“Валя-тепловоз” и секреты Фонда госимущества Украины

16 January 2009, 13:23

Ах, как она любила себя во власти! В течение первых двух лет «царствования» Валентины Семенюк-Самсоненко на троне Фонда госимущества Украины за деньги ведомства было напечатано огромное количество поздравительных открыток с её изображением, ежегодников-календарей, в которых на каждой странице красовалась в дорогих одеяниях и позах она, непревзойденная шефиня. А к Новому году была даже выпущена специальная партия шампанского с персональным приветом от Валентины Петровны.

На хлебные должности по соцпризыву

И вот она ушла, точнее – ее ушли. Какой же след оставила после себя в Фонде госимущества Украины пламенная социалистка?

“Валя-тепловоз” и секреты Фонда госимущества Украины

Характерными чертами руководства Валентины Семенюк-Самсоненко Фондом госимущества стали лицемерие, партийная заангажированность, выходящий за рамки элементарного здравого смысла популизм и низкий профессионализм.

Как известно, она заняла пост приватизационного министра на волне “оранжевой революции” в апреле 2005 года. В предшествующий период своей политической карьеры Валентина Петровна сумела заработать себе соответствующий партийному статусу имидж самоотверженного борца за социальную справедливость, эдакой смелой комиссарши в кожанке, ярого приверженца государственной собственности и противника грабительской антинародной приватизации.

Поэтому главной миссией Валентины Петровны, как неоднократно заявлял тогда в своих выступлениях Виктор Ющенко, должно было стать выявление всех многочисленных злоупотреблений и нарушений, допущенных в период президенства Леонида Кучмы, и возврат государству незаконно приватизированных предприятий. Сегодня же, беру на себя смелость утверждать, что за период правления Валентины Семенюк-Самсоненко уровень коррупции в ряде структурных подразделений Фонда возрос в несколько раз. Но обо всём по порядку.

До прихода в Фонд госимущества многие его сотрудники, хорошо знавшие теневую сторону приватизации в Украине, относились с большим уважением к принципиальности в убеждениях и политических поступках Валентины Петровны, даже несмотря на то, что она в качестве председателя Специальной контрольной комиссии Верховной Рады 4-го созыва немало попортила им крови. Однако возможность лично созерцать моральную трансформацию Валентины Семенюк-Самсоненко в ходе совместной работы изменило отношение ветеранов ведомства к ней в противоположную сторону.

Так, после утверждения парламентом Валентины Петровны на должности председателя Фонда госимущества, она сразу же начала свою деятельность в новом качестве с противозаконного и несправедливого шага – заставила всех директоров департаментов и заместителей председателя Фонда "добровольно" написать заявления об уходе со своих должностей "по собственному желанию". В дальнейшем это дало ей возможность быстро расставить на ключевых постах ("хлебных местах") большое количество своих людей. Безусловно, эту гнилую практику придумала не Валентина Петровна и используют ее, к сожалению, практически все вновь назначенные министры. Но в отличие от нее, они хоть не прикрываются высокими социалистическими лозунгами.

Конечно же, люди, пришедшие в Фонд по "социалистическому набору", ни в чем не виноваты: в силу своих способностей кто-то из них лучше, а кто-то хуже освоил должность за прошедшее время. Но несомненно одно – они не достигли профессионального уровня «вычищенных» Валентиной Семенюк-Самсоненко специалистов (и в обозримом будущем этого, видимо, не сделают).

Когда оказалось, что земляков, кумовьев и просто однопартийцев, желающих перейти на средние руководящие должности в Фонде, значительно больше, чем "добровольно освобожденных" мест, то Валентина Петровна начала выдавливать второй эшелон не совсем лояльных к ней и социалистам людей. Всего за время своего правления в Фонде Семенюк-Самсоненко сменила 65% руководства департаментов и начальников отдельных управлений и других структурных единиц. Среди командиров региональных отделений эта цифра составила 31%.

Параллельно с этим для "своих" Валентина Петровна даже ухищрялась создавать новые, надуманные и по большому счету никому в Фонде не нужные структуры. Например, управление документального обеспечения, которое в значительной мере дублирует функции другого подразделения ФГИУ.

Причем не останавливалась социалистка в своем стремлении "натыкать" в Фонде как можно больше своих креатур даже в преддверии ее прогнозируемого ухода с должности. В случае же, если у неё это сходу не получалось, как, например, в НАК “Национальная сеть аукционных центров”, в котором Фонд является стопроцентным учредителем, Валентина Петровна, чтобы заменить сопротивлявшееся её кадровым требованиям руководство данной государственной компании, развила бешенную деятельность по реорганизации предприятия.

“Свои люди” не только пользовались у Валентины Семенюк-Самсоненко особым доверием, но и были окружены теплой заботой. В их кабинетах, раньше чем у других, были проведены дорогие ремонты, установлена новая офисная мебель, они в первую очередь получали новые компьютеры, ксероксы и факсы. Для земляков из Ружина Валентина Петровна выбивала места в общежитиях и путёвки в хорошие дома отдыха и санатории.

Шикарная жизнь на фоне ртутной диверсии

Не забывала начальница и себя. Несмотря на то, что в Фонде госимущества 40% офисной техники устарело физически и требовалась её немедленная замена, что состояние значительной части помещений, в которых работают рядовые сотрудники, не отвечает элементарным санитарным нормам, Валентина Петровна к своему прошлогоднему юбилею шикарно отремонтировала себе кабинет и приёмную, приобрела для себя через обслуживающее Фонд предприятие “Сити-Сервис” новое, накрученное “Ауди” за 540 тысяч гривен. И это в то время, когда некоторые сотрудники приватизационного ведомства вынуждены были приносить из дому на работу собственные компьютеры, чтобы выполнять свои служебные обязанности.

Настоящей насмешкой над подчиненными стала “забота” об их здоровье, проявленная Валентиной Семенюк-Самсоненко после загадочного разлития ртути на нескольких этажах здания центрального аппарата Фонда в июле 2008 года. Вместо того, чтобы быстро провести замеры и необходимую в подобных случаях обработку не только в коридорах и кабинетах руководства ФГИУ, но и в кабинетах рядовых сотрудников на пострадавших этажах, оперативно выделить деньги и организовать специальные медицинские обследования почувствовавших себя плохо сотрудников, Валентина Петровна распорядилась оснастить все помещения третьего этажа, на котором располагаются её кабинет, приёмная и два зала для совещаний… камерами видеонаблюдения. И это при том, что изначально проведённые специалистами санэпидемстанции химические замеры на третьем этаже малейших признаков ртути не обнаружили.

Естественно, после такой “заботы” со стороны начальства многие сотрудники стали подумывать, а не специально ли всё это было подстроено, чтобы Валентина Петровна могла лишний раз обвинить премьера Тимошенко в заговоре против неё. Проще говоря, попиариться.

И все же вершиной проявления лицемерия госпожи министерши по отношению к своим подчинённым стало увольнение с работы директора департамента финансовой работы Ольги Дьяковой (это произошло в конце июля 2008 года). Дьякову обвинили в том, что она поставила вместе с Портновым, который на тот момент был назначен постановлением Кабмина и.о. председателя ФГИУ, свою подпись под платёжным поручением для выдачи сотрудникам Фонда майской зарплаты. 5 октября Окружной административный суд Киева вынес постановление о немедленном восстановлении Дьяковой на работе. Однако Семенюк-Самсоненко дала категорическую команду охране не пускать директора финдепартамента в здание Фонда.

Культ личности госпожи министерши

Другой, наиболее показательной чертой стиля руководства Валентины Петровны стало навязывание ею своего культа личности среди подчинённых.

Шампанское, выпущенное в честь шефини ФГИУ Валентины Семенюк-Самсоненко.

В течение первых двух лет председательствования Валентины Семенюк-Самсоненко за деньги Фонда было напечатано огромное количество поздравительных открыток к 23 февраля и 8 марта с её изображением, ежегодников-календарей, в которых на каждой странице сотрудники ведомства могли созерцать свою шефиню в разных одеяниях и позах. А к Новому году в Киеве была даже выпущена специальная партия шампанского с персональным приветом от шефини Фонда.

Любила Валентина Петровна покрасоваться перед людьми и во время своих рабочих поездок по регионам. Во время подобных мероприятий её эскорт, как правило, состоял не менее чем из трёх машин. Наряду со своими ближайшими помощниками, за ней всегда следовали автомобили с охраной и журналистами. Стоили эти вояжи бюджету Фонда, конечно же, недёшево.

Справедливость навыворот

Главными темами всех публичных выступлений Валентины Семенюк-Самсоненко в период ее председательствования в Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации Верховной Рады 4-го созыва были требования соблюдения открытости, законности, честности и социальной справедливости при продаже объектов государственной собственности. Наиболее ярким примером “открытости” в деятельности Валентины Петровны на посту председателя Фонда стала продажа на конкурсе 76% пакета холдинговой компании “Лугансктепловоз”.

Среди сотрудников Фонда во время эпопеи с данным предприятием упорно ходили слухи о том, что всю эту кухню с запретом суда в ноябре 2006 г. проводить конкурс по его продаже и отменой Хозяйственным судом столицы указанного постановления в марте 2007 года организовал некий известный донецкий бизнесмен. Он, если верить данной версии, заработал на посредничестве порядка 500 млн гривен.

Слухи, конечно, есть слухи. И часто они специально распространяются, чтобы очернить достойного человека. Но, согласитесь, во-первых, очень удивительно, что судебное блокирование конкурса произошло по иску Министерства транспорта и связи, каково на тот период возглавлял соратник Валентины Петровны по Социалистической партии Николай Рудьковский.

Во-вторых, поражает скорость, с которой Валентина Петровна уже в день разблокирования судом конкурса издает приказ о его восстановлении, утверждает протокол заседания рабочей группы, которым не были допущены к участию в нем ОАО “Марганцевский горнообогатительный комбинат” и ОАО “Днепровагонмаш”. А на следующий день, 23 марта 2007 года, подписывает договор купли-продажи с победителем – Брянским машиностроительным заводом.

И, в-третьих, удивляет неистовость, с которой Валентина Семенюк-Самсоненко, вопреки своим постоянным заявлениям о соблюдении буквы закона, не выполняет решений многочисленных судов об отмене результатов конкурса по продаже “Лугансктепловоза”. Возможно, из-за этого в кулуарах Фонда шефиню стали называть … «Валей-тепловозом».

Кстати, кулуарность в организации конкурсов была характерна не только в делах продажи пакетов акций “Лугансктепловоза”, “Комсомольського рудоуправления”, но и в таких, более мелких, для Фонда конкурсах, как например, отбор экспертных фирм для оценки объектов приватизации и отчуждения. Здесь победитель определялся не на основе каких-нибудь объективных критериев (стоимости предлагаемых услуг, опыта профессиональной деятельности, сроков выполнения работ и тому подобное), что характеризуют преимущества того или другого участника конкурса, а путем демагогического навязывания председателем комиссии остальным её членам выгодного для них или высшего руководства Фонда оценочных фирм.

В истории с судебными баталиями по поводу возврата в госсобственность холдинговой компании “Черноморский судостроительный завод” видны лицемирие и двуличность шефини Фонда. Руководимый Валентиной Петровной Фонд госимущества издал разрешение о перепродаже контрольного пакета акций ОАО “Судмашпром” (преемник ЧСЗ) Херсонскому судостроительному заводу, который подконтролен известному российскому бизнесмену Вадиму Новинскому. Это было сделано вопреки позиции Валентины Семенюк-Самсоненко (мол, Черноморский судостроительный завод должен быть возвращен в государственную собственность и выставлен на повторную продажу на открытом конкурсе) и заявлениям представителей ключевых акционеров ЧСЗ братьев Чуркиних о том, что никаких переговоров о перепродаже своего пакета акций они не вели и своего разрешения на соглашение не давали. Кроме того, существовало ходатайство самого ФГИУ (в рамках судебных тяжб) о возврате ЧСЗ в госсобственность, посему завод находился под арестом, следовательно, любые коммерческие операции до конца судебного разбирательства были запрещены.

Если далее говорить о приватизационных «успехах» Валентины Семенюк-Самсоненко, то нельзя не вспомнить о Харьковском турбоатоме, переданном фактически на откуп коммерческому банку своего однопартийца В.Субботина, а также о недавнем согласии Валентины Петровны по поводу преобразования ОАО «Азовмаш» в закрытое акционерное общество, что позволяет директору и главному собственнику этого холдинга Савчуку завладеть государственным пакетом акций предприятия на неконкурентной основе.

Даже ресторан подмяла под себя

Не выдерживают критики и месиджы Валентины Петровны о необходимости обеспечения честности при проведении приватизации. Данная моральная категория предусматривает прежде всего профессиональную чистоплотность. Однако, как видно из выступления Валентины Семенюк-Самсоненко во время острых дебатов на последнем съезде Социалистической партии, она даже пошла на противозаконные шаги, чтобы приобрести для партии офис.

Использовала «Валя-тепловоз» свое служебное положение в личных целях и при сдаче на льготных условиях в аренду “своим” людям нескольких помещений под кафе-ресторан в здании центрального аппарата Фонда госимущества по адресу: Киев, переулок Кутузова, 18/9. И это при том, что существует нормативный документ Кабинета Министров, запрещающий всем министерствам и ведомствам сдавать в аренду помещения зданий, в которых они расположены.

Помещение кафе-ресторана в переулке Кутузова, 18/9

Этот зал Семенюк-Самсоненко сдает своим людям на льготных условиях

В этом ресторанее (Кутузова, 18/9) часто собираются люди Семенюк-Самсоненко

Более того, поскольку до прихода в Фонд Валентины Семенюк-Самсоненко в переулке Кутузова, 18/9 в течение пяти лет успешно работало кафе, созданное с участием ФГИУ (это – дочернее предприятие фирмы «Сити-Сервис», обслуживающей Фонд), то шефиня Фонда целый год настойчиво прессинговала директоров нескольких профильных департаментов своего ведомства, чтобы те нашли зацепки или повод для его ликвидации. Когда эти руководящие установки были реализованы и “свой” арендатор начал делать в кафе ремонт, то Валентина Петровна едва ли не на каждом еженедельном совещании с директорами департаментов уверяла, что это все делается для удешевления и улучшения обеденного питания всех работников Фонда.

Результат, конечно, оказался как раз наоборот. Цены в кафе выросли, и никто из сотрудников центрального аппарата ФГИУ, кроме ближайшего окружения начальственной социалистки Вали, кафе-ресторан не посещает (вернее сказать, не в состоянии посещать).

Более того, пользуясь покровительством Валентины Семенюк-Самсоненко, владельцы кафе до того обнаглели, что фактически захватили часть уличной территории возле Фонда, установив без какого-либо разрешения Печерской районной госадминистрации павильон и специально огражденную стоянку с парковочными замками для машин посетителей. Теперь выходит, что не кафе для Фонда, а Фонд для кафе.

P.S. Возможно, читателю данной статьи может показаться, что автор пытается попинать свергнутого нелюбимого начальника. Но это не так. Большая часть того, что написано в статье, говорилось автором Валентине Семенюк-Самсоненко или прямо в глаза на служебных совещаниях, или писалось в специальных докладных записках на ее имя, на которые она, кстати, фактически не реагировала. Более того, ранее автор пытался опубликовать данный материал в ряде газет. Но, к сожалению, пока Валентина Петровна была при власти, это ему не удавалось.

Сегодня Валентина Семенюк-Самсоненко, не согласившись с решением Верховной Рады отправить ее в отставку, вдруг заболела, не забыв, правда, при этом прихватить с собой в больничную койку гербовою печать Фонда госимущества Украины. Из высказываний Валентины Петровны по телевидению следует, что она намерена судиться с парламентом по поводу якобы незаконного увольнения. Вероятно, экс-шефиня Фонда будет до последнего цепляться за хлебную должность, которая так пришлась ей по душе. Она уже не хочет ехать в родной и несчастный городишко Ружин, чтобы там бороться за лучшее будущее трудового народа. Она привыкла быть на верхотуре власти, обеспечивающей ей сытую и богатую жизнь.

Автор: Владимир Ларцев, заместитель директора департамента ФГИУ, доктор философских наук

http://obozrevatel.com 

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі