Несмотря на невозможность оценить эффект, троллинг в Интернете остается выгодной технологией манипуляции читателями: недорого, прочитывается большой аудиторией, при этом руки заказчиков чисты, - пишет еженедельник «Комментарии».
Когда я был студентом, мне нужно было разгружать вагоны, ехать в стройотряд, чтобы заработать на пиво. А нынче студент обругал всех, на кого указали, и получил какую-то денежку, — говорит журналист Владимир Скачко.
Мы обсуждаем с ним проплаченных троллей — людей, которые зарабатывают тем, что оставляют комментарии определенной направленности под статьями и новостями на интернет-порталах. Писать, конечно, не мешки ворочать. Но тоже непростое занятие. В этом я убедился сам, войдя на день в образ политического тролля.
НОВЫЕ ЛИЦА СО СТАРЫМИ МЕТОДАМИ
Желание побыть денек троллем возникло у меня после того, как я узнал, что этим подрабатывает один из моих приятелей. Устроиться к его нанимателям самостоятельно я не мог — к такому делу привлекают по знакомству, а заручиться рекомендацией приятеля означало бы подвергнуть его риску лишиться дополнительного заработка. К тому же следовало поторопиться, пока не прошли выборы в парламент. Оказалось, самый быстрый способ добиться результата — поработать день вместо знакомого. Ему — гонорар за написанные мною комментарии, мне — материал для статьи. Условие: написать так, чтобы заказчики не могли вычислить того, кто позволил раскрыть секреты кухни. При этом стоило учитывать, что число троллей, не работающих непосредственно в штабе, ограничено. Поэтому назовем моего знакомого Игорем, а о политической силе, за которую мне пришлось агитировать, скажем, что это одна из небольших партий, не имеющая своей фракции в парламенте.
Итак, Игорь прислал мне техническое задание (ТЗ), файл для отчетов, ссылки на необходимые сайты и дал несколько советов. Техзадание — это полстранички указаний, обычно около семи пунктов (в моем было шесть), на которые и нужно опираться при написании комментариев. Файл для отчетов — это таблица, которую надо заполнять по мере написания комментариев. В нее вносятся название новости, ссылка на нее и сам комментарий в том виде, в котором он был размещен (с указанием времени опубликования и ника комментатора). Например, один из приемов поддержки партии и ее кандидатов — популяризация идеи, что к власти должны прийти новые люди. Способов реализации идеи множество. Можно написать комментарий в русле «эти люди ничем себя не дискредитировали, им можно верить». Или «в то время как остальные кричат о своих мнимых успехах, эти люди скромно занимались своим делом, работая во благо страны». Либо попытаться убедить, что другой альтернативы нет: остальные приручены властью или, кроме громких обещаний, ни на что более не способны. Другой прием: поддерживать те месседжи, которые несут в массы положительные для тролля герои, — в духе «правильно все сказал».
Как заработать на слухах
Рост интернет-аудитории в Украине радикально изменил саму технологию распространения слухов. В крупных украинских городах тиражирование «уток» во многом монополизировали представители новой профессии — тролли. По оценкам экспертов, тех, кто регулярно занимается организованным размножением чернухи и провокаций в виртуальном мире, в Украине насчитывается несколько тысяч. В день один такой среднестатистический тролль зарабатывает до 100 грн. Насколько эффективен троллинг, сказать сложно, да и во всем мире заметно охлаждение интереса заказчиков к этой технологии. Чего не скажешь об Украине: в пиар-стратегиях многих политиков и бизнесменов черная работа в Интернете до сих пор играет весомую роль.
— Чаще всего ставится задача устроить сладкую, в кавычках, жизнь членам одной партии. Устроить вырванные годы в комментариях. То есть когда человек начинает обвиняться во всех смертных грехах. В ТЗ обозначаются пункты, по которым нужно лупить человека. Например, на нем что-то висит, он себя ведет неадекватно и вообще он мне не нравится. Разрешается использовать эмоциональные высказывания, но без матов, потому что забанят администраторы, — рассказывает Игорь о черном троллинге.
Он сталкивался не только с политическим, но и с коммерческим троллингом, направленным против определенной торговой марки или конкретного бизнесмена. Чаще всего действовало это так: заказчик узнавал, что фирма его конкурента через несколько дней будет проводить рекламную акцию, которая найдет отражение и в СМИ. Он звонил троллю, и тот оставлял под новостями о событии на разных сайтах негативные комментарии. Наиболее действенный посыл: я пользовался их продукцией или услугами, они оказались низкого качества. Подобному верят.
ПО ПРАВИЛАМ ГЕПЫ ЛАВОЧКИНА
Итак, прежде чем заняться троллингом, я зарегистрировал два почтовых ящика на разных доменах. У каждого новостного сайта свой алгоритм действий, которому нужно следовать для публикации комментария. У одного достаточно ввести взятый из головы почтовый адрес, у другого нужна регистрация, которая невозможна без использования действующей почты. Позднее я понял, что проще было создать свою страничку в социальных сетях и через них публиковать комментарии — многие сайты предоставляют такую возможность. Часть троллей именно так и поступают — это видно, если пройтись беглым взглядом по ветке комментариев. Причем если при этом одни из них пытаются подобрать имя, соответствующее действительности, другие могут подписаться Че Геварой или даже взять издевательский ник типа Гепа Лавочкин. Игорь рассказывает, что у него пятнадцать вымышленных персонажей, каждому со временем он подобрал характер: кто-то — наивная барышня, кто-то — очень умный, а кто-то, наоборот, простоват.
Регистрация — не единственная техническая деталь, отнимающая время. Некоторые сайты требуют вписать набор букв и цифр, указанный на картинке, — это защита от программ-ботов, автоматически рассылающих комментарии. Порой эти буквы сложно разобрать, что отнимает и время, и нервы.
— Когда некоторые сайты рядом с комментариями стали публиковать IP-адрес комментатора, у народа началась паника, — вспоминает Игорь. — Но потом нашли выход из ситуации. Подумали: раз все равно мы нанимаем, допустим, двадцать троллей, то пусть не один человек оставляет к определенной новости несколько комментариев, а каждый оставит хотя бы по парочке комментариев с разницей в двадцать минут.
Шаг следующий: поиск свежих новостей, которые подходили бы под тематику моих будущих комментариев. Ключевое слово здесь — «свежих». Поиском первой новости я занимался более получаса. Заодно следил, о чем и как пишут остальные. Хотя, по словам Игоря, тролли редко читают чужие комментарии. В основном такие высказывания интересны тогда, когда они написаны под твоим — на них можно ответить (а каждый ответ — это еще одна галочка в ежедневном плане). Таким образом, читатели вряд ли примут за тролля того, кто пишет дважды или трижды в течение короткого промежутка времени, поскольку он просто отвечает на реплики других.
По прошествии получаса я понял, что новостей, посвященных определенной политической силе, пока нет, а время уходит. Выходом оказались посты под новостями конкурентов. Негативный пиар конкурирующих политических групп присутствовал в ТЗ, но там же говорилось, что главная цель — все же позитив о нужных нам людях. Оказалось, добиться последнего не так сложно. Достаточно под новостью написать, что ложь этого политика изрядно надоела и нужно избирать во власть новых людей с новыми идеями. Потом я нашел новость с этим же событием на двух других сайтах и оставил похожее высказывание. Старт работы в качестве тролля был дан. После первой записи появилось чувство, будто ты сам оказался причастен к написанию новости. Оказывается, оно может передаваться и читателю.
— Тролли — это проблема и для собственников сайтов. Люди, к сожалению, не всегда разделяют редакционную новость и комментарии к ней. Часто, прочитав что-то в комментариях, они интуитивно относят авторство редакции. Но это не так, — описывает проблему IT‑специалист Олег Хаврук.
Самым сложным на первых порах оказался именно выбор новостей. По словам Игоря, на поиск новости и написание одного комментария у него, тролля со стажем, при хорошем настрое уходит около пяти минут. Новичку понадобилось значительно больше. Прыгаешь с сайта на сайт, постоянно обновляешь страницу, проверяешь, не ответил ли кто-то на твою запись. Вопроса о том, как написать на одну тему несколько разных комментариев, пока не появляется — с этой точки зрения работа идет легко. Хотя, говорит Игорь, если занимаешься этим ежедневно, мозги порой закипают. И тогда тролль может облегчить себе работу — открыть архив своих комментариев и вставить под свежую новость плоды труда многомесячной давности. Риск попасться близок к нулю.
Уже под конец своего опыта, перечитывая отчет об оставленных мною комментариях, я заметил особенность: если поначалу и была в них какая-то логика и аргументация, то под конец все свелось к эмоциям. Хотелось закончить работу быстрее, накапливалась умственная усталость. Впрочем, существенная доля комментариев на новостных лентах — это выплеск эмоций. У троллей, кстати, один из приемов борьбы с невыгодной новостью — увести разговор в сторону, отвлечь других комментаторов посторонней, но всегда резонансной темой типа национального вопроса.
ПИОНЕРЫ, ПЕНСИОНЕРЫ И СУМАСШЕДШИЕ
— Что может говорить хромой об искусстве Герберта фон Караяна, если ему сразу заявить, что он хромой? — Владимир Скачко вспоминает шутку Жванецкого не просто так. Он говорит об одной из технологий троллинга — переключить внимание со статьи на личность автора, вызвать к нему ненависть или презрение, сделать «хромым». И тогда ценность написанного материала для некоторых читателей будет сведена к нулю.
Скачко называет троллинг довольно эффективной технологией. Недобросовестные комментаторы, по его словам, бьют по политически активной части виртуальной тусовки. Нейтрализуются люди вроде бы не самые глупые, которые не просто выходят в Интернет, а еще и читают новости. Умело поданный комментарий может заставить их скептически посмотреть на своих героев, родить сомнения. Учитывая, что тролли работают на раскрученных порталах с большим количеством читателей, а платят им немного, технология троллинга выгодна заказчикам.
— Методика распространения слухов сейчас стала более простой. Если раньше слухи должны были распространять живые люди, то сейчас достаточно посадить одного человека, который охватит своей деятельностью намного больший электорат, чем он мог бы охватить, общаясь на улицах, в магазинах и парках, — проводит параллели Олег Хаврук.
Хаврук считает, что тролли наиболее эффективны для вброса компромата против отдельных кандидатов. Когда в мажоритарном округе двое фаворитов, которые не были замечены в крупных ошибках, придумывается какой-то скандал. Такой скандал трудно развить через официальную прессу и телевидение — должна быть доказательная база. Зато можно легко бросить тень на кандидата через Интернет. Для этого выбирается площадка, на которой публикуется ложная информация: как правило, это порталы, не имеющие влияния и играющие роль «сливных бачков». После чего линк на эту статью размещается в комментариях под новостями на других сайтах. Причем новости могут быть и не по теме. Читатель кликнет на ссылку и попадет на шокирующую правду.
В идеальном для тролля случае ему достаточно просто написать один комментарий, который поднимет волну общественного негодования и уведет обсуждение от плохой новости. Таким образом ему сыграют на руку обычные пользователи. На одном из этапов журналистской деятельности Скачко работал завотделом писем в печатном издании.
— Три из пяти писем в газету писали или люди, которые не знали, чем еще себя занять по вечерам, или городские сумасшедшие, которые с чем-то борются: то с инопланетным вторжением, то с психотропным воздействием. Еще 20% писали от безнадеги, — говорит Скачко.
А я вспоминаю шутку, что в газеты пишут пионеры, пенсионеры и сумасшедшие. Только в случае новостных интернет-порталов исключается значительная часть первых и вторых.
РУСТЕМ ХАЛИЛОВ, «Комментарии» №40 от 19 октября 2012




















