Чем закочится война Кабмина с посредниками?

10 February 2009, 13:17

Попытаемся посмотреть на ситуацию с точки зрения крестьянина и торговца. В обеих шкурах, правда, в разное время пришлось побывать автору материала.

Известно, что обычный гражданин не очень жалует торговцев. Кроме того, никто не любит повышения цен. Поэтому заявление Юлии Тимошенко о том, что Кабинет Министров намерен разработать план мер для упрощения доступа продукции хозяйства населения на сельскохозяйственные рынки, скорее всего, попало в точку.

Напомним, что премьер заявила, что «этот год должен быть годом создания всех условий для упрощения доступа селян к сельскохозяйственным рынкам», потому что «Настоящим селянам сейчас добраться невозможно на так называемые аграрные рынки, куда пускают исключительно спекулянтов, которые по в 2 раза завышенным ценам продают продукцию». Тимошенко подчеркнула, что небольшие аграрные хозяйства, по сути, обеспечивают городское население своей продукцией, однако условий для их продажи по реальным ценам сейчас нет.

Попытаемся посмотреть на ситуацию с точки зрения крестьянина и торговца. В обеих шкурах, правда, в разное время пришлось побывать автору материала.

В конечном результате потребитель переплачивает минимум в 2, а в некоторых случаях в 4 раза больше от цены, которую получил производитель сельскохозяйственной продукции. Так, например, дельта на яблоках составляет 100%, а, скажем, на луке и моркови до 400%. То есть, купив центнер яблок в Киеве и разбросав их по точкам близ столицы, на каждом килограмме торговец получает около 5 гривен.

Правда, отметим, что обыкновенному потребителю ничего не стоит закупаться по более нормальной цене у производителей, либо у первого слоя перекупщиков, на оптовом рынке, а не на рыночном пятачке около дома. По большому счету, покупая продукцию у перекупщиков на каком-то большом и «цивильном» рынке, гражданин оплачивает в первую очередь нехватку своего времени/сил/желания.

Другой вопрос, что дельта кажется уж слишком большой. С другой стороны – покупатель платит такую цену, а значит готов к ней. В противном случае он не покупал бы польское яблоко, купленное на опте, как кировоградское, за 10 гривен там, где ему удобно и когда удобно, а ранним утречком в субботу проехался бы на оптовый рынок и приобрел бы его за 4,50. При этом бы он имел гораздо больший выбор. Он не брал бы якобы местный лук за 4,50, а поехал бы в любое удобное время на Троещину и приобрел 20-ти килограммовый мешок по 0,9 грн. за килограмм.

Торговец вкладывается в зарплаты продавцов, налоги, ГСМ. Он рискует «зависнуть» с товаром, быть обманутым оптовиками, закупить некачественную продукцию. С учетом того, что продукты питания – это скоропортящийся товар, рисков больше, чем у тех, кто торгует, например, одеждой. Именно поэтому он закладывает такую значительную дельту. В противном случае, его маленький бизнес может оказаться и вовсе неприбыльным.

Теперь о крестьянах. Точнее о представителях многочисленных домохозяйств, которые реализуют излишки мяса, картошки и прочего на рынках городов. Большинство крестьян не смогут реализовать товар без «спекулянтов». Сектор продаж – это тяжелая работа. Необходимо знать объемы и места реализации, конъюнктуру рынка. Только на своем опыте можно выяснить, например, что красные яблоки «идут» лучше, чем желтые и зеленые. Что одни сорта лука могут лежать долго, другие – станут быстро гнить. Что капусту перед продажей, как правило, обрабатывают водой для добавления веса и что это необходимо учитывать при закупке. Что каждого вида товара должно быть минимум два сорта – потребителю в таком случае кажется, что он сам делает выбор. Есть еще миллиард таких «что»…

Но самое главное – торговлей необходимо заниматься на постоянной основе. С какой-то тонной картошки Вы можете стоять на рынке 3-4 дня, оплачивая при этом свое проживание в городе и нарываясь на риски. При этом Вы будете спать в машине или в ночлежке и питаться черт знает чем. При этом, когда у вас останется около 150 последних килограммов, на рынок с которым Вы сроднились, приедет 5 машин конкурентов из какой-то нищей области и картошки будет столько, что Вы пожалеете о том, что поехали сюда вообще.

Есть другой путь. Можно сдать все оптом либо еще в родном селе, либо на рынке. Торговцы и перекупщики дадут цену ниже, чем в розницу, но времени убивается значительно меньше. А его можно потратить либо на отдых, либо на домашнее хозяйство. Либо вновь загрузить «газельку» и пригнать новую партию на новое место.

При большом хозяйстве крестьянину необходимо заниматься им и только им. На торговлю, поиски «рыбных мест» и формирования ассортимента не времени. Получается, что с учетом того, что участники мелких предприятий и домохозяйств не имеют возможности постоянно заниматься реализацией своей продукции, торговцы необходимы им как воздух.

Заставить же «спекулянтов» снизить цены с помощью административного воздействия также вряд ли получится. Нельзя проконтролировать жизнедеятельность всех голов гидры торговли. Более того, реально вычислить затраты каждого перекупщика также нельзя. Хотя бы потому, что они разные для каждого из субъектов предпринимательской деятельности и варьируются относительно времени.

Кто-то закупается у оптовиков на Троещине, а кто-то ездит по селам «бибикая» на деревенских улицах, покупая товар напрямую. Кто-то оперирует большими объемами, кто-то – поменьше. Кто-то продает сам, кто-то имеет сеть продавцов. Просчитать стабильную и усредненную рентабельность этого бизнеса практически невозможно.

На первый взгляд получается замкнутый круг. Те меры, которые предлагает госпожа Тимошенко, вряд ли будут действенными. Производители в большинстве своем не попадают на рынки не потому, что там все оккупировали перекупщики (хотя некоторые исключения для элитных рыночных площадей существуют), а потому, что им не выгодно заниматься еще и этим. Принцип разделения труда еще пока что никто не отменял. Можно построить миллион рынков для сельхозпроизводителей. Однако, постоянно и эффективно работать там они не смогут. Некому будет сажать и убирать сельскохозяйственную продукцию.

Да и крестьяне абсолютно неконкурентны с перекупщиком. Они не могут сформировать «красивый» ассортимент, быстро среагировать на требования рынка и т.п. У них есть только свой товар, который в одних руках, как правило, не отличается разнообразием.

Единственный реальный выход из создавшейся ситуации – это объединения производителей сельскохозяйственной продукции. Создание своеобразных мелких союзов по географическому принципу, где будут работать на основе долей в прибыли люди, которые производят и те, кто продают. Однако, с учетом нынешней ситуации в АПК и общей социальной структуры украинского села, повсеместное внедрение такого концепта выглядит пока что утопичным.

http://www.proua.com

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі