Ющенко обидится на Украину и добровольно уйдет в отставку

6 March 2009, 14:42

В отличие от живого организма, у которого дважды в год вероятны психологические «осенне-весенние обострения», в украинской политике катаклизмы происходят практически ежедневно.

К примеру, в среду украинцы получили возможность посмотреть «реалити-шоу» с участием работников «Нафтогаза», бойцов спецподразделения «Альфа» и депутатов из БЮТ. Последние, кстати, умудрились немножко потолкаться.

Политолог, президент социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко назвал эти события «маленькой репетицией будущего чрезвычайного положения». Однако тут же успокоил: «репетиция показала, что власти не готовы к введению жесткого ЧП».

Кроме того, эксперт убежден: показательное выступление СБУ в здании НАКа сыграло на руку премьер-министру Украины Юлии Тимошенко.

«В Европе знают, что бунты и перевороты в государстве случаются тогда, когда кто-нибудь из представителей власти находится в отъезде», — сказал он. – А Юлия Владимировна, пока бойцы «Альфы» мотались по улицам Киева, как раз находилась в центре Европы и общалась с жизнерадостным демократом Саркози». Об этом и другом политолог рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’a.

-Виктор Сергеевич, как вы оцениваете инцидент в НАК «Нафтогазе»?

- Эти события были своеобразной маленькой репетицией будущего чрезвычайного положения. И эта репетиция показала, что власть не готова к введению жесткого ЧП. Это связано не просто с фигурой Ющенко или плохой квалификацией СБУ, а с тем, что у нас кризис перешел от ветвей власти – исполнительной, законодательной, между центром и периферией – на более высокий уровень, к конфликту между различными органами и институтами власти.

Общественность этого не видит, однако по степени яростности борьба такого высокого накала напрямую угрожает государственной машине Украины.

И обратная сторона таких ведомственных жестоких конфликтов и бунтов как раз говорит о невозможности ввести чрезвычайное положение. Вместо согласованной работы все сражаются между собой. Это первый вывод из этих событий.

 — Какие еще выводы?

 — Я вижу прямую связь между людьми, которые находятся в СБУ и лояльно относятся к Москве и самим «Газпромом». Дело в том, что Украина взяла гораздо меньше газа по высокой цене, чем обещала во время газовых переговоров, а использовала тот газ, который есть и который раньше принадлежал «РосУкрЭнерго».

У России был очень мощный механизм наказания в случае несвоевременного выполнения Украиной своих обязательств. И собственно говоря, в «Газпроме» посчитали, что они получат гораздо больше денег, если Украина не выполнит своих обязательств по оплате газа, чем те деньги, которые должны придти за газ. И в этом не случайное совпадение.

За сутки до того, как «Нафтогаз» должен был платить «Газпрому», у Президента вдруг вспомнили о борьбе с коррупцией. Они же могли это сделать после того, как Украина выплатит деньги и спокойно брать всех тепленькими через 15 минут после подписания, но они посчитали нужным «подмахнуть» «Газпрому», а это уже неприлично. И «засвечивает» очень неприятный факт того, что спецслужбы у нас занимаются либо коммерческими заказами, либо политическим сыском и не имеют четкой внутренней ориентации.

 — Как думаете, не слишком ли много взяли на себя депутаты, когда ввязались вчера в потасовку с «Альфой» в НАКе?

 — Они за это и заплатили по четыре миллиона долларов, чтобы иметь возможность беспрепятственно пользоваться привилегиями, бесстрашно сражаться с органами власти. И потом, они знают эти органы власти, всех этих начальников. Они в данном случае пытались лупить не работников СБУ, а их начальство, чтобы иметь возможность потом расправляться с тем же Наливайченко или Хорошковским, которые сами попали в дурацкую ситуацию, защищая газовых посредников в абсолютно неперспективном деле. Я не верю, что Наливайченко и Хорошковский зарабатывают себе «на старость», потому что оба достаточно обеспеченные люди.

 — К чему может привести конфликт в «Нафтогазе» в аспектах внутренней и внешней политики?

 — Тимошенко, честно говоря, повезло. В Европе знают, что перевороты готовятся тогда, когда Президент или премьер-министр уезжают. Она оказалась пострадавшей стороной, находилась в центре Европы, общалась с жизнерадостным демократом Саркози и вдруг сообщение о том, что по улицам Киева мотаются спецназовцы из «Альфы». Конечно, эта ситуация в пользу премьера и не в пользу Президента, который в это же время меланхолично рассматривает из своего окна, как передвигаются машины.

 — А не было ли это «ответом Чемберлена» на отставку Огрызко?

 — Я думаю, нет. Это все-таки действия газовых посредников, которые поочередно включают все возможные способы борьбы за свой газ. Когда-то они пытались использовать Партию регионов и организовать отставку Тимошенко. Это закончилось для ПР безобразными, неприличными скандалами в благородном обществе среди молодых и старых депутатов-«регионалов», которые принесли моральные страдания их лидеру. Видно было, что он очень переживал и все пытался их мирить, а они уже не мирятся. Так что это был лишь один из методов. Секретариат Президента и СБУ использовались в борьбе за газ – вот и вся история.

 — Какими глазами на нас теперь будет смотреть Европа?

 — Европа сделает вид, что не заметила этого конфликта, но наверняка отдаст приказ своим послам опять встретиться с Тимошенко и Ющенко и попытаться их снова, хотя бы временно, помирить. Но думаю, это будет сделано не сразу, а через время. А что касается Огрызко: Президент во многом сам виноват. Он практически лишился президентской опоры в парламенте.

 — Поговаривают, что голосование «по Огрызко» раскололо коалицию…

 — Коалиция – это политологический и технологический инструмент любого Кабмина, а случилось так, что за эти несколько лет Президент растерял своих сторонников в парламенте и парламент объективно стал антипрезидентским.

Теперь они по любому поводу в разных конфигурациях будут голосовать против Ющенко, но самое главное – его теперь не боятся, а это что-то новое. Вспомните, год назад любой маленький шаг депутата был с оглядкой на Секретариат – как там отреагируют, не распустят ли.

А теперешняя смелость парламента – это 300 человек, которые выступают против режима власти Ющенко. И тут дело вовсе не в Огрызко. В парламенте произошло более важное событие – усиление парламентаризма. Сильный удар по президентской системе был нанесен, когда преодолели вето по созданию следственных комиссий. Теперь это означает, что кто бы ни стал Президентом – Тимошенко, Гриценко, Пупкин или даже такая фантастическая фигура как Луценко, механизм следственных комиссий все равно будет работать и, кстати, любому президенту в таких условиях будет очень трудно.

 — Это хорошо или плохо?

 — Это хорошо. Усиление парламентаризма – явление неожиданное даже для самих депутатов. И коль скоро кризис выявил колоссальное количество конфликтных точек между ветвями власти, то, конечно, нужно было какое-то разделение, согласование, противодействия.

 — После голосования 49 бютовцев за отставку Огрызко Тимошенко обвинили в подыгрывании Кремлю, поскольку не секрет, что фракция БЮТ всегда «голосует» позицию своего лидера. Не является ли это одним из кулуарных январских договоренностей между Тимошенко и Путиным?

 — Нет, потому что синхронизация деятельности СБУ и «Газпрома» говорит о том, что Москва начинает менять свою точку зрения. Тимошенко для них не ненадежный партнер, потому что как только она чувствует силу, она тут же начинает диктовать свои условия. Я думаю, что они опять начинают искать где-то в недрах Украины или параллельно опираются на какие-то другие политические силы.

И потом – Тимошенко показала, что она умеет мстить за оскорбления. И делает это очень элегантно. Тот же самый Огрызко мог выполнить приказ Президента Ющенко о печально известной телеграмме, в которой премьер-министра обвиняли во всех грехах – он мог это все формализовать. Точно также как СБУ формализовало свои вчерашние действия. Если бы они действительно хотели захватить «Нафтогаз», здание бы давно уже пылало и люди выпрыгивали с третьего этажа прямо в руки спецагентов, а ничего этого не произошло. Была традиционная, драматическая имитация рейдерской атаки, в которой обе стороны хорошо знали правила игры.

А Огрызко отнесся к приказу Ющенко искренне и в самом деле сделал жесткий текст, который послам было неудобно доносить руководителям других стран потому, что это непринятая практика. Представьте себе, что президент какой-нибудь африканской деревни присылает в Украину письмо с обязательной передачей ее Ющенко, в котором содержатся жалобы президента на кланового соплеменника-премера, который сам съел какой-то особенный фрукт и с вождем не поделился. И мы должны как-то на это реагировать. Вот примерно в таком положении оказались послы и министерства других стран.

Так что Тимошенко Огрызко просто отомстила, ведь не обязательно все делать своими руками. Если вы заметили, она особо никого из тех 49 бютовцев не наказала, а просто дала людям выплеснуть свою ненависть к Огрызко. И насколько я понимаю, Огрызко не ожидал такого развития событий. Он все-таки рассчитывал на «крышу» Президента.

 — Почему же Ющенко его не защитил?

 — А потому, что Ющенко больше занимается собственным политическим самолюбованием и не имеет ресурсов давления на парламентаризм. Мы с вами уже говорили о том, что при ослаблении Президента, парламент неожиданно сильно укрепился. И в отношении Тимошенко тоже. Она видит триста голосов и это куда более мощное оружие, чем ее двести двадцать шесть.

 — Виктор Сергеевич, теперь немножко об экономике. МВФ поставили Украине достаточно жесткие условия для предоставления очередного транша. Как вы считаете, дойдет ли дело до реального выполнения этих обязательств перед МВФ? Что нужно предпринять, чтобы обойтись «малой кровью»?

 — У меня оригинальное мнение на этот счет. Во-первых, МВФ долго тренировал украинских политиков на тему, чем больше мы будем брать денег, тем больше будем инвестиционно привлекательны. И мы в это поверили.

Получилось так, что с этим внушением и с тем, что только МВФ может давать эти деньги, Международный валютный фонд как бы посадил нас «на иглу». Но теперь, когда в мире большой кризис, тот же МВФ не имеет морального права что-то от нас требовать, потому что именно его политика завела Украину в глобальный кризис намного больше, чем другие страны.

Поэтому обращать особое внимание на ВТО и МВФ сейчас не надо. Это Ющенко и Тимошенко обязаны имитировать верность и лояльность этим международным организациям, потому что им нужно получить транш.

Но по большому счету, я думаю, что политикум Украины будет сильно разочарован в силе и интеллекте МВФ. Фонд заинтересован, чтобы брали деньги только у него, чтобы он оставался «единственным», и, исходя из этого, думаю, они будут давать деньги Украине. Столько, сколько надо.

 — Очень напоминает «игру на публику»…

 — Это и есть игра. Обратите внимание, они присылают сюда своих третьеразрядных функционеров, потому что им немножко стыдно и потому, что они все равно дадут деньги. И все разговоры про жесткость МВФ никак не связаны с той ситуацией, в которой оказался сам МВФ в мировом разделении труда. Не только Украина разочаровалась в нем, а как минимум 20-30 стран, которые следуя «рецептам» МВФ, оказались в таком же дурацком положении, что и мы. Перед МВФ теперь задача не «дам-не дам деньги», а «кто бы их взял?». Но они нам нужны, и мы их возьмем.

 — А как вам «широкий жест» нашей элиты, урезавшей себе годовую зарплату в два раза?

 — Милая самоирония, весенняя шутка. Теперь с чувством выполненного долго они могут смотреть «спящие» статьи старого Кабмина, законы и постановления, которые позволяют все возвратить. Но уже другим числом.

 — На прошлой неделе первый президент Украины Леонид Кравчук обратился к Ющенко с предложением добровольно подать в отставку. Способен ли Ющенко на такой поступок, как его кум Саакашвили, объявивший досрочные выборы?

 — Способен, вполне. Например, возьмет и обидится на украинский народ.

 — Вы серьезно?!

 — Да, а как иначе можно наказать собственный народ, который не понимает твоей роли? Если человек обладает высоким мессианским чувством, а никто не понимает его ценности, то, понятно, что для того, чтобы дать понять людям, кого они теряют, он может захотеть их наказать. За сутки до окончания срока сказать «все, я ухожу с президентского поста, а вы все будете страдать от этого». Не смейтесь, это логика мессианства, так поступают все политики с мессианской перспективой.

Но вместе с тем Ющенко не объявит досрочные выборы потому, что на них тогда победит Тимошенко. И не потому, что она самая лучшая, а потому что у нее есть жажда власти и она, в отличие от остальных, которые выжидают, хоть как-то «бултыхается». Выжидать – это самая плохая позиция. Ющенко выжидает, пока окончательно рухнет экономика, чтобы вышвырнуть Тимошенко. Янукович выжидает, пока мимо них «поплывут трупы их врагов». И это выжидание неприятно украинскому обществу, потому что люди бултыхаются, выживают и, естественно, они хотят, чтобы элита тоже крутилась. Тимошенко очень тонко чувствует все эти обстоятельства. Она делает ошибку за ошибкой, но зато постоянно что-то делает. Остальные ошибок не делают, но их позиция дзен-буддизма вряд ли распространится на всю Украину.

for-ua

http://vlasti.net/

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі