Парламент не начнет работу, пока заблокирован, - говорит Яценюк. До 10 утра 5 марта фракции еще могут согласовать тексты документов, необходимых для разблокирования работы Верховной Рады. “Работаем – работаем, нет – поставим большой крест” - заявляет спикер. То есть решение, как часто это бывает в украинской политике, должно прийти со звезд – ночью. Арсений Петрович утверждает, что заседание не открывается по той причине, что Партия регионов не разблокирует трибуну на тех условиях, которые предлагала коалиция.
Официально, вопрос заключался в том, какой проект постановления Рады поддержать – пятничный или четверговый? Янукович настаивал на последнем, потому что в пятничном не было формулировки о принятии решения Верховной Радой по НАТО. Яценюк предложил три варианта решения этого вопроса. Это внесение единого постановления на рассмотрение Верховной Радой относительно НАТО, которое было согласовано в пятницу, голосование по всем 8 проектам постановлений относительно Альянса и снятия вопроса о Блоке с рассмотрения парламентом “по крайней мере до Бухарестского саммита”. Открывать заседание с заблокированной трибуной Яценюк отказывался, хотя некоторые регионалы утверждали, что ничего не блокируют. “В спикерском кресле уже сидит Журавко (Алексей Журавко, народный депутат от фракции Партии Регионов – Д.Т.). Там уже есть соответствующий спикер”, - настаивал Яценюк.
Вот тут-то молодой спикер и “попался”... Яценюк мог спокойно открыть пленарное заседание, - говорит депутат от блока Литвина Олег Зарубинский. “Да, в его кресле сидел депутат Журавко. Но, когда я его попросил подвинуться, он подвинулся”, - иронизирует депутат. Он уверен, что парламент используется как завеса для сепаратных тайных переговоров перераспределения власти. “И все эти вещи, все эти шарики, все эти не открытия сессий – это театрализованное представление, которое прикрывает эти самые тайные переговоры, проходящие между теми, кто считает себя оппонентами. Это все мишура”, - отметил Зарубинский.
Еще прямолинейнее выражается регионал Дмитрий Табачник, который считает, что представители коалиции решили тянуть комедию до Бухарестского саммита. Таким образом он комментировал слова своего лидера Виктора Януковича о том, что принятие решения о разблокировании Рады до 10 утра 5 марта зависит не от Партии регионов. Табачник тоже уверен, что спикеру никто не мешал открыть пленарное заседание и заявил, что у Яценюка “детская позиция”. “Очень тяжело работать, когда он, как руководитель парламента, всегда вынужден согласовывать свои позиции с силами, находящимися вне стен парламента. Это сильно уменьшает свободу маневра, делает мало оперативным принятие любого решения. Это сказывается на работе всего высшего законодательного органа”, - резюмирует Дмитрий Владимирович.
О том, что работу парламента блокируют не "регионалы", а как раз молодой, но гордый спикер, - говорит даже его однофракционик Олесь Доний. Он добавляет, что вопрос НАТО – только предлог для блокирования. “Цели лежат в другой плоскости. Для Секретариата президента тут две цели: полномочия действующего президента и обеспечение ему победы на будущих выборах. Для “регионалов” интерес – переформатирование коалиции. К тому же, сейчас блокируют не “регионалы”, а глава Верховной Рады, который формально относится к фракции НУНС. И можно говорить о фактически единстве позиций удара по парламенту как со стороны оппозиции, так, к сожалению, и изнутри от некоторой части “помаранчевой” коалиции, ориентированной на Секретариат президента”, - говорит экс-политолог.
Да и экс-спикер Владимир Литвин, которого сейчас считают чуть ли не эталоном председателя украинского законодательного органа уверен, что Арсений Яценюк обязан вести заседания Верховной Рады, несмотря на то, что договоренности не достигнуты.
Ну и “добивает” “бедного” спикера политолог Виктор Небоженко, который считает, что “председатель Верховной Рады – это арбитр маленькой, но гордой украинской нации под названием "депутатский корпус". Поэтому он обязан переживать с ними не только победы, но и трудности. Он не может только наслаждаться телевизионным эфиром, когда он ведет сессии, либо давая интервью, остроумничая, для начинающих журналистов. Он должен вместе с ними и страдать”, - говорит эксперт. Он вообще предлагает перевести парламент на систему трудодней, чтобы те дни, в которые депутаты работают, были оплачены, а те, в которые не работают, - нет. К тому же, по мнению Небоженко, спикеру необходимо начать знакомится с депутатами и потихоньку, как начинающий следователь, выяснять у них, а хотят ли они работать, или хотят они уже на пенсию.
Яценюк не начинающий следователь, а начинающий спикер. Впрочем, таким “начинающим” он может и остаться. До конституционной возможности начать распускать парламент, у президента остается чуть больше недели. Коллега Яценюка по НУНС Владислав Каськив видит сценарий роспуска Рады 6-го созыва вполне вероятным, он говорит - “разные мотивы у разных сторон”, и даже старается верить, что Рада заработает, но все же считает, что “к сожалению, сейчас политику определяют не принципы, а интересы. А судить, какие интересы у ключевых людей тяжело. В парламенте сложилась такая ситуация, что большинство из депутатов по сути оправдывают позицию тех людей, которые принимают решения. Оправдывать либо критиковать - это главная работа большинства депутатов сегодня. Что само по себе неправильно, но это продукт избирательной системы закрытых списков, когда каждый народный депутат попал в Верховную Раду только потому, что его кто-то туда записал по высокой воле, а не потому, что его выбрали люди. Я считаю, что это и есть корень всех бед. Поэтому, преступление проводить досрочные выборы не изменив избирательную систему”.
В вопросе возврата к мажоритарной системе Каськива поддерживает и регионал Валерий Коновалюк: “Мы горой стояли, когда эта вся авантюра с проведением конституционной реформы проводилась, и защищали систему выборов и говорили о тех последствиях, которые ждут Украину, что парламент утратит представительские функции, что мы получим структуру Верховной Рады, которая будет абсолютно оторвана от простых избирателей...” и еще “нас хотят вернуть (к мажоритарке) через принятие новой Конституции на референдуме. Но мы хотим сделать это цивилизованно, в стенах парламента, закрепив определенные демократические процессы. Но нам все-таки необходимо осознать, что уровень гражданского общества у нас еще не тот, что в Европе”.
Да что там уровень гражданского общества! Если у президента будет желание распустить парламент, то он подпишет соответствующий указ, а не будет желания – не будет указа. Это слова юриста-регионалки Елены Лукаш. Хотя депутат отмечает, что сторонники президента говорят, что желания распускать Раду нет, она не исключает следующий вариант. Если парламент 30 дней не работает, а потом возобновляет работу, то президент по истечении какого-то периода, даже при уже функционирующем парламенте, может сказать, что поскольку Верховная Рада 30 дней не работала, он досрочно прекращает ее полномочия. Виктор Ющенко при этом заявит, что у него нет срока реакции на нарушение, и если срока реакции на нарушение нет, то он может применять его в любое время, подчеркивает юрист.
А вот то, что говорит (теперь уже и не поймешь или коллега, или бывшая коллега Лукаш), – секретарь СНБО Раиса Богатырева, выглядит сенсационно. Она считает, что несмотря на то, что Виктор Ющенко не желает роспуска парламента, он сохраняет за собой право провести консультации с политическими силами относительно перспективы продолжения полномочий парламента этого созыва. Ну, слово “перспективы” тут, как вы понимаете, скорее в минорном плане.
Тем временем, будет интересно посмотреть на возможную добавившуюся работу Совета национальной безопасности и обороны, в связи с заявлениями Виктора Януковича и Петра Симоненко. Все о том же НАТО. Лидер регионалов пообещал, что если 4 марта Рада не примет постановление по Альянсу (а она его не приняла), “мы готовим обращение к украинскому народу и начинаем массовые акции протеста. У нас другого пути нет. Протест будет против того, чтобы Украину силой толкали в НАТО. Мы этого не допустим”.
Ну, а главный коммунист пошел еще дальше, заявив, что КПУ “уже практически действует. Нами будут предприняты несколько акций, к которым готовится уже вся Украина. Первое это консолидация политических сил. И уже завтра состоится первое заседание рабочей группы по окончательному согласованию текста письма Генеральному секретарю НАТО. На следующей неделе мы соберем на круглый стол все политические силы, которые поддержали наше предложение выступить с совместным письмом к Генсеку НАТО. Во вторых, мы по Украине уже заканчиваем массовые акции, они проводятся в областях, и ориентировочно планируем 29 марта провести в Киеве крупную акцию. Это то, что имеет отношение к массовым формам протеста. Также 2 апреля мы проводим международную конференцию здесь в Киеве. И уже более 20 политических партий откликнулись на наше предложение принять участие в этой конференции. Мы уже практически проводим акции по всей Украине”.
Таким образом, сложно представить, что же будет первоочередным шагом – или роспуск парламента, или фактическая его не работа без роспуска, но на фоне бело-голубых и красных флагов в центре столицы Украины, да и в других городах, или и роспуск, и пикеты с митингами, или же все-таки за оставшиеся несколько дней парламентарии смогут утрясти северо-атлантический вопрос?! Остается верить в чудо.
Дмитрий Теленков, Киев




















