За две недели до харьковских соглашений министр иностранных дел К.Грищенко заявил, что Черноморский флот России и его база в Крыму не представляют угрозы для Украины. Однако история существования российской военно-морской базы говорит об обратном: ЧФ провоцирует ряд угроз, а его пребывание негативно сказывается на социально-экономическом развитии Крыма. Наконец, он ограничивает суверенитет нашей страны.
Флот, зажатый в Черном море проливами, уже давно потерял свое военно-стратегическое значение. Но для России он остается средством демонстрации своего флага в постсоветских республиках, символом вечного российского присутствия в Украине, иллюстрацией военной и экономической мощи РФ. Высокая по украинским меркам зарплата российских моряков заставляет чувствовать себя ущербными украинских офицеров. Кстати, в мае в Госдуме должен быть принят уже внесенный законопроект о повышении денежного довольствия офицерам. В соответствии с документом, командир батальона будет ежемесячно получать больше 100 тысяч рублей. Это более трех тысяч долларов. Украинские офицеры о таких деньгах могут только мечтать. (Лишь несколько месяцев в 2007-м украинские военные получали заплату, которая превосходила оклады российских моряков-черноморцев, вызывая у последних неприкрытую зависть.) А если будут приняты поправки к украинскому закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, предусматривающие увеличение пенсионного возраста, то оставшиеся в Севастополе офицеры ЧФ РФ, будут получать пенсии из украинского Пенсионного фонда с 45—50 лет, а украинские – с 50—55. Сколько украинских офицеров после этого останутся служить в ВМСУ?
Уже одним только реющим Андреевским флагом флот подпитывает сепаратистские настроения в автономной республике: для многих крымчан ЧФ гарант того, что Россия поддержит и не бросит их ни в возможном противостоянии с Киевом, ни в их конфликтах с крымскими татарами. Хотя, кто на них нападал? Кто ущемлял их права? Там всегда была своя власть. Пока российский флот будет базироваться в Крыму, не стоит надеяться на стабилизацию ситуации на полуострове.
Эти угрозы исходили от российского ЧФ на протяжении последних двух десятилетий. Пролонгация его пребывания в Украине нисколько не уменьшит их, а только усилит: на территории нашей страны еще треть столетия будет находиться военная база государства, высшее политическое руководство и большинство населения которого считает существование независимой, суверенной Украины историческим недоразумением. Потому и не сидят без дела разведывательные и диверсионные подразделения флота. Конечно, статья шестая соглашения об условиях и статусе пребывания ЧФ России в Украине предусматривает невмешательство российских военных подразделений во внутренние дела нашей страны. Но это не остановило находившихся в составе подразделений флота сотрудников ФСБ и ГРУ МО в 2006-м, когда в Феодосии были сорваны украинско-американские военные учения «Си бриз». И не мешало российским военнослужащим, имеющим гражданство Украины и России, голосовать на наших выборах. А кто подсчитывал, сколько офицеров и мичманов ЧФ РФ, уйдя в отставку, остались на ПМЖ в Севастополе? Эти отставники с российским паспортом, но украинской регистрацией, участвовали в митингах против вступления в НАТО и прибытия в город с дружеским визитом (есть такая форма сотрудничества военно-морских сил различных стран) американских военных кораблей. Приведем пример и высланного в 2009-м за действия, несовместимые со статусом дипломата, советника посольства РФ по вопросам Черноморского флота Владимира Лысенко: в начале девяностых он возглавлял пресс-службу ЧФ и координировал махровую антиукраинскую пропаганду на полуострове. Вспомним и то, что погибший в результате терактов в московском метро офицер-черноморец был также и гражданином Украины, законодательство которой запрещает службу в вооруженных силах иностранных государств. Наконец, не стоит забывать, что новая редакция российского закона «Об обороне» допускает использование российским президентом армии за пределами России в случае нападения на дислоцированные за границей российские воинские формирования и для защиты граждан РФ без предварительного разрешения Госдумы.
После 21 апреля увеличилась угроза втягивания нашей страны в чужие конфликты: РФ – держава с глобальными амбициями, реализация которых, как правило, вызывает конфронтацию Москвы с прочим миром. В прошлом подразделения моряков-черноморцев уже принимали участие в чеченском конфликте и российско-грузинской войне. В августе 2008-го наша страна де-факто, помимо своей воли, стала участником войны двух государств-членов СНГ. Ведь именно с базы в Севастополе вышли российские корабли для участия в вооруженном конфликте с Грузией. В составе их экипажей были граждане Украины, как вольнонаемные, так и офицеры, имеющие украинские паспорта. В соответствии с нормами международного права, Тбилиси имел все основания счесть Киев агрессором и по всем правилам военной науки «бить врага в его логове», т.е. на нашей территории. Доброе отношение к Украине, личные контакты с Виктором Ющенко удержали грузинское руководство от удара по нашей стране. А где гарантии, что в Грузии или Турции не появится свой че гевара, готовый нанести удар по «Перл-Харбору» в Крыму?
Борьба же России с исламскими радикалами на Северном Кавказе и ее активное участие в войне с терроризмом делает из нашей страны потенциальную мишень для террористов. В глазах последних Севастополь, Крым, Украина — территория российского присутствия. Пролонгация соглашения провоцирует повышенное внимание к нашей стране со стороны исламских террористических групп и увеличивает возможность проведения террористических актов со стороны жителей Северного Кавказа против украинских граждан.
Подобные риски нельзя компенсировать потенциальными миллиардами арендной платы, снижением цены на газ или участием российского флота в социально-экономическом развитии Севастополя. Д.Медведев в Харькове сообщил, что поручит министру обороны России А.Сердюкову и главкому ВМФ В.Высоцкому подготовить проект соглашения об участии базы Черноморского флота РФ в социально-экономическом развитии города. Но ведь еще базовые соглашения 1997 г. предусматривали, что ЧФ будет этим заниматься! Да только российский флот не спешил выполнять в полной мере свои обязательства.
Сегодня присутствие флота сдерживает экономическое развитие города, не давая ему возможности стать, подобно Новороссийску или Сочи, полноценным морским портом и туристическим центром. Сторонники постоянного пребывания ЧФ России в Крыму не раз заявляли: российский Черноморский флот предоставляет работу тысячам украинских граждан. Вот и глава Севастопольской горадминистрации Валерий Саратов надеется, что украинско-российское соглашение о продлении срока базирования российского ЧФ будет способствовать оживлению работы судоремонтных предприятий города.
Но готово ли командование ЧФ во время экономического кризиса трудоустраивать граждан иностранного государства, а не давать работу своим, российским заводам? Еще в начале нынешнего года глава Севастопольского городского центра занятости заявил, что в Севастополе предупреждены о возможном сокращении около
9 тыс. (75,9%) гражданских работников подразделений ЧФ РФ! И большинство из них — граждане Украины. Да и севастопольский бюджет немного получает от пребывания в городе российской военно-морской базы: ежегодно поступления от ЧФ РФ в бюджет Севастополя сокращаются. Если несколько лет назад на флот приходилось до 25% поступлений, то ныне эта цифра составляет около 15%.
Сегодня Черноморский флот занимает в Крыму 18,2 тыс. гектаров, десять километров причалов, акваторию бухт, радиочастоты. Учитывая рыночную стоимость земли ЮБК, по подсчетам НИСИ только разовая плата за долгосрочную аренду этой территории составляет 9—36 млрд. долл. Эти деньги могли быть инвестированы в крымскую экономику, в результате чего появились бы новые рабочие места. Вот чего лишился бюджет Севастополя, Крыма, Украины в результате харьковских соглашений! А ведь земельные участки, которые занимают сегодня подразделения ЧФ РФ, уже давно стали предметом всевозможных махинаций со стороны командования флота. На территории маяков, используемых подразделениями российского ЧФ, уже давно стоят построенные в годы украинской независимости дачи адмиралов. А кто-то из российских офицеров даже умудрился продать и саму землю…
Некоторые украинские дипломаты уверяют, что Киев и далее будет отстаивать свою традиционную позицию по инвентаризации земельных участков и объектов, проводя политику «класс на класс, тип на тип», сдерживать модернизацию ЧФ в Крыму, требовать подписания соглашений по экологии, действиям в кризисных ситуациях, верификации, юрисдикции и т.д. и т.п. Одним словом, пытаться и далее упорядочить пребывание российского флота в Украине. (Правда, сомнительно, что нынешняя украинская власть сохранит разрешительный режим пересечения границы для российских кораблей.) 28 апреля должно состояться заседание межгосударственной украинско-российской рабочей группы по ЧФ. Украинскую делегацию возглавит В.Хандогий, российскую — Г.Карасин. Тогда и увидим, насколько украинская делегация будет последовательна в своей позиции.
Предыдущее политическое руководство страны делало ставку на планомерное выдавливание ЧФ России с украинской территории. И Кремль морально был готов к выводу своих подразделений, строя новую военно-морскую базу в Новороссийске. Так что не правы те, кто полагает, что у Киева не было возможности добиться вывода российского флота из Крыма. Ведь удалось же вывести российские базы с территории своих государств руководству Грузии, Азербайджана. Были выведены российские подразделения и из стран Балтии. Нет российских баз и в Беларуси, Казахстане, Узбекистане. Кстати, членах ОДКБ! Лишь в таких слабых государствах—членах СНГ, как Киргизстан, Таджикистан и Армения, россияне сумели сохранить свое военное присутствие. Ах, да! Еще в невнятном Приднестровье. Теперь в этой категории надолго остается и Украина.
Зеркало Недели