Перед Сергеем Тигипко стоит сложная задача: сохранить интерес к своей фигуре у основных политических игроков и не растерять поддержку избирателей, обеспечивших ему третье место в первом туре президентских выборов
В начале 2000-х годов Виктор Пинчук, Инна Богословская и Сергей Тигипко, встретившись за бокалом вина в Нью-Йорке, решили, что Украине нужна новая политическая сила, которая будет выражать интересы среднего класса. Так появилась «Команда озимого поколения», в которую, по иронии судьбы, Сергея Тигипко не взяли. Тогда модные российские технологи, обслуживавшие «озимых», решили, что политик для проекта не годится: фамилия не звучит и внешность простовата. Сегодня мало кто помнит об «озимых», зато Тигипко входит в тройку ведущих политиков страны. Третье место открывает перед ним большие перспективы, однако любая ошибка грозит ему утратой завоёванных позиций.
Тигипко-премьер
Нынче лидер пока политически неосязаемой «Сильной Украины» засыпан предложениями о сотрудничестве и от БЮТ, и от Партии регионов. Сергей Тигипко упорно отказывается сделать выбор в пользу одной из сторон: «Занять позицию за Виктора Януковича или за Юлию Тимошенко – значит обидеть своего избирателя. В основном это люди достаточно интеллигентные, молодые, думающие. Почему я должен им подсказывать?» – рассуждает Тигипко. А вот после выборов – пожалуйста: «Если кто-нибудь – президент Тимошенко или Янукович – сможет собрать в Верховной Раде парламентское большинство и предложить мне пост премьер-министра, отказываться от этого я, безусловно, не буду».
Однако дорога ложка к обеду: позиция электората Тигипко до выборов и после – это совершенно разные вещи. Соответственно оснований для поощрения третьего финалиста кампании сейчас, до 7 февраля, неизмеримо больше, чем после. Избранный без его поддержки президент ничем не будет ему обязан.
С другой стороны, Тигипко может быть полезен в премьерском качестве для крупных игроков. «Нам удобно, чтобы непопулярные экономические реформы провёл не наш человек. Кроме того, до осени он растерял бы свой рейтинг, и это хорошо: как ни крути, он играет на нашем поле», – делится соображениями с корреспондентом Фокуса один из представителей Партии регионов. Подобные риски усматривают и политические эксперты. «Экономическая ситуация в стране очень серьёзная, поэтому при ком бы Тигипко ни стал премьером, он может превратиться в козла отпущения: на него обрушатся все проблемы и похоронят его рейтинг. Он это понимает», – отмечает политолог Владимир Фесенко.
По мнению политолога Андрея Ермолаева, проблема Сергея Тигипко заключается как раз в образе его мышления: «Тигипко в предыдущие годы совершал один и тот же кульбит – обменивал политическую капитализацию на экономическую, и наоборот. Если он опять пойдёт самым простым путём, то очень быстро распрощается с поддержкой. Его избиратель – протестный, сейчас он прокредитовал Тигипко в надежде на будущее. Кроме того, премьерство в коалиционной системе и без фракции в парламенте лишено всякой опоры».
Тигипко – политический лидер

Свежий игрок. Включившись в политическую игру после долгого отсутствия, Сергей Тигипко привлёк к себе повышенное внимание. Перед ним непростая задача: не утратить эту свежесть на долгой дистанции по пути во власть.
Поскольку премьерство в таких обстоятельствах ведёт скорее к проблемам, чем к их разрешению, Сергей Тигипко может пренебречь искушением сходить в исполнительную власть. А это непросто, ведь ещё с конца 90-х годов первый вице-премьер Тигипко мечтал о главном кресле исполнительной власти. И если Юлия Тимошенко в погоне за властью не останавливалась перед конфликтом с системой, то Тигипко постоянно демонстрировал свою лояльность. Так было и в 1999 году, когда Кучма назначил на пост премьер-министра Виктора Ющенко, и Тигипко вынужден был отойти в сторону. Так было в конце 2000-го, когда возглавляемая им «Трудовая Украина», представлявшая тогда в парламенте интересы крупного бизнеса, достаточно быстро вошла в правящую коалицию, а сам недовольный бывший вице-премьер, действуя в фарватере власти, начал вести переговоры с оппозиционной «Нашей Украиной». Так же он вёл себя и в 2004 году, когда открыто говорил о том, что стать кандидатом в президенты Украины он не смог только из-за того, что не удалось договориться об этом с Леонидом Кучмой.
Выбор в пользу политической, а не номенклатурной карьеры – непростой шаг для бывшего первого секретаря Днепропетровского обкома комсомола. «Тигипко хорошо бы заявить несколько кандидатур из своей команды на местных выборах, например, в Днепропетровске, – полагает Владимир Фесенко. – Тогда бы он считался игроком региональной элиты, и это бы давало ему бонусы на будущее. Уже заявлен проект «Тигипко идёт на Киев». Может быть, даже для него это неожиданный проект, но очень привлекательный и выгодный. Пост мэра столицы – хороший старт для президентства. Хотя у нас таких примеров в истории не было». По словам политолога, такие действия позволят Тигипко создать то, чего у него пока нет, – серьёзную партийную структуру. В этом случае возможная отсрочка досрочных парламентских выборов сыграет Тигипко на руку: на местных выборах он сможет сформировать и обкатать свою команду, понять её недостатки и прийти к парламентской кампании намного более подготовленным, чем сейчас.
Кроме того, ситуация властного клинча между Януковичем и Тимошенко также выгодна Тигипко. Если ему удастся попасть в парламент в качестве равноправного игрока, повышаются шансы и на то, что он сможет получить пост премьер-министра, только в этот раз имея сильные позиции – собственную фракцию и коалиционные договорённости. В принципе на Тигипко-премьера при таком раскладе даже в Партии регионов смотрят весьма позитивно. «Если ему позвонит Ахметов, договорится с ним обо всём, то мы знаем, что Тигипко не кинет. Он надёжный человек, и с ним можно работать», – говорит источник в Партии регионов.
Кстати, в политтусовке уже ходят слухи о том, что некоторые силы внутри Партии регионов рассматривают Тигипко в качестве будущего лидера партии. Имеет ли этот фантастический сценарий право на жизнь, непонятно. Однако его реализация сейчас зависит только от самого Сергея Тигипко.
Сергей Высоцкий, Наталья Бублий, Фокус