтопить жирок» контрабандистов с западного кордона. Как известно, подобную нелегальную деятельность в этих краях связывают с интересом одного из главных политических оппонентов ЮВТ с Банковой.

Теме безвизового пространства Украины и ЕС в президентских директивах посвящалось сразу несколько абзацев. Сложность в том, что, на словах европейцы куда радушнее, чем на деле – распахивать пред нами границы никто не спешит. Даже после вступления в пресловутую ВТО.

- Шенгенская зона имеет свои условия. Желающие к ней присоединиться должны их последовательно выполнять. Тем более, уже сегодня мы имеем льготный визовый режим для определенных категорий граждан, - напомнила Тимошенко, не желая признаваться самой себе: ее предшественникам особо продвинуться в этом вопросе, вопреки всем стараниям, не удалось. Потому, вероятно, что не в них была причина.

С Баррозу

С Вальднер

«В кругу друзей»

- Одно из принципиальных заданий моего правительства – сделать так, чтобы Украина почувствовала себя с ЕС в едином экономическом пространстве. Надеюсь, наше новое, углубленное, соглашение о сотрудничестве, наш план действий этому поспособствуют, - обобщая, сказала Тимошенко залу Европарламента.

Настроенные к ЮВТ более чем благожелательно данный тезис евродепутаты пропустили мимо ушей. В начале двухчасового выступления леди Ю по залу разносили чай и кофе. Меж рядов сновали официанты, громко звенела посуда. Украинскому премьеру сие было, конечно, неприятно – она попыталась заигрывать с публикой.

- Я помню многих из вас на помаранчевых майданах, с оранжевыми ленточками и повязками… Когда же в 2007-м у нас начался политический кризис, мало кто верил в возможность досрочных выборов… Да, разве что – вы и я верили, - сложив ладошки домиком, ласково обратилась она к присутствующим. Цель была поражена – многие отвлеклись от чаепития.

После короткого вступительного слова депутаты начали задавать вопросы. Многие из них демонстрировали крайнюю осведомленность нашими внутриполитическими обстоятельствами. Расспрашивали не только о газе, «противоречиях с Ющенко», «контрах» с Россией, но даже о проблемах болгарской общины в Одессе, также – о соблюдении прав национальных меньшинств Крыма, не относящихся к татарам-репатриантам.

Поначалу Юлия Владимировна еще «фильтровала» вопросы, выбирая самые для себя приятные. С особым удовольствием повествовала о социальных инициативах собственного правительства. Рапортовала даже о запланированных пенсионной и судебной реформах, содействию малому бизнесу, само собой – о выплатах вкладов Сбербанка.

Объяснение отыскалось в тех же директивах. «Одна из главных задач на переговорах с представителями ЕС и НАТО – информирование их о приоритетах программы правительства». Программы, которая, между прочим, еще не принята. Во-первых, потому, что обращение Ющенко с ежегодным посланием к ВР запланировано на пятое февраля, а Тимошенко обещала использовать тезисы послания в итоговом варианте документа. Во-вторых, потому, что Банковая еще не определилась: «дарить» ли ее Кабмину годичный иммунитет.

Неприятным «звоночком» стало известие о намерении главы государства уволить главу «Ощадбанка» Гулея, долетевшее до Брюсселя к обеду вторника. Кулуары истрактовали его, в том числе, как расплату за чрезмерное европейское красноречие Тимошенко.

- Увольнять человека, работающего по двадцать часов в сутки, делающего такую важную для страны работу, как возвращение вкладов, это – несправедливо, - эмоционально прореагировала премьер. Она еще надеется убедить гаранта не «рубить с плеча».

Кстати, каждый второй вопрос европарламентариев касался взаимоотношений с Ющенко, стабильности демкоалиции, запаса прочности Юлиного Кабинета.

- Могу успокоить: досрочных выборов в Украине пока не будет. Ближайшие – выборы Президента. Кампания начнется к концу 2009-го, - в зале-амфитеатре повисла гнетущая тишина. Затаились даже откровенные Юлины симпатики, пришедшие слушать ее кто в оранжевом свитере, кто – в охровой косынке, кто – в вышитой сорочке. – Я прекрасно понимаю, что вопрос моего баллотирования на высший пост – это стабильность демкоалиции. Если наше сотрудничество с Президентом Ющенко будет гармоничным и сбалансированным, то нет никакой необходимости выдвигать из демсреды двух кандидатов… В таком случае, я, безмерно любя Украину, снова могу поддержать Виктора Андреевича Ющенко, - лицо ЮВТ выражало полнейшее равнодушие человека, самого не верящего в то, что говорит.

То ли из-за неточностей перевода, то ли из-за стремления принимать желаемое за действительное, но присутствующие сути тимошенковских «если» не уловили. Пожилая депутат, сидевшая неподалеку от президиума, поддержала реплику-«признание» слабыми аплодисментами. Зал подхватил их. Собственно, это был единственный раз, когда спич премьера перемежовывали одобряющими хлопками.

Поощряли ее по-другому. «Мадам Тимошенко, вы среди друзей – можете быть искренни», «мы все поддерживаем вашу деятельность, особенно – политику реформ», «желаем всяческих успехов», - так обращались к ЮВТ выступавшие. Тимошенко буквально сияла – в президиуме Европарламента ей явно было комфортнее, чем в ложе правительства ВР. Иронизировал лишь Марек Сивец: «Оптимизм, подобный вашему, своейственен тем, кто начинает премьерский путь. Но нам это, знаете, нравится!».

По ходу выступления, Тимошенко представила европарламентариям вице-премьера Немырю и министра экономики Данилишина. Первый сидел слева от ЮВТ, второй находился в зале и Тимошенко попросила его подняться, дабы предстать на всеобщее обозрение.

Светлый лик vs святой нимб

- Они очень боятся, чтобы не повторился 2005-й год. Происходящее сейчас в Украине нашим международным проектам отнюдь не на пользу, - сказала Тимошенко, когда мы уже возвращались в Украину.

Окончательно убедить европейцев в том, что в Киеве все еще спокойней, чем в Багдаде, она попыталась на совместном брифинге с Хавьером Соланой.

- О, я уверен: вашей энергии достаточно, чтобы двигать Украину вперед!

- Господин Солана, спасибо за вашу поддержку. Вы – большой и сильный друг Украины. Мы всегда рассчитывали на вашу помощь.

Со стороны общение этой парочки, происходившее в холле брюссельского Дворца правосудия, смахивало даже не на обмен протокольными любезностями, а на предсвадебные клятвы.

- На сей раз все будет так, как ожидают в Украине и мире. Я говорю трехкратное «да». Да – единству демкоалиции, да – гармоничным отношениям парламента, правительства и Президента, да – стабильности! – промурлыкала Тимошенко.

Тут Солана разулыбался, пожал ей руку, потом – расцеловал в обе щеки, затем – помог набросить легкое белое пальто. Выпорхнув из-под сводов Дворца правосудия, Тимошенко поехала знакомиться со своим бельгийским коллегой.

Второй день визита близился к концу. Завтра предстояло «держать ответ», точнее, отчет по итогам поездки перед Президентом. Президентом, который, ой, как не любит, когда кто-либо затмевает его светлый лик и святой нимб. Тем более – в международных масштабах.

Охранник Тимошенко поджидает ее у трапа. В руках - дорожный кейс от "Луи Виттон".

 

http://kiev.vlasti.net

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі