Политический бумеранг Балоги

20 February 2008, 10:50

В минувшую пятницу Виктор Балога заявил, что покидает ряды Народного Союза «Наша Украина» после почти двухгодичного пребывания в нем. С одной стороны, выход из партии политического топ-менеджера вполне мог бы претендовать на сенсацию. Особенно, если вспомнить, какие надежды и планы должен был осуществить нынешний глава Секретариата Президента. С другой стороны, именно то, что Балога так и не смог оправдать большую часть возложенных на него Виктором Ющенко ожиданий, а также неимоверно возросшее напряжение внутри НУ-НС и демократической коалиции, чему способствовал руководитель СП, предопределило его возможный уход из НСНУ. Вопрос был только во времени.

Надо отметить, что Виктора Балогу и в СДПУ(о), и в НСНУ призывали не в качестве идейного вдохновителя – ему отводилась роль кризисного политического менеджера, который бы в сжатые сроки мог продуцировать нужный руководству партии результат. Именно поэтому его выход из Народного Союза «Наша Украина» ни в коей мере нельзя расценивать как предательство идеологических интересов, а самого Балогу называть изменником. Ведь он шел в указанные партии не по идейным, а по чисто бизнесовым и политическим интересам. О каком предательстве идеологических интересов можно говорить, если у нас в стране, как любит поговаривать Сан Саныч Мороз, не партии, а политические бизнес-проекты? Когда у власти была СДПУ(о) – Балога был эсдеком. Когда в президентское кресло уселся Виктор Ющенко, Балога стал «нашеукраинцем». Во всем – трезвый, деловой расчет. Только и всего. И все же у нынешней политической отставки главы СП несколько иные причины – ведь власть еще не поменялась, и покидать Ющенко было бы нецелесообразно.

Нет повода не выйти

Чтобы проанализировать причины ухода Виктора Балоги из рядов НСНУ надо вспомнить, для реализации каких идей его приглашали на исходе 2006 года под оранжевые стяги. Если говорить в общем, то Виктор Иванович должен был укрепить и в недалеком будущем, продлить властные полномочия Виктора Андреевича. Прежде всего, обеспечить партии Ющенко не просто приемлемый, а, по крайней мере, второй результат по итогам парламентских перевыборов, сценарий проведения которых в то время уже вовсю готовился в стенах Секретариата Президента. Не менее важной задачей было создание в новоизбранной Раде пропрезидентской коалиции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Третьей целью было создание единой партии на базе блока из НСНУ и политических сил меньшего калибра – под грядущие президентские выборы.

Начнем с первого. Известно, что Балога, еще в 2002 году примкнувший к фракции «Наша Украина», долгие четыре года был эдаким «бронепоездом», секретным оружием Виктора Ющенко, стоявшим на запасном пути. Нынешнего руководителя СП до последнего держали вне политики даже тогда, когда Виктор Андреевич принял присягу и стал главой государства. Президент знал реальную цену Балоги, но до печального для себя и своей политической силы 2006 года использовал его исключительно на чиновничьих ролях. Пусть даже высшего сорта. Когда же весной позапрошлого года НСНУ сначала стал третьим на парламентских выборах, а затем не смогла сформировать большинство в Верховной Раде, гарант всерьез задумался о поиске людей, которые могли противостоять все усиливавшемуся натиску со стороны антикризисной коалиции и правительства Виктора Януковича. И о смене своего окружения, которое, как известно, на тот момент состояло из пресловутых «любих друзів» Порошенко, Мартыненко и Третьякова. С ними же связывался провал пропрезидентской партии на парламентских выборах. Звездный час Балоги пробил: осенью 2006 года его назначили главой СП, а в декабре доверили чистку партийных рядов, что было продиктовано надвигающимися досрочными выборами.

С этими заданиями Виктор Иванович справился. Возглавив Секретариат после ухода инертного Рыбачука, Балога энергично вступил в войну указов между Банковой и Кабмином. В тоже время он сыграл немалую роль в том, чтобы антикризисная коалиция поддалась на провокацию, и дала Президенту возможность распустить Раду. Одновременно с этим Балоге удалась чистка рядов. После того, как его назначили временным главой политсовета НСНУ, партию покинул Третьяков. Затем ушел в тень Мартыненко, а Порошенко не досталось места в списке созданного под внеочередные выборы Рады мегаблока «Наша Украина – Народная самооборона».

А вот уже со вторым заданием Балога справился не так хорошо. Во-первых, мегаблок НУ-НС постигла участь «Нашей Украины» годичной давности: по итогам перевыборов, пропрезидентская сила уменьшила свое представительство в Раде, не обогнав главного конкурента – заклятого партнера БЮТ. Во-вторых, созданная на основе НУ-НС и блока Тимошенко коалиция хоть и позволила главе СП продвинуть на пост спикера своего человека, но стать пропрезидентски ориентированной ей суждено не было.

Накрылась медным тазом и еще одна задумка: формирование на основе НУ-НС единой демократической партии, которая бы обеспечила политический ресурс Виктору Ющенко на президентских выборах. В основном – из-за активного противодействия лидеров партий, составляющих сам мегаблок.

Два последних обстоятельства, а также все усиливавшееся недовольство тем, как глава Секретариата Президента вмешивается во фракционные и коалиционные дела НУ-НС, и подбили Балогу на то, чтобы выйти из Народного Союза «Наша Украина». И его слова: «все эффективные возможности, связанные с моим пребыванием в рядах «Нашей Украины», полностью исчерпаны. Мой выход из партии снимет вопрос соотношения между моими функциями как главы СП и как члена президиума НСНУ. Будут прекращены всяческие спекуляции относительно моей роли во внутрипартийных процессах», это подтверждают.

Мавр сделал все что мог, но уходить не собирается

Чем же займется Балога и насколько затянется его период пребывания вне политики? Ответ дал он сам, говоря, что «нужно находить новый политический инструментарий, современные формы политического диалога, политической конкуренции и взаимодействия. Необходимо чувствительно усилить демократический фланг, обеспечить преимущества политических сил демократического направления над партиями, которые стараются навязать обществу и стране лозунги из далекого прошлого. Надо подниматься на высшие уровни общегосударственного мышления, воплощать амбиционные программы. Имею конкретные политические планы. Уверен, что они будут воплощены».

Можно предположить, что под политическими планами Виктор Иванович подразумевает создание новой партии. О чем, в частности, напрямую заявил Борис Тарасюк, сказав, что «из контекста заявления Балоги следует, что речь идет о подготовке к формированию новой партии. Уже известно и название этой партии – ГАРТ». Известно также и то, что ГАРТ должен прийти на смену НСНУ, которая пока еще позиционируется как партия Президента, но политически себя уже изжила. И последний комплимент от Балоги в ее адрес «верю в способность «Нашей Украины» и в дальнейшем оставаться мощной, влиятельной и авторитетной политической силой» звучит скорее как издевка. А заявление лидера НСНУ Вячеслава Кириленко о том, что «в любом случае НСНУ всегда будет оставаться партией Президента, на которую Виктор Ющенко всегда опирался, опирается, и будет опираться» выглядит жалкой попыткой напомнить о былых заслугах этой политической силы перед гарантом. Хотя период, когда НСНУ тащила Ющенко на своих плечах во власть, истек еще в 2005 году. С тех пор и до последнего времени глава государства натужно тянул этот политический «чемодан без ручки» в законодательную власть, беспричинно надеясь, что из разнородного образования можно слепить какое-то подобие подставки. Теперь, похоже, и сам гарант не верит, что из НСНУ может выйти толк. Иначе бы не дал отмашку на создание нового политического проекта «под себя».

Наивно полагать, что с выходом из партии Балога оставит попытки вмешиваться в дела пропрезидентской фракции. Не для того он лоббировал в спикеры Арсения Яценюка. К тому же, без людей, находящихся в сфере влияния главы СП, демократическая коалиция будет недееспособна. Так что политическое влияние в этой области Балога сохранит. И употреблять его в ближайшее время, надо полагать, будет на переформатирование большинства. Это – часть его работы по дискредитации Юлии Тимошенко как наиболее вероятного конкурента Виктора Ющенко на президентских выборах. События последней недели в парламенте показали: совместное голосование БЮТ и ПР за проект закона о госзакупках и последовавшая за этим критика со стороны НУ-НС стало серьезным ударом по демкоалиции. Но «проверка на вшивость», устроенная бютовцам партнерами по большинству, дала еще один результат – о необходимости менять формат коалиции заговорили в Блоке Литвина. А слова Михаила Сироты о том, что блок может присоединиться к большинству в составе Партии регионов и НУ-НС, выявили причину затянувшейся неопределенности Владимира Литвина сотоварищи – им-де БЮТ не подходил в качестве партнера. Есть вероятность того, что как раз на таких настроениях и сыграет Балога, чем преподнесет Ющенко приятный сюрприз.

 

Александр Минкин,  «ForUm»
http://for-ua.com/

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі