Похищение Украины. Ось Москва-Берлин-Киев

22 January 2009, 09:40

Москва и Берлин с помощью Юлии Тимошенко пытаются вырвать Киев из-под американского влияния. Путин простил долги Украине и подарил Тимошенко $5 млрд

Более чем двухнедельный российско-украинский газовый кризис 2009 года сформировал новую политическую и энергетическую реальность в Восточной Европе. Хотя основная публичная интрига кризиса была сосредоточена на борьбе Москвы и Киева за «справедливую цену» на газ и на последствиях украинского отказа прокачивать российский газ в страны Европы, на самом деле, лишь этими эпизодами «газовая война» не исчерпывается.

Путин простил долги Украине и подарил Тимшенко $5 млрд  

И ценовой конфликт, и эскалация напряженности в связи с организованной Киевом энергетической блокадой европейских государств, были лишь самыми заметными «декорациями» на кризисной политической «сцене». Они же оказались прелюдией к более глубоким политическим изменениям, которые могут уже в ближайшие месяцы радикально изменить расстановку сил в Восточной Европе.

Переформатирование украинского политического пространства: «Гай Юлия Цезарь» нашла поддержку у «газовых легионов» Москвы

Прежде всего, январский газовый кризис обещает принципиальные перемены на украинском политическом пространстве. Очевидно, что у Кремля в Киеве появился новый фаворит и партнер — премьер-министр украинского правительства Юлия Тимошенко.

Рейтинг активности и PR-эффективности политиков Украины в 2008 году 

Контролируемые  российскими властями СМИ, освещавшие газовый кризис, откровенно противопоставили «конструктивную» «газовую принцессу» Тимошенко «плохому» украинскому президенту Виктору Ющенко. И не имеет уже значения, было ли это продиктовано возмездием Кремля главе украинского государства за попытки «втащить незалежную» в НАТО и за поставки оружия грузинской армии, воевавшей с российскими войсками в Южной Осетии в августе 2008 года, или наказанием за ющенковский «стратегический американизм». Факт налицо: Россия продемонстрировала серьезность намерений содействовать, хоть и косвенно, «снести» Виктора Ющенко (в том числе и с помощью газовых интриг) с поста президента (не случайно в разгар газового кризиса всплыла тема импичмента главе государства в Верховной Раде Украины), а также желание видеть на президентском посту в Киеве Юлию Тимошенко.

Фактически газовый кризис оказался началом предвыборной кампании Юлии Тимошенко, ключевым шагом в борьбе за пост президента — подписание ею в Москве соглашения о гарантированных на 10 лет поставках газа в Украину снимет напряженность в украинском обществе, которая возникла в канун нового 2009 года. Тимошенко также получила уникальный шанс мобилизовать вокруг себя не только  традиционный «оранжевый» электорат, но и привлечь на свою сторону русское население Украины и восточных украинцев, до недавнего времени ориентировавшихся на Партию регионов Виктора Януковича.

«Газовая накачка» электорального поля Юлии Тимошенко уже привела к обрушению рейтинга Виктора Ющенко (по данным последних опросов украинского общественного мнения, украинский президент располагает не более, чем 3-процентной поддержкой населения страны). На наш взгляд, электоральное обрушение неизбежно настигнет в ближайшие месяцы и Виктора Януковича. Разумеется, вряд ли лидер Партии регионов «докатится» до 3-процетной отметки главы украинского государства (запас «политической живучести» Януковича значительно превышает ющенковский). Однако отток голосов сторонников Януковича к Юлии Тимошенко может быть настолько значительным, что приведет к соскальзыванию лидера Партии регионов на периферию национального политического процесса. В этой связи выглядит не достаточно убедительным после почти двухнедельного молчания даже знаменитое выступление лидера регионалов в Верховной Раде, когда он предложил отправить в отставку главных виновников газового кризиса  — президента Ющенко и премьера Тимошенко. Складывается ощущение, что он просто уже смирился с тем, что не должен мешать Тимошенко в блаженном одиночестве «снимать политические сливки» с кризиса.

Таким образом, «газовый кризис» был использован Кремлем для начала обрушения сложившейся в Украине партийной системы и баланса сил, «пристегивания» Юлии Тимошенко к российским энергетическим планам в Украине и Европе, накачивания рейтинга «газовой принцессы» и сноса, тем самым, ее основных конкурентов — Виктора Ющенко и Виктора Януковича.

Российско-немецкое газовое сообщество начинает освоение украинского «жизненного пространства»

Как показал январский газовый кризис, все эти сложные политические комбинации в Украине Москва (а, вернее, премьер-министр РФ Владимир Путин) реализует при активном участии Берлина. Кремль активно и эффективно использовал организованную Киевом газовую блокаду стран Европы для пиара проекта российско-германского газопровода «Северный поток» (против которого активно выступала до сих пор Польша, страны Балтии и некоторые государства Евросоюза). Замерзающие граждане балканских стран стали лучшими рекламными агентами не только «Северного», но и «Южного потока».

Январский триумф Путина в Дрездене показал, что немецкие элиты (как ориентированные на СДПГ, так и связанные с партией Ангелы Меркель) практически едины в поддержке позиции РФ, настаивающей на «призвании к порядку» украинских похитителей европейского (немецкого, прежде всего) газа. Очевидно, что «газовое единство» будет нарастать по мере приближения парламентских выборов в ФРГ (любая предвыборная риторика немыслима без популистских сюжетов, а «газовая безопасность», безусловно, станет одной из лидирующих тем в общении немецких политиков со своими избирателями).

Очевидно, что Кремль точно рассчитал возможность выгодного использования в своих интересах (и в интересах тех немецких элит, которые связывают свое будущее с проектом «Северный поток») нюансов германской (приближающиеся выборы в федеральный парламент) и украинской (внутриполитический кризис и фактическое начало президентской кампании) политики. Итогом этого расчета стала уникальная возможность продемонстрировать Киеву, на фоне нарастающего недовольства общественного мнения в ЕС, единство Москвы и Берлина в «газовом вопросе».

На наш взгляд, дрезденский эпизод с участием Владимира Путина стал одним из ключевых эпизодов «газовой интриги», целью которой являлось переформатирование украинского политического пространства,  завершение комбинации с выводом на новую политическую орбиту Юлии Тимошенко — коллективного и стратегического российско-немецкого лоббиста в Киеве.

Очевидно, что именно наличие «немецкого элемента» в кремлевской комбинации сделало Юлию Тимошенко полноценным партнером Владимира Путина. Как известно, Виктор Ющенко имеет (и не безосновательно) репутацию проамериканского политика, жестко «замкнутого» на интересы Вашингтона. Такая «однополярность» украинского президента не могла не раздражать не только Россию, но и Германию — амбициозного европейского игрока, хотя и не решающегося пока открыто выражать свое недовольство безграничной американской наглостью в восточно-европейской «пристройке» к «немецкому — и одновременно русскому — дому», но очевидно тяготящегося этим.

С весны 2008 года Берлин и Москва стали предпринимать совместные попытки по ограничению американской активности на постсоветском пространстве. Сначала на апрельском саммите НАТО в Бухаресте германская дипломатия не допустила предоставления Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ) Грузии и Украине. Затем в конце лета, в разгар российско-грузинской войны в Южной Осетии Германия предложила урегулировать конфликт с помощью своего «плана Штайнмайера», который, фактически, санкционировал распад Грузии, официальное отделение от Тбилиси Абхазии и Южной Осетии. В декабре в Берлине, на встрече министров обороны и иностранных дел стран-членов НАТО, немецкая сторона вновь не пропустила предложение предоставить ПДЧ Тбилиси и Киеву. И, наконец, в январе, Германия, фактически, поддержала Россию в газовом конфликте с Украиной.

Все эти эпизоды свидетельствуют о прочности российско-германского союза, что делает его привлекательным для амбициозных политиков в странах Восточной Европы и на пространстве бывшего СССР, не попавших в «американскую кадровую обойму», но стремящихся к власти (например, Юлии Тимошенко). В одиночестве Москва, разумеется, не смогла бы добиться изменения отношения к себе на постсоветском пространстве, поскольку до сих пор так и не смогла предложить своим потенциальным союзникам привлекательного проекта «светлого Будущего». В альянсе с Германией, где это «светлое будущее» уже построено, эта задача решается гораздо более успешно.

В этой связи, можно предположить, что январский газовый кризис является началом более масштабного противостояния в Украине двух глобальных политических сил — США (поддерживающих пока Виктора Ющенко) и российско-германского блока (поставившего на Юлию Тимошенко).

Пока попытка Берлина и Москвы «похитить Украину» у американцев выглядит многообещающей — Тимошенко сегодня является самым популярным и «ресурсным» украинским политиком, опирается на поддержку России и Германии, оранжевого и пророссийского электоратов в Украине. Америке же, переживающей период смены власти в Белом доме, сейчас пока не до украинских интриг. Если в Верховной Раде удастся достаточно быстро реализовать план импичмента Виктору Ющенко и спровоцировать досрочные президентские выборы, то Юлия Тимошенко практически гарантированно на них победит, а вместе с нею победит и «русско-немецкая партия».

Впрочем, пока говорить о неизбежности победы Москвы и Берлина в «битве за Украину» рано. Американская заминка скоро завершится (Барак Обама 20 января уже вступил в должность президента США), а насколько прочны и надежны «крючки», на которых российско-германский политический картель удерживает в своем периметре такого ветряного политика, как Юлия Тимошенко, в совершенстве освоившего теорию и практику «диалектического материализма», покажет только будущее.

Андрей Серенко   РиА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Власти.нет

http://vlasti.net

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі