Тимошенко-Ющенко: сценарии взаимного уничтожения

30 April 2008, 15:52

В конце недели Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко обменялись публичными месседжами, в которых рассказали, что думают друг о друге…

Прошедшая неделя для украинского политикума ознаменовалась все большим обострением противоречий между Банковой и Грушевского, пик которого пришелся на историю со сменой руководителя ФГИУ в Страстную пятницу. А в конце недели Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко обменялись публичными месседжами, в которых рассказали, что думают друг о друге…

Бурная неделя

Для того, чтобы понять смысл сообщений, переданных премьером и президентом друг другу 24 и 27 апреля, следовало бы вкратце пройтись по событиям недели.

Итак, приступим. 21 апреля – представители фракции НУНС в парламенте заявляют, что демократическая коалиция под угрозой развала, поскольку БЮТ ситуативно объединился с ПРУ вокруг Временной следственной комиссии по наработке изменений в конституцию (ВСК). А премьер-министр Украины отмечает, что добровольно в отставку не уйдет, проконтролирует тестовую кампанию в школах, а также, что БЮТ намерен до осени изменить конституцию «в пользу» парламентской республики с премьером в роли канцлера.

22 апреля – КС признает законность увольнения Валентины Семенюк-Самсоненко. Президент требует вынести выговор министрам, которые не успевают с подготовкой к Евро-2012. Выясняется, что БЮТ готовы начать конституционные изменения уже после майских «каникул». Рейтинг Тимошенко начал снижаться, а на пост мэра Киева зарегистрировано уже 79 кандидатов.

23 апреля – Тимошенко еще раз заявляет, что намерена продать Одесский припортовый завод (ОПЗ) в мае, что газовые контракты на 2008-й год подписаны, а президент ветирует закон «Об организации и порядке деятельности Верховной рады Украины». Вечером того же дня происходит замена охраны ФГИУ, которую ранее осуществляло подразделение МВД «Титан», на бойцов УГО.

24 апреля – Виктор Ющенко дает ежеквартальную пресс-конференцию, где и звучит ряд сообщений избирателям и оппонентам, в частности о том, что он против киевских выборов. 25 апреля – для того, чтобы представить коллективу Фонда госимущества и.о. руководителя Андрея Портнова, туда приезжает лично Юлия Тимошенко. Виктор Ющенко еще раз останавливает приватизацию ОПЗ с помощью Генпрокуратуры.

26 апреля – БЮТ оспаривает в КС указ Ющенко относительно назначения исполняющих обязанности глав районных и обладминистраций, а также угрожает генпрокурору Медведько смещением. 27 апреля – в интервью каналу «Интер», уже втором за три месяца, премьер-министр отвечает на выпады соперников. 28 апреля – встреча Тимошенко и ее коллеги из РФ Виктора Зубкова.

ФГИ и ФПГ

Как видим, схватка друзей по демократической коалиции идет по всем направлениям – и конституционному, и приватизационному, и в отношении кадров, и в киевском вопросе, и на международной арене. Именно этим вопросам и были посвящены коммуникативные сеансы со СМИ в четверг и субботу. Начнем, пожалуй, с ежеквартальной пресс-конференции Виктора Ющенко.

Во время ее проведения президент заявил, что правительство и Нацбанк делают недостаточно для того, чтобы утихомирить инфляцию. Виктор Ющенко отметил, что для предотвращения оной нужно отказаться от административных ограничений. Читаем – премьер и правительство некомпетентны, а потому уже есть повод отправить их в отставку. А пока – «желтая карточка».

В ответ на это 27 апреля Юлия Тимошенко заявила дословно следующее: «Я с первого дня говорила — и я подтверждаю — что через 5-6 месяцев с начала года мы забудем, что такое инфляция… И то, что сегодня творится на ринке, это то, что было заложено еще год назад». Мол, я, конечно, ни в коей мере не виновата в скачках цен на продукты, это, как всегда, предшественники, но придется тянуть свой крест, исправляя ошибки оппонентов.

Следующим пунктом в повестке дня оказался вопрос относительно смены главы ФГИ. Напомним, пресс-конференция состоялась 24 апреля, до рейда Тимошенко на Фонд. Тогда президент отметил, что конечно замечания к работе Семенюк есть, и ее можно сместить, однако делать это необходимо на законных основаниях и в установленном порядке. «Большинство должно определиться с этим вопросом в стенах парламента, а не мечтать о каких-то захватах ФГИУ», — подчеркнул Ющенко. От себя отметим, что подобные мелочи, впрочем, никогда не мешали жить самому президенту и его команде – взять хотя бы историю со сменой генпрокурора летом прошлого года. Кроме того, президент выступил против приватизации «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка», а также всего Одесского припортового завода (отметив, что продавать можно лишь его «химическую» часть).

Вообще аналитики отмечают, что ситуация вокруг ОПЗ, продажа которого может принести в бюджет не менее 3 миллиардов гривен, так необходимых КМУ для несения бремени социальных выплат, немного сходна с ситуацией вокруг Никопольского завода ферросплавов в 2005-м. Тогда тоже президент и премьер фактически сыграли за разные украинские финансово-промышленные группы. В этот раз, отмечают наблюдатели, Игоря Коломойского против Константина Жеваго поддерживает уже не Тимошенко, а Ющенко, в фанатстве к которому олигарх недавно признавался.

Потому и началась вся история с ФГИУ, что без этих денег Юлия Владимировна пропадет. Продажа ОПЗ фактически решает очень многое – либо Тимошенко усиливает свои позиции, либо СП рано или поздно пускает ее ко дну. Завоевание ФГИ пришлось на очень неудобное для Секретариата время – пасхальные каникулы. Другой вопрос, что красно-белый блицкриг «несколько» незаконен. Возможно поэтому, о ФГИ и лично Валентине Семенюк во время трансляции не было сказано ни слова.

Два сценария

Коснулись заклятые друзья в своих интервью и вопроса киевских выборов. Ведь они также очень важны в предстоящем развертывании войны. Видимо не стоит объяснять, почему. Киевский регион по количеству населения опережает Донецкую область. К тому же, здесь крутятся большие деньги. Иметь в своем активе власть в столице очень важно. Ни Ющенко, ни Тимошенко в открытую не говорили о том, что сейчас ведется напряженная борьба за лояльность чиновников на местах, то есть за админресурс, что будет необходим на новых досрочных выборах, о которых сейчас не говорит только ленивый.

Как уже выше упоминалось, Ющенко заявил, что выступает против досрочных выборов мэра в столице, однако ничего поделать не может из-за Конституции. В то же время, Юлия Владимировна с присущей ей непосредственностью отметила, что не видит проблем пребывания на двух должностях – депутата Киевсовета и главы правительства.

Однако, пожалуй, самой острой полемики удостоился вопрос изменений в Основной закон. Президент раскритиковал потуги БЮТ относительно ВСК. Он обрисовал идеальный вариант конституционной процедуры — сначала работа Национального конституционного совета, в котором бы были представлены политики, ученые, судьи КС и прочие. После этого — общественные слушания. «Потом президент вносит проект в парламент, как неотложный. Парламент создает ВСК, рассматривает с соблюдением процедур, дает 226 голосов и направляет в КС. А мы обращаемся к народу — благословите пожалуйста, на вопросительном или конституционном референдуме… А потом выходим и на 300 голосов, что лучше было бы, так как делать Конституцию без парламента неправильно».

Однако у БЮТ и «регионалов» несколько другой, более радикальный маршрут. Конституционная комиссия должна быть создана в ВР к середине следующего месяца. Потом к концу мая проект новой Конституции снабжают выводами Конституционного суда и предварительно одобряют большинством ВР. В начале осени новая Конституция получает свои 300 голосов, обретя необходимую юридическую силу. Без референдума, заметим. А после этого, угадайте что? Конечно, всеобщие выборы (парламента, президента, местных советов, мэров).

Естественно такой вариант развития событий СП не устраивает. Потому и подчеркнул гарант, что, по его мнению, «не может нестабильная институция формировать стабильное национальное развитие». Впрочем, время играет на эту команду, а также на их сторонников в ПР во главе с Ринатом Ахметовым, которые все еще надеются на «ширку». Другой вопрос, что политические акции владельца SCM все больше падают в цене.

Есть ньюансы

На публичные тезисы президента последовал публичный же ответ Тимошенко. «Я уверена, что изменения в Конституцию внесут в (стабилизацию – Авт.) свой очень весомый вклад. Я думаю, в ближайшее время Украина будет жить без ссор, без противостояния, без обострений. Она переживет этап своего демократического детства и перейдет хотя бы к юности, когда она уже сможет быть более сбалансированной в своей системе власти ».

Кроме заочного диалога между собой Ющенко и Тимошенко все-таки сподобились сделать некоторые посылы не столько друг другу, сколько своим избирателям.

Так, Виктор Ющенко во время своей пресс-конференции апеллировал к страху обывателя за свой карман («55% инфляции — это инфляция продовольственной корзины»), журил Кабмин за неподдержку национального производителя, уверял, что Украине нужна президентская форма правления, а также называл социальные выплаты правительства (которые, кстати, же сам и обязал делать) «політичними цукерками».

В свою очередь, премьер-министр оседлала своего «жертвенного» конька, апеллируя к сентиментальным чувствам, что, мол, они меня провоцируют, но я не поддамся: «Никогда в жизни не хлопну дверьми, не брошу дело, какие бы политические обстоятельства не заставляли меня это делать, потому что я знаю, что передать это дело некому».

Оба послания, которые приходится читать между строк, говорят стороннему наблюдателю, что в принципе у оппонентов точки соприкосновения существуют – к примеру, что приватизацию проводить необходимо, что инфляцию загнать в рамки нужно, что политреформа не терпит отлагательств, что Конституция не идеальна и так далее. Но, как говорится, есть нюансы…

Подробности

http://vlasti.net/

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі