От Кучмы к Ющенко – в поисках третьей силы

30 May 2008, 08:20

Кто разрубит гордиев узел неразрешимых противоречий в украинской политике?

Вы видели старые фотографии украинской столицы? Когда-то, в начале 90-х, старые киевляне пролили море слез по этим пастельным пейзажам. По уничтоженным памятникам архитектуры. Михайловскому Златоверхому монастырю, памятнику княгине Ольге, многочисленным церквям и церквушкам в трогательном провинциальном стиле, взорванному старому Крещатику, Меринговской улице. По так и не созданным произведениям зодчества. Главпочтамту 1914 года, колокольне Ионинского монастыря, которая должна была стать самой высокой в Российской Империи, Славянскому хору на  6000 мест. Тогда старый дореволюционный Киев был образцом, на который, в мыслях ценителей старины, столичной интеллигенции, должно было идти дальнейшее развитие украинской столицы.

Прошло двадцать лет. И сегодня, глядя на то, во что превратился Киев за это время, меня не покидает чувство недоумения. Насколько намерения и чаяния отличаются от реальной жизни. Будто теперь со старых фотографий на нас глядит что-то незнакомое. Не чужое, но навсегда потерянное. Старинные постройки выглядят карликами. Двух-трехэтажный город отдает глухой провинцией.

Это исчезнувший мир. Он исчез навсегда вместе с «ямой» и ямщиками, сенным рынком, на котором торговали сеном, железной церковью и Предмостной слободкой, Крепостной частью и полицейским садом. Исчезли польские фамилии и русские мундиры, еврейский базар и караимская кенаса.

Взамен явилась изумляющая непонятность. Сияющее многоэтажное убожество новостроя, железный поток автомобильных пробок, миллионное многолюдье, сумасшедшие цены на убогие квартиры. Многочисленные «дома потребления». И хаос интересов. Квинтэссенцией которых стала украинская политическая элита. Можно ли охарактеризовать архитектурный стиль Киева? История рассудит. Возможно ли определить вектор развития общества в таком хаотическом ландшафте? Вряд ли.

Как метко заметил в последнем интервью один очень известный политик: «Я не испытываю никакого желания обсуждать аппаратные отношения, о которых никто нигде никогда не может знать ничего определенного, – даже тот, кто сам находится в середине этого ада».    

Леонид Кучма был вторым президентом независимой Украины. Это его слова. Он абсолютно прав, давая характеристику сегодняшнему состоянию основных политических сил, которые участвуют в парламентской работе и деятельности Президентского Секретариата. Хаос. Комментарии к важнейшим политическим и экономическим вопросам дают все кому не лень. Сиюминутное мнение немедленно распространяют телеканалы и многочисленные интернет-СМИ. В результате потребитель информации получает столь же хаотичную картину происходящего. Из которой неясно ничего.

Да, в этом прав Леонид Кучма. Но мало такой констатации. Это полуправда. А правда в том, что нынешняя ситуация – прямое следствие диалектики и эволюции правления Кучмы.  Равно как и то, что его методы формировались под влиянием предыдущего периода развития. Режим Кучмы – реакция на катастрофу развала экономики, который пережила Украина после распада СССР. Кучме приходилось вести непростую борьбу с Верховной Радой. Сначала коммунистической, потом все более национал-консервативной, а затем – неолиберальной. Находясь в прямой зависимости от влияний со стороны России и Америки, президент Кучма воссоздавал тот способ управления, который единственно знал. Это иерархия крупного предприятия, административная система, ручное управление.

Но реалии рыночной экономики не вписывались в архитектуру советского цеха, где все принадлежит всем и никому. Борьба за собственность породила оппозицию, которая клокочущим варевом растворяла омертвелые двутавры устаревших, хоть и надежных механизмов. В этом бурлящем живом месиве рождались идеи и проекты, планы и намерения. Учитывая то, что замешивалась эта смесь западными поварами, от которых Президент зависел сам, участь его была предрешена. И противодействовать разрушению созданной им же системы Леонид Кучма был не в силах.

Как результат – сегодняшняя ситуация. Назвать ее опасной – ничего не сказать. С одной стороны, страна все глубже втягивается в мировой экономический кризис. Об этом свидетельствует рост цен и девальвация доллара как эквивалента человеческого труда в Украине, начиная с 1991 года. Здесь твердая тенденция к удорожанию топлива. В первую очередь – природного газа, на котором работает рентабельная химическая промышленность и черная металлургия. Не говоря уже об энергокомпаниях.

С другой стороны, витриной экономического кризиса является кризис политический. Снова отношение к собственности рассорило политические элиты. А надуманный и неумно реализовываемый языковой вопрос лишь углубляет противостояние.

Сегодня ясно, что ни одна политическая сила не в состоянии обладать преимуществом в Верховной Раде. Что силы делятся 50 на 50. Причина этого глубинная. Коренится уже не в периоде Кравчука, Кучмы или Ющенко. А уходит еще глубже – в тысячелетнюю историю Украины.

Кто объединит? Будет ли это третья сила? В странах так называемого третьего мира, куда неуклонно скатывается Украина на смену политическому хаосу, подобному украинскому, приходят военные хунты. Силовики, являющиеся реальной силой, обладающие хорошей организацией и дисциплиной, вторгаются в зону ответственности гражданских и на много лет берут под контроль экономику.

В Украине, где роль армии сведена к нулю, а армия как политический институт не функционирует, подобное невозможно. Еще меньше возможностей у милиции и СБУ. Поскольку деятельность этих органов за годы правления «оранжевых» была сильно политизирована, подчинена политикам, подвергалась многочисленным ротациям и чисткам. Последний фактор привел к тому, что принцип лояльности превалирует над принципом профессионализма в кадровой политике. В нашем случае – и слава Богу!

Впрочем, отдельные попытки использовать армию, МВД и СБУ в политических целях, так сказать в акциях прямого действия, были. И в 2004 году, во время оранжевой революции, и позже. Вспомним, например, инцидент с захватом Генпрокуратуры. К чести милиции, к Майдану присоединились лишь курсанты. Министр же предложил сотрудникам идти на Крещатик через рапорт об отставке. Во втором же случае Василия Цушко, похоже, просто подставили. Сначала отдав приказ, а затем оставив наедине со скандалом. Эта версия активно «гуляет» в политических и журналистских кругах. Но пока никто не подтвердил и не опроверг ее.

В поисках третьей силы бесполезно обращаться к политикам, ушедшим на пенсию. На заборах многочисленных столичных новостроек, изменивших необратимо облик Киева, часто встречаю надпись: «Данилыч! Ты был прав». В другом варианте: «Кучма – вернись!»

Такова реакция общества на результаты правления «оранжевых» и политический хаос. Действительно, при «дедушке», как ласково-фамильярно называли Леонида Кучму журналисты, ТАКОГО, как сейчас, быть не могло в принципе.

Да, Кучма все десять лет боролся с Верховной Радой. Доходило даже до референдума по возможности роспуска президентом парламента (результаты которого, впрочем, так и не были имплементированы). Да, Кучма вмешивался в работу законодательного органа. Использовал подконтрольные СМИ. Но это делалось исключительно для продавливания нужных стране законов. Для этого Кучма даже торговался, например, раздавая спецномера для автомобилей. Но добивался своего. Парламент работал. Даже большинство зачастую создавалось для противодействия Президенту. Но оно создавалось. И принимало законы. И Президент не боялся приходить в сессионный зал и выступать, например, с ежегодным посланием к депутатам.

Сегодня же Президент Ющенко без всяких референдумов распустил Раду, но ее работы так и не добился. Законы, необходимые государству, не принимаются. И, похоже, в такой конфигурации приниматься не будут. Поскольку, повторюсь, в Раде необходимо дееспособное большинство, а не то, что есть сейчас.

При Кучме работало правительство. Я подчеркиваю слово «работало». Работало, а не занималось пиаром, дальней стрельбой по предвыборным мишеням. При Кучме государственные чиновники, золотые кудри которых начинали частить в телевизионных интервью, немедленно вылетали с работы. Напротив, «тихие хозяйственники» обретали возможности и полномочия. Для меня всегда актуален пример Георгия Николаевича Кирпы.

Говорят, при Кучме пресса лежала под властью. Возражу – сейчас пресса тоже лежит. Под кем угодно. С Кучмы начинались все выпуски новостей. Но напомню: «тело» было лишь фоном. Оно заслоняло содержание для тех, кто оказался за бортом этой системы. Но суть от этого не меняется. В сюжетах, которыми открывались главные информационные выпуски страны, Кучма все время присутствовал при финале какого-то созидательного события. Освящал своим присутствием запуск энергоблока, спуск на воду нового судна, начало строительства, подписание выгодного для Украины договора, День победы народов СССР над оккупантами.

До оранжевой революции правила игры были одинаковыми для всех. Ты либо работаешь с властью, либо вылетаешь из игры. Но было ли это плохо? Таким образом укрепляется власть. А власть является гарантом стабильности жизни подданных государства. Круг замкнулся или кому-нибудь нравится это сонмище гетманов, каждый из которых Наполеон или Принц Савойский? И нет в украинской политике никаких правил игры, по которым играли бы все.

Может ли быть третьей силой сам Ющенко? Он, особенно в последние месяцы, показал себя активным игроком. И роспуск парламента, и предвыборная кампания, и роспуск «бело-синего» Майдана, и, наконец, разблокирование Рады шестого созыва. Все это его, Виктора Андреевича, заслуга. Исчезла мягкость обращений («любі друзі», «це по-перше»). Появились железные нотки «не мальчика, но мужа». По сути дела, самым главным достижением последнего времени, является то, что Ющенко поборол природную политическую ревность и до сих пор не уволил Юлию Тимошенко с поста премьер-министра. Поскольку сегодня каждый день ее пребывания на посту главы Кабинета снижает вероятность победы на президентских выборах.

Терпимости Ющенко можно позавидовать. Поскольку ежедневно Юлия Владимировна бросает прямые вызовы самолюбию Виктора Андреевича. Это и газовые переговоры, и политические заявления, несовместимые со статусом госчиновника, снисходительно-покровительственные интервью о действиях Президента и, наконец, постоянные напоминания о 2009 годе.

Последнее, что позабавило тех, кто следит за политическими перипетиями, – это очередной обмен письмами. Виктор Андреевич, погрязший в переговорах и компромиссах с симпатиками Медведчука, призывает Тимошенко избавиться от людей Медведчука. Забавно, если не сказать больше.

Несомненно, главным доказательством того, что Ющенко – не третья сила, является саммит в Бухаресте. И глава государства был жалок, когда его видели заявляющим публично о том, что процесс присоединения Украины к ПДЧ «опережает график». Да, не обошлось без «руки Москвы». Европа все сильнее зависит от отношений с Москвой. Но зачем же так перебирать? Все знают, что Украину к НАТО не подпустят. Но Ющенко говорит, что подпустят.

Упрямые попытки биться лбом в ворота Североатлантического альянса вводят нынешнего Президента в такую международную изоляцию, которая Кучме даже в разгар «кольчужного скандала» и в страшных снах не снилась. Прозападные журналисты вроде внучки Никиты Хрущева в открытую пишут в политико-формирующих западных изданиях: Америка отвернулась от Ющенко. За политическую нерешительность, отсутствие позиции, попытки договориться с кем угодно, во имя сохранения власти. Ну и, конечно, слабость. Мягкость. За это не любят уже капризные и неверные избиратели.

Юлия Тимошенко не может быть третьей силой. Поскольку третья сила объединяет, уничтожая непримиримых. А она столь же нерешительна, столь же зависима от внешних влияний, как и остальные. Да, она может стать президентом в 2009 году. Но это будет начало настоящего раскола, стоит только ей начать то, что она обещает сделать. Ей не впервой обещать невыполнимое и выдать желаемое за действительное. Но правда в том, что Тимошенко – командный игрок. И никогда не поступала и не поступает по своей собственной прихоти. А именно это качество ей «пришили» те, кто потратил немало для очернения «белой дамы».

Но потому и не может стать Тимошенко третьей силой. Она – несамостоятельна. Тем, кто хочет докопаться до истины, следует просто прослушать расшифровки ее телефонных переговоров, выложенных в Интернете. В каждом разговоре она отвергает собственный взгляд на вещи, принимая в качестве компромисса чью-то точку зрения. А настоящий лидер не оглядывается ни на кого. Он знает, что делать. И делает.

Что до остальных? Там смешно. Третья сила  – это не Владимир Литвин, похожий, как близнец, на остальных «птенцов гнезда Кучмова». Не Петр Симоненко, который соберет на следующих выборах под красными знаменами воинствующих атеистов, православных владык и мусульманских алимов. Не НУ-НС, объединивший осколки окаменелого скелета РУХа и сынков советской партноменклатуры.

Несомненно, третья сила грядет. О ее приближении свидетельствует и экономический кризис, и политический хаос, из которого нет выхода.

Взглянем еще раз на фотографии старого Киева. Это был райский уголок. Крохотные домики-пирожные, утопающие в зелени. Мир был прекрасен и удивителен. Развивалась наука. Творили художники и ваятели. Архитекторы ежегодно украшали Город новыми произведениями зодчества. Радовали почитателей футуристы, фантомисты. Ничто не сулило огорчений.

Читаю дату изготовления литографии: 1914.

Автор:Максим Равреба

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі