29 March 2024, 00:02 Житомир: °C
Олена Білошицька-Костюкевич
Письменник. Незалежний оглядач. Лауреат літературно-мистецької премії імені Лесі Українки

Презентація: непорядність без цензури, або З якою метою паплюжать пам'ять Святослава Ріхтера на його батьківщині?

«Что ему делать в Житомире(!!!), где так чтут Рихтера? С ним многие музыканты перестали общаться после этой книги. Грязно и непорядочно» − саме так відреагували уродженці Житомира (Ірина і Фаїна), а тепер громадяни інших країн, коли довідалися про видання скандальної книжки ще й українською мовою в рідному місті. До речі, всі вони мають консерваторську освіту і все життя присвятили музиці.

«Як таке може бути? Це не кошмарний сон?» − такою була реакція притомних житомирян на цю звістку.

А тепер докладніше, але без імен (окрім Ріхтера). Чому? Щоб не робити додаткову рекламу автору і його дітищу, а організаторам заходу ще раз подумати про його доцільність.

Один із закладів, який представляє себе осередком культури, надав свої площі для проведення 12 січня ц. р. презентації книжки піаніста, який не любить, щоб його так називали, бо претендує на щось значно більше. Текст автора опубліковано в Росії, Франції, англомовних і німецькомовних країнах. Напевно, спокусившись таким довгим переліком і ароматом жовтої преси, проігнорував морально-етичні орієнтири, ініціатори видання книжки, в назві якої вже читається самозакоханість творця цього писання і бажання принизити інших, довели справу до презентації.

У відео-звернені до читачів українського видання автор наголошує на практично повній тотожності з російським виданням. Це для англо-, франко-, німецькомовних читачів писались щось особливе кожного разу. Що ж. У всьому є позитив. Отже, саме з дослідницькою метою автор цих рядків і прочитала один із розділів російською. Читати всю книжку, а ще й українською, бажання нема, а витрачати час на аналіз цього опусу шкода. Тому пропоную читачу уривки з рецензій на російське видання. Порядні і непорядні люди є всюди:

С 1978 г. на протяжении 5 лет их связывала тесная дружба. Вот ей-то, а точнее личности Рихтера, и посвящена добрая половина книги. Почему так много? Совсем не потому, что ******в решил поделиться счастьем от знакомства со столь значимой фигурой в мире фортепиано, а потому, что благодаря этой книге ****ов хотел доказать, в первую очередь самому себе, что он не менее талантливый музыкант, чем Рихтер. Такого количества гадких слов в сторону Святослава Теофиловича вряд ли кто-либо себе позволял говорить».
Подробнее на livelib.ru

«Всех вокруг вывалять в грязи, самому остаться чистым ангелом, великодушно прощающим себе собственные гадости...
До сих пор при воспоминании об этом непроизведении литературы хочется вымыть руки».

«В одном из своих интервью ****й ******ов мудро сказал: многие беды современного мира связаны с тем, что деятели культуры утратили представление о добре и зле, и кроме собственного творчества их больше ничего не интересует.
Мысль мудрая, однако же - подвергает ли и сам автор сих мемуаров столь же беспристрастному суду и свои поступки?
Увы, нет. Практически во всех его жизненных бедах виноват "Совок" - и государство, и коллективный "Совок", олицетворяемый творческой интеллигенцией эпохи застоя. Описывая свои злоключения в компании великого Рихтера *****й ******ов практически ни на секунду не задумывается: а что я там делал? Почему я не мог повернуться и уйти?
Однако же у читателя эти вопросы неизбежно возникают.
Постоянно сваливая вину на "Совок" и на тех, в компании с кем ему довелось состояться как творческой личности, автор по сути показывает свои неизбывный страх и боязнь принять ответственность за происходящее на себя.
Ну как же он мог отказаться от работы с самим Рихтером? Кому бы он был тогда нужен?
В своих мемуарах ******ов допускает и ещё одну принципиальную ошибку. Получается, что сам по себе он мало интересен читателю как творческая личность. Да, мемуары сдобрены рассуждениями о музыке, но не стоит обманываться. Диск с музыкой Шопена - здесь лишь приложение к книге, к воспоминаниям *****я ******а о других, более значительных людях, и только в сопоставлении с ними и как приложение к ним сам автор мемуаров обретает в тексте человеческие качества и становится хоть как-то любопытен читателю. И можно смело сказать, что даже когда автор описывает самые интимные стороны жизни Святослава Рихтера, Рихтер как творческая личность, как музыкант - остаётся для него тайной за семью печатями, и читателю книги вслед за автором не суждено её постигнуть.
*****й *****ов совершает ещё одну некорректность по отношению к читателю. Трудно сказать зачем (но ответ в любом случае будет нелестным для автора) свою неприязнь к людям автор распространяет и на их творчество и стремится поставить клеймо "Совок" даже на классическую музыку в трактовке Рихтера.
P.S. Ну и дорогие мои читатели - это каким же человеком нужно быть, чтобы в 2014 году издавать воспоминания, где среди прочих приключений рассказывается и о том, как Святослав Теофилович в 1978 или 1979 году посылал автора мемуаров опекать пьющего племянника Нины Львовны Дорлиак?
Вот это масштаб, вот это страдания юного Вертера, кои автор пронёс через всю свою жизнь и решил донести до российского читателя в XXI веке.
Поэтому книга по большому счёту бьёт мимо цели. Как самостоятельная личность автор мало интересен. Шок от открытия интимных подробностей жизни знаменитостей прошёл у нас ещё в 90-е годы, здесь автор опоздал лет на 10-15. Какие-то тёплые человеческие чёрточки к портретам великих и известных людей *****й ******ов прибавить не в состоянии - он слишком желчно воспринимает всё вокруг, не замечая при этом самого главного - почему эти люди стали интересны, и почему рядом с ними не интересен он сам.
В общем, чтиво на большого любителя».

Те, як відреагує громадськість міста на цю презентацію, покаже наскільки Житомир культурний. Чи варто шанувальникам творчості Святослава Ріхтера відвідувати такі заходи? Сумнівно, що любителів скандальних сенсацій можна в чомусь переконати. До речі, цікаво, а хто все це (видання, презентацію) фінансує?

P.S. А максимально коротко описати ситуацію з автором і його книжкою можна і так:

Служил Гаврила пианистом. Себя как гуру представлял. И псевдомудрыми строками простую зависть прикрывал.