Почему Савик Шустер ушел с "Интера" и планах на "Украине". Интервью

7 August 2008, 08:13

Знаменитый телеведущий впервые после своего увольнения с «Интера» и перехода на «Украину» рассказал о своем новом проекте, давлении из Секретариата президента, свободе в ельцинской России и о стандартах Бориса Колесникова.

— Савик, так почему же вы все-таки оставили "Интер"?

— Уже пошел четвертый сезон, как я работаю на украинском телевидении, и мне захотелось быть не наемным служащим на том или ином телеканале, которого может начальство вызвать на ковер, которому можно позвонить и отчитать, потому что он отсутствует в офисе, а создать собственную продакшн-студию. Благо, знание и опыт у меня имеется богатый. Вот с этим и связан уход.

— Говорят, что на вас со стороны Секретариата президента оказывалось давление, чтобы вы не приглашали на свою последнюю программу, в которой обсуждался вопрос об отравлении Виктора Ющенко, Давида Жванию. Это правда?

— Знаете, на большом канале — большие проблемы. Так мне сказал кто-то, когда я переходил на "Интер". Я не в праве раскрывать то, что происходит на журналистской кухне. Но скажу так — журналист должен выбирать самую актуальную и самую важную тему, но когда начинает преобладать некая политическая целесообразность и какие-то еще факторы, то для меня как для журналиста это неприемлемо. Что касается той программы, то, прилетев поздно вечером из Италии, я стал готовить ее сценарий только в пятницу, возникли всякие трения с руководством канала. Но это — опять же — внутренняя кухня большого канала. Лично я уверен, что лучшее решение для меня как для журналиста — это собственное производство. Вот почему я и создал собственный продакшн.

— А вот из Секретариата на вас давили?

— Меня как-то упрекали в том, что я якобы раскалываю страну, но ведь это сами политики ее раскалывают, когда, например, начинают блокировать парламентскую трибуну, вызывать друг друга на дуэли, отбирать паспорта у украинских граждан и выяснять отношения в прямом эфире...

— А правду говорят, что в список персон нон грата в вашей программе попали Тягнибок и Бродский?

— С разных сторон мне советовали, что первого приглашать на программу нельзя из-за его экстремизма, но с таким подходом я был не согласен, так как за Тягнибоком все же стоит определенный электорат Западной Украины. Что касается Бродского, то наша передача не является желтой, чтобы обсуждать в ней вопросы из серии "ниже пояса".

— А вы будете выкупать свой контракт, что предложило вам руководство "Интера"?

— Я не понимаю, что значит — выкупать контракт. У меня не было никаких формальных отношений с Интером, я числился штатным сотрудником Пират Продакшен, который производит программы для «Интера». Естественно, я считаю себя свободным человеком, и могу подать заявление на увольнение — как любой другой человек, что я и сделал. Больше того — поскольку я перерасходовал отпуск, я вернул эти незаработанные деньги каналу. Поэтому постановка вопроса о выкуплении какого-либо контракта для меня является загадкой.

— Говорят еще, что Ринат Ахметов, владелец ТРК "Украина", предложил вам зарплату в 150 тысяч долларов, в 3 раза большую, чем на канале "Интер", вот, мол, поэтому вы и ушли с канала...

— Послушайте, я работаю в своей продакшн студии, никакой зарплаты я на "Украине" получать не буду. Мы просто будем продавать туда свой продукт. Вот и все. С понедельника по четверг в вечернем эфире на "Украине" будет идти не привычный для телезрителя "пятничный формат" ток-шоу, а новый, названия пока нет. Что это будет за передача, пока точно сказать не могу, потому что сценарный план меняется каждый день, французы, которые помогают нам делать эту передачу, присылают каждый день по электронной почте новую картинку студии. Могу только сказать, что в программу, как и в "Свободу", будут приглашаться зрители, за столом будут вместе со мной сидеть политики, журналисты, общественные деятели, политологи и в течение примерно часа мы будем обсуждать какие-то актуальные для этого дня проблемы. Дискуссия в программе будет, но это не значит, что гости будут остро полемизировать между собой, просто мы будем рассматривать проблему со всех сторон. Подобные программы есть на французском телевидении, но французский формат мы адаптируем под украинскую реальность. Помогает мне все это организовать известный французский телепродюсер с пятнадцатилетним опытом Давид Сьяма. Он был продюсером трансляции концерта Селин Дион из Лас-Вегаса. А вот по пятницам зрители в 21.30 в течение 3 часов будут опять смотреть привычную "Свободу", но только название будет другое.

— Почему вы заключили контракт именно с "Украиной"?

— Не скрою, мы вели переговоры со многими телеканалами, но только генпродюсер "Украины" Вольдемар Дзикий согласился включить в контракт пункт, что канал не вмешивается в процесс создания программы. Никаких сценариев мы утверждать у генпродюсера не будем, гостей согласовывать тоже. "Украина" просто будет показывать то, что будет происходить в студии. Кстати, этот пункт стал камнем преткновения в переговорах с руководством "Интера". Договор с "Украиной", кстати, заключен на три года. Мы производим продукт для них. Если у нас появилась идея какого-то формата, то сначала мы предлагаем его "Украине". Если он отвергается, то вольны предложить его другим каналам. Так же мы можем разрабатывать форматы, если какой-то канал за этим к нам обратится. Кстати, контракт с "Украиной" начал действовать с сегодняшнего дня (интервью записывалось 5 августа — Авт.).

— Так надо по этому поводу выпить... (смеемся)

— А почему бы и нет. Сейчас кого-то попрошу купить красного вина (в итоге за горячительным идет Давид Сьяма и через некоторое время приносит две бутылки французского вина и закуску — колбасу, орешки и чипсы - Авт).

— Вы с самим Ринатом Ахметовым перед заключением контракта встречались?

— Нет, а вот с Борисом Колесниковым (нардеп-"регионал", близкий соратник Ахметова — Авт.) беседовал. Он со всеми нашими предложениями согласился, единственное условие, которое он поставил, чтобы в программе соблюдались стандарты объективности как на ВВС. Мне это подходит.

— Кстати, об объективности. Многие считают, что вы более благосклонны к "оранжевым", чем к "бело-синим", поэтому не даете последним спокойно выступать, перебиваете их...

— Это не правда. Я действительно благодарен оранжевой революции. Если бы ее не было, то меня в Украину делать "Свободу слова" никогда не пригласил бы Виктор Пинчук. Но это не значит, что я даю преимущество "оранжевым". Я в равной степени уважаю и Виктора Андреевича Ющенко, и Юлию Владимировну Тимошенко, и Виктора Федоровича Януковича.

— А вот последнего мы наконец-то увидим в вашей программе на "Украине", а то он к вам в отличие от Ющенко и Тимошенко не приходил ни разу?

— Я очень надеюсь на это.

— Где вам легче работалось? На НТВ, "Интере" или ICTV?

— Если говорить о ельцинской России, то в России было проще, чем сейчас в Украине. Было меньше давления с разных сторон.

— А если позовут в путинско-медведевскую Россию, поедете обратно?

— Нет, я в Украине уже пустил корни. Если российские каналы захотят, чтобы мы производили для них программы, пожалуйста. К тому же в мою компанию вкладывают серьезные деньги...

— Пакистанец Мухаммед Захур?

— Да, но он не пакистанский, а британский бизнесмен. Окупаемость от вложенных средств будет достигнута нами только через 2-3 года. Мы собираемся строить собственные мощности, нельзя же все время делать студии на киностудии Довженко.

— "Украина" хочет приглашать на свой канал российских звезд телевидения. Конкуренции не боитесь?

— Нет. Приглашать российских звезд — это не продуктивно для повышения рейтинга канала.

— А Владимира Соловьева, например?

— Пусть он не обижается, но без указания Кремля он сюда не приедет. А вот наша компания будет производить звезд для украинского телевидения здесь из самих украинцев. Девиз нашего продакшна будет таким — "Мы делаем звезд!".

ОТ "СВОБОДЫ" ДО "СВОБОДЫ" Советский эмигрант из Литвы Шустер стал известен сначала радиослушателям, а не телезрителям, во время перестройки, когда работал на "Радио Свобода". Он вел даже передачи из московского "Белого дома" во время августовского путча. Долгое время работал на российском канале НТВ, где сначала вел программу, посвященную футболу, а потом "Свободу слова". После ее закрытия в 2005 году Виктор Пинчук пригласил его с этим форматом на ICTV, где он проработал 2 года и ушел на "Интер". Там помимо "Свободы" он делал программу "Великие украинцы", победителем в которой чуть было не стал Бандера. Через год работы прервал свое сотрудничество с "Интером" и перешел на "Украину".

Александр Чаленко
 

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі