Говорит и показывает СБУ. Противниками Ющенко в Раде занялись спецслужбы

10 November 2008, 11:25

6 ноября Служба безопасности Украины (СБУ) выдала очередную порцию компромата на депутатов Верховной Рады. Среди тех, кого спецслужба обвинила в незаконной деятельности, оказались двое членов БЮТ и один парламентарий из «Народной самообороны». Оба этих объединения после развала «оранжевой коалиции» фактически перешли в оппозицию к президенту Украины Виктору Ющенко. Их представители уже заявили, что СБУ действует по заказу президентского секретариата.

 (парламентарий, в частности, требовал возбудить против Балоги уголовное дело за незаконное использование самолетов МЧС; депутат обратился в Контрольно-ревизионное управление, и там его обвинения подтвердили).

С другой стороны, президенту, возможно, потребовалось средство давления на отступников, для того чтобы добиться финансирования выборов в Раду и тем самым разморозить избирательный процесс. На следующей неделе парламент как раз возобновит работу в пленарном режиме. Напомним, что предыдущая попытка протащить через Раду поправки в бюджет, которые бы обеспечили финансирование избирательного процесса, провалилась. И провалилась как раз из-за того, что сторонникам выборов (в их числе оказались «нашеукраинцы», «регионалы» и представители Блока Литвина) не хватило голосов. Во фракции «Наша Украина — Народная самооборона» законопроект поддержала только половина депутатов.

При развале «оранжевой коалиции» и обострении конфликта между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко силовые структуры (прежде всего, Служба безопасности Украины, которая считается подконтрольной Виктору Ющенко) не остались в стороне. Правда, предыдущие действия силовиков  — например, попытка раскрутить «дело о государственной измене Тимошенко», которое сколотили в президентском секретариате, — выглядели весьма топорно (СБУ передала в Генеральную прокуратуру некие материалы по этому делу, однако там в итоге никаких признаков преступной деятельности Тимошенко не нашли).

Позднее силовики стали работать более четко. В середине октября было возбуждено уголовное дело по факту вмешательства в деятельность суда, где рассматривался вопрос о проведении досрочных выборов в Раду. Фигурантами по этому делу, как сообщил начальник СБУ Валентин Наливайченко, стали депутаты Блока Юлии Тимошенко (бютовцы заявляют, что не давили на судей, а напротив, защищали их от давления со стороны президентского окружения). Кроме того, киевская прокуратура завела дело об инциденте в здании ЦИКа 14 октября, где, как утверждает начальник Управления государственной охраны (УГО) Валерий Гелетей, депутаты БЮТ избили шестерых его подчиненных и якобы даже пытались «захватить комнату с оружием» (парламентарии заявляют, что сами пострадали от действий бойцов спецподразделения «Альфа», стянутых к Центризбиркому).

Можно строить догадки о том, повлияли ли на готовность БЮТ судиться с Ющенко эти уголовные дела или какие-то другие обстоятельства. Однако в конце октября представители Блока Юлии Тимошенко неожиданно отказались от судебного иска против президентского указа о выборах. Хотя до этого заявляли, что используют любые средства для того, чтобы эти выборы сорвать. И тяжба для бютовцев, кстати, продвигалась довольно неплохо: им удалось парализовать избирательный процесс, приостановить ряд президентских решений (например, об увольнении судьи, принявшего их иск, а также о ликвидации суда, остановившего выборы). Помимо прочего судебные споры позволили им выставить «гаранта конституции» самодуром, который разгоняет неугодные ему суды и увольняет нелояльных судей.

В начале октября, напомним, Ющенко и его окружение продемонстрировали, что имеют эффективные средства давления на Тимошенко и БЮТ. Тогда бютовцы неожиданно отказались от законопроектов, принятых совместно с Партией регионов. Документы, которые существенно ограничивали президентские полномочия, сами по себе были аргументом в политическом противостоянии между Ющенко и взбунтовавшейся Радой. И средства для того, чтобы эти поправки реализовать, у бютовцев и «регионалов» были (вместе они имели достаточно голосов, чтобы преодолеть президентское вето). В СМИ тогда высказывались предположения, что уступчивость БЮТ связана с угрозой возвращения на Украину бывшего премьера Павла Лазаренко, от которого украинские силовики, как считается, могут получить серьезный компромат на Юлию Тимошенко.

«Воробьи», вагоноремонтный завод и банк «ФСБ»

Очередная атака на депутатов (под предлогом борьбы с коррупцией, разумеется) началась в конце октября, причем старт дал лично Виктор Ющенко. Выступая на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), он заявил, что парламентарии связаны с организованными преступными группами, занимающимися контрабандой. Ющенко и выступивший позднее Наливайченко сообщили названия этих ОПГ ( «Воробьи», «Хромой», «Добряки»), однако имен депутатов называть не стали, ограничившись намеками.


Ни один из этих намеков, что примечательно, не указывал на представителей «Нашей Украины». В числе подозреваемых оказались, прежде всего, депутаты БЮТ, а также «регионалы», «оборонцы» и коммунисты. Начальник СБУ заявил, в частности, что в отношении группы «Воробьи» «все сходится прямо на парламентском комитете по борьбе с организованной преступностью». Обвинение бросало тень сразу на несколько оппозиционных фракций: в комитет, который возглавляет депутат-коммунист Игорь Калетник, входят «регионалы», бютовцы и двое представителей «Народной самообороны» (в том числе упомянутый Геннадий Москаль, который является первым заместителем председателя комитета).

После выступления Наливайченко в СМИ появилась кое-какая информация о возможной причастности этой группы парламентариев к организованной преступности. Так, издание «24.ua», сославшись на некоего анонимного депутата, ранее входившего в группу по борьбе с контрабандой, написало, что к экспортно-импортным аферам якобы причастны упомянутый Игорь Калетник, член комитета по борьбе с преступностью Артем Пшонка (Партия регионов), а также депутат БЮТ Евгений Добряк (журналисты вспомнили, что одна из названных президентом групп носила называние «Добряки»).

Правда, пока все эти разоблачения являются всего лишь слухами. Руководитель СБУ, выступивший с громкими обвинениями, мог бы их подтвердить или опровергнуть, однако предпочел этого не делать. На заседание комитета по борьбе с организованной преступностью, созванное по его просьбе, он не явился (в СБУ заявили, что Наливайченко заболел) и не прислал ни одного из своих заместителей. К руководству Рады, как сообщил 6 ноября спикер парламента Арсений Яценюк, правоохранительные органы по этому поводу не обращались.

Вместо этого Наливайченко выступил с новыми обвинениями, которые к контрабанде отношения не имели. Геннадия Москаля он теперь обвинил в незаконной выдаче удостоверений «Участник боевых действий», его коллегу из БЮТ Ивана Сидельника — во вмешательстве в деятельность суда «с целью рейдерского захвата Днепровского вагоноремонтного завода». Еще одного бютовца Гарегина Арутюнова — в связи с днепропетровским банком «ФСБ» (Финансовый союз банк), который якобы незаконно переводил деньги за границу. Начальник СБУ также сообщил (очевидно, в качестве анонса к следующей порции компромата), что его ведомство расследует незаконные операции со средствами, выделенными для семей «чернобыльцев». Фамилии депутатов, подозреваемых в этом преступлении, он не назвал. По информации «Коммерсанта. Украина», подозреваемым является еще один бютовец — некий представитель комитета по национальной безопасности и обороне.

Депутаты, которых упомянул Наливайченко, назвали обвинения абсурдными и пообещали засудить начальника СБУ за клевету. «Когда я получил эту информацию, перезвонил в нашу (Сумскую) областную прокуратуру,  — рассказывает Иван Сидельник. — Мне говорят, что никаких материалов на меня нет. Тогда я перезвонил в областное управление СБУ. Там тоже сказали, мол, я новый, молодой, и на меня нет никаких материалов».


Гарегин Арутюнов заявил, что слова Наливайченко — «полный бред». «Я к этому банку („ФСБ“) отношения не имею », — добавил он (в самом банке, как сообщают «Экономические известия», подтвердили, что среди его акционеров нет ни Гарегина Арутюнова, ни афиллированных с ним структур). Геннадий Москаль также назвал обвинения несостоятельными, отметив, что статус «Участник боевых действий» по закону предоставляют военкоматы. По его словам, ранее Генеральная прокуратура уже проверяла обвинения о его причастности к коррупционным преступлениям и «однозначно отказала в возбуждении уголовного дела». «Если руководителю СБУ так хочется порыться в старом хламе, почему это должно становиться объектом интересов всех силовых структур?», — возмущался депутат. Парламентарий добавил, что «недалекий глава СБУ снова доказал, что ему пора паковать чемоданы».

К отставке Наливайченко, кстати, призывают не только конфликтующие с ним представители «Народной самообороны» и БЮТ (последние, комментируя его обвинения, назвали начальника СБУ «генералом по вызову» и заявили, что спецслужба при нем превратилась в управление по черному пиару при секретариате Ющенко). Представитель Партии регионов, бывший сотрудник КГБ Владимир Сивкович заявил, что увольнение Наливайченко устроило бы «всех кроме президента, чьи приказы он исполняет безукоризненно». В последнее время в СМИ ходили слухи о том, что его могут перевести в секретариат Ющенко или в СНБО, однако подтверждения они пока не получили.

P.S. Обвинения, которые озвучил руководитель Службы безопасности Украины, пока что депутатам ничем существенным не грозят. В соответствии с Конституцией страны, парламентарии обладают неприкосновенностью, которая не позволяет задерживать или арестовывать их без согласия Верховной Рады. Правда, Рада в настоящее время находится в подвешенном состоянии: Ющенко, который дал ей поработать еще некоторое время, в любой момент может снова ее распустить. И депутаты (либо сразу же, либо после выборов — в зависимости от того, как трактовать статью о прекращении их полномочий) станут «прикосновенными». Со всеми вытекающими последствиями.

Lenta

 

http://vlasti.net/

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі