Политнюанс недели. Охота на Пегасов

14 April 2008, 09:35
Готовьтесь: бить будут аккуратно, но сильно. И не только сильно, но и искусно – искусством. Уже можно судить, каким именно, и хоть немного подготовиться «к восприятию». За неделю активной гонки в Киеве все без исключения хоть сколько-нибудь заметные политсилы развернули бешеную охоту на Пегасов, потому что «брать электорат» больше, собственно, и нечем.

Киевлян, конечно, заманили бы обычными обещаниями (починить лифты, убрать «пробки»), но слухи о грядущем росте проходного барьера бешено стимулировали предвыборное творчество. Не в силах хоть как-то предугадать грядущее, лидеры и партии-блоки решили приготовиться ко всему (в том числе и к выборам всех мастей) наперед. Начали с себя. Реальность моментально вывернулась наизнанку абсурдом. Уловленным пегасам затушевали морды, подобрали хвосты и скрутили гривы в гривни.

 

Кожура от каштанов

Генеральная репетиция проходит в столице. При почти четырех десятках кандидатов реальных только двое. Битвы между ними нет: один машет кулаками, другой – добрыми словами. О таких скучных вещах, как-то гнилые канализационные трубы, участники предпочитают не вспоминать.

 

Тем более, по яркости действа на первый план уверенно выходит коллективный разум: субъекты (партии, блоки), обычно скромно стоящие за спинами претендентов, рванули на авансцену и заблистали всеми гранями. Для начала участники, не сговариваясь, ненавязчиво сместили акценты. В результате замена киевского мэра – главная цель досрочных выборов - превратилась в жесткую схватку за большинство в Киевсовете. Оно и понятно: голова без рады связан по рукам и ногам (заметим в скобках, крайне зависим от президента). Таким образом, главная подоплека вышла на первый план. Безусловно, инициатор гонки – БЮТ – предпочел бы удержать эту линию в тени, однако, ажиотаж средних и малых партий стал слишком ярким индикатором. Да и Юлия Тимошенко, возглавив список, дезавуировала истинные цели. Единственное, чего удалось добиться – слегка удержать движущий механизм интриг в закулисье, но к концу недели тайное стало явным: премьер прямо обвинила Банковую в поддержке нынешнего мера, а Виктора Балогу – в развале коалиции. Однако выпад не сработал, и вот почему: время эффектных дуэлей на харизмах уходит в прошлое. Во многом, кстати, из-за разочарования украинцев в личностях после «оранжевой» революции. Все-таки политика – не сериал. 

 

Вместо личностей сражаться за симпатии избирателей, скорее всего, не только киевских, но и украинских (на парламентских-президентских выборах), будут «люди без лица». Нет, конечно, они узнаваемые сами по себе, дабы электоральные единицы не перепутали чего в бюллетенях, посему стоит ожидать массового прихода фотогеничных личностей. Но вот их яркие индивидуальности (при наличии, конечно) будут безжалостно…скажем так, размыты. Прием хорошо сработал на президентских выборах в три тура (да-да, тех самых) и политсилы берут его на вооружение. Суть проста: человек-символ партии-блока-альянса должен, с одной стороны, ассоциироваться с максимально широкой аудиторией, с другой – «излучать» идеологические постулаты родных сил. Минимум конкретики – максимум универсального обаяния.

 

Эти-то герои при погружении в реальность смогут адаптироваться без особых осложнений. Но вероятнее другое: им создадут виртуальный абсурдный фон, где истины как таковой (объективной!) нет, следовательно, ни одно утверждение-обещание нельзя проверить, доказать либо опровергнуть. Остается верить-не верить. А это уже зависит от, опять-таки, универсальности обаяния кандитатов-символов, во многих случаях – от красоты и отточенности самих фраз. В результате, избиратели получают набор остроумных афоризмов. Подобный поединок софистов уже можно наблюдать между экс-спикером Владимиром Литвином и его преемником в должности рулевого Рады Арсением Яценюком. В театре абсурда слово обретает исключительный смысл, оно, по большому счету, является главным актером. В принципе, все логично: коль нельзя постичь реальность бытия, приходится привыкать к абсурду.

 

Президентский Арсенал

В режиссерах которого – президент и его команда. Обезличиванию главных героев политпроцесса немало способствовали схватка с Тимошенко за исполнительную вертикаль и стремительные кадровые решения последних месяцев. Если заметили, прочно держат свои позиции как раз столпы «коллективного разума», либо идеально ретранслирующие настроения масс - верхам и обратно, либо влияющие на широкую аудиторию. Так что Виктору Ющенко селекция (пока) удается. В такой обстановке яркость ЮВТ теряет всякий смысл.

  

Но меняется и сам президент.  Спустившись с геополитических небес и вернувшись из восточных странствий, Виктор Ющенко занялся любимыми делами. Судя по всему, их у него два: снимать головы и рыть землю. «Мистецький Арсенал» остается приоритетной игрушкой главы государства. Там Виктор Андреевич максимально сближается и с природой, и с народом.  В копилку выборов звякнули вступление в ВТО и продвижение в НАТО, а также – крупная рассорка с Россией. На самом деле, портить отношения с РФ официальному Киеву ни к чему, особенно сейчас. Правда, можно поиграть у соседки на нервах (из-за ВТО), однако, существует опасность пережать и получить не мифический, а реальный распад государства. А вот дискредитировать Россию, спровоцировать ее на резкие отклики (это почти удалось) – хитрый прием, радикализирующий юго-восточный электорат, что, в свою очередь, вызовет отток умеренных и, не исключено, отпугнет крупный капитал. Для тех и других создан «Единый центр» - политформирование без внятных идеологических позиций, зато с четко артикулированными интересами.

 

Любопытно наблюдать за игрой Банковой на киевской площадке. Юлия Тимошенко чуть ли не в открытую обвиняет СП в поддержке Леонида Черновецкого, прекрасно зная, что пропрезидентских кандидатов как минимум пять и один из них станет мером. Удастся ли отбить Киевраду – вопрос отдельный, тем более, ничего заметно бытового БЮТовцы (даже «самый умный» кандидат от блока) пока киевлянам не обещают. Банковая предпочитает молчать о столичных выборах, терпеливо дожидаясь развязки. Даже если победит не симпатичный президенту кандидат, всегда можно подпереть его главой КГГА. Главное – сформировать большинство в Киевраде под главу государства. Тогда битва за местное самоуправление и исполнительную вертикаль будет выиграна.

 

Итак, Виктор Ющенко идет на размыв и попутно распыляет конкурентов. А что же оппозиция и коалиция?

 

Страстная отРАДА

 

На недельке воскрес из небытия парламент. Учуяв подъем коллективного разума, его украинская квинтэссенция взыграла всеми своими прелестями. Во-первых, потрудились на славу, обеспечив себя аргументами и фактами, а СМИ – инфоповодами. Во-вторых, напугали друг дружку: призраками сразу двух широких коалиций: БЮТ+КПУ+Блок Литвина (и несколько вольноопределяющихся) и БЮТ+ПР. Последний вариант, казалось, заработал. Что вызвало оторопь у НУ-НС, особенно с учетом слухов об 11% барьере. Куда острее слухи были восприняты на Банковой, и не столько из-за барьера (Киев рейтинг обеспечит), сколько из-за конституционных страхов. Якобы обе фракции договорились заниматься усовершенствованием Основного закона. Казалось бы, сбылась мечта Виктора Ющенко, повторявшего с завидной регулярностью, как бы он был счастлив от единения и конструктивной работы парламента. Ныне то и другое сбылось. Особой радости не лице гаранта не видно. Еще бы!

 

Договорившись о конституционной комиссии, часть коалиции и оппозиция перехватили у Банковой инициативу в политреформе – крайне важном процессе, на который президентское окружение делало основную ставку. Понятно, что в данном случае речь идет о ситуативном альянсе, но акции ПР резко пошли вверх (чего не скажешь об имидже БЮТ). Раиса Богатырева засветилась на нескольких партийных мероприятиях и опровергла слухи о выходе из нее. Деталь, а показательная. При близорукости БЮТ понятно, кто впишет стратегические коррективы в Конституцию. Если, конечно, удастся провернуть хотя бы одну поправку. Впрочем, как пугало для президента конституционная комиссия оправдает свое создание на триста процентов.

 

Нервная реакция Юлии Тимошенко не запоздала (то самое письмо о Балоге). Шелестят слушки об утрате значительной части влияния премьера в собственном блоке и, судя по поступкам Леди Ю, они небезосновательны. Но ЮВТ не учла НУ-НС, точнее, видимо, не имела адекватной информации о происходящих в недрах пропрезидетнских сил процессах. Иначе она бы с посланиями не торопилась, и не шпыняла бы попутно губернаторов-мэров. Когда премьер рванула в Раду, дабы самолично пожать плоды альянса, оказалось, что партнеры по коалиции ей, мягко говоря, не рады. Даже пристяжной Арсений Яценюк вдруг стал высказывать собственные взгляды, смысл коих сводится к: «Вас тут не стояло». Тут еще и президентская «долбень» по поводу земельного рынка подоспела. В воздухе опять запахло отставкой.

 

Тем более, Виктор Ющенко, плавно переместив Владимира Литвина в Киевский университет, замкнул одноименный блок на себя, недвусмысленно дав понять БЮТ, что надеяться на расширение нечего. Точнее, не за счет кого.

 

Некоторой загадкой все же остается Партия регионов. Отказываться от конкретики регионалы, судя по всему, не намерены, а вот в абсурд со своим прагматизмом вписываются не совсем органично. Ближайший съезд (19 апреля) покажет, будут ли они играть по новым правилам или противопоставят абсурду «реальную реальность». Конкуренция оных – вот это была бы битва!

 

***   

 

Веселее всего, кажется, левым. В СПУ грянул маленький внутренний переворотик, в результате которого в кулуарах заговорили об утрате Александром Морозом ведущих позиций в партии. Слияние с бывшими раскольниками – слишком красноречивый факт, равно как и чехарда с кандидатами в президенты. Коммунисты, видимо, слишком болезненно восприняли слова Виктора Ющенко о «настоящих украинских» и объявили о модернизации с европейским уклоном. После фигурирования в первой пятерке в Киевраду священника от КПУ можно ожидать чего угодно.   

 

Как бы то ни было, трансформация украинского политикума завершается. Пропорциональная система и разочарования последних лет предопределяют выход на первый план масс, количественного ресурса с «размытыми» ведущими. Листовки с ангелоподобными ликами останутся, но будут восприниматься чуть ли не как карикатуры. Отчасти утратят силу воздействия на умы и конкретные результаты. Меткие фразы с двойным-тройным смыслом станут «главными агитаторами». Так что без Пегасов – никак.   http://ura-inform.com

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі