Сила кризис ломит?

25 May 2007, 12:36

Евгений Магда, для «Главреда»

Политический кризис близится к развязке. Обе стороны противостояния активно демонстрируют собственный мышечный тонус и готовность использовать силу для разрешения накопившихся в государстве проблем

Пока непонятно, чем станет происходящее вокруг Генеральной прокуратуры: катализатором договоренностей или спусковым крючком для силового сценария. Очевидно только, что времени для принятия решения немного.

Логично, что в центре внимания оказались представители силовых ведомств, которым и подчинены обладающие оружием или силой закона тысячи сотрудников. Да и кадровые перестановки в рядах руководителей силовых структур заслуживают особого внимания.

 

ПАСТОРальная безопасность

 

Назначение Александра Турчинова первым заместителем секретаря СНБО стало весьма неожиданным. При всех непростых личностных характеристиках Александру Валентиновичу сложно отказать в системности и жажде власти – важнейших в условиях политического кризиса качествах. Отечественные политологи поэтому-то рассматривали его назначение в качестве «последнего предупреждения» премьеру и коалиции. Наверное, им представлялась картина, как на ближайшем заседании СНБО Турчинов усаживается напротив Виктора Януковича и начинает его гипнотизировать. Или, наоборот, подсаживается поближе к премьеру и во время заседания монотонно начинает нашептывать в премьерское ухо десять заповедей. Видимо, достаточно пары таких сеансов, чтобы Виктор Федорович взмолился о пощаде.

Если говорить серьезно, то коалиция с назначением Турчинова в СНБО получила своеобразного козла отпущения, которому предстоит отвечать за новые появления всевозможного компромата на руководителей и активистов коалиции. Теперь практически в любом чрезвычайном происшествии, которое, не дай Бог, случится с «регионалами», коммунистами и социалистами будут видеть «руку Турчинова». Благо Александр Валентинович и сам любит, придав лицу выражение максимальной информированности и таинственности, многозначительно намекать на происходящее, скрытое от глаз обывателей. Но это вовсе не означает, что развитие ситуации в СНБО будет отныне проходить по канонам протестантской этики. К тому же, если компромисс по линии Ющенко – Янукович будет достигнут, Турчинов окажется невольно причастным к его достижению. В случае возобновления активных переговоров бютовец номер два больше будет напоминать не энергичного деятеля в сфере нацбезопасности, а двойного агента, перед которым стоит невеселая перспектива ради выживания работать на обе стороны.

 

Во время работы председателем СБУ у Турчинова хватило такта не перестраивать сложнейший механизм спецслужбы под политическую целесообразность. СНБО, судя по всему, будут перестраивать на решение тактических задач и без участия бютовского активиста. Вместо активной работы над разрешением проблем безопасности страны и реагирования на существующие вызовы ей СНБО неуклонно превращается в штаб по принятию политических решений. Честно говоря, очень трудно представить, как Иван Плющ, талант переговорщика которого был воспет Президентом, будет находить язык с радикально настроенным Александром Турчиновым. Иван Степанович зарекомендовал себя сторонником широкой коалиции трех политических сил. Александр Валентинович же союза с «регионалами» публично не приемлет. И если он, руководствуясь целеуказаниями Виктора Балоги, будет коммуникатором между разными политическими силами, то диалог будет носить, мягко говоря, разноуровневый характер. Кстати, интересный момент – в СНБО попали участники рабочей группы по урегулированию кризиса. Возможно, стоит для паритета назначить еще одним заместителем Плюща кого-то из «регионалов»? Тогда бы и переговорный процесс о проведении досрочных выборов сдвинулся бы с мертвой точки.

 

Пока же член СНБО, директор Национального института стратегических исследований Юрий Рубан анонсировал, что Совбез может вывести страну из кризиса в случае, если остальные возможности для диалога будут исчерпаны. При этом Юрий Григорьевич собирается осуществить это прохождение верблюда политического кризиса через игольное ушко компромисса «исключительно правовым путем». Рискну предположить, что этот мэссидж бывшего спичрайтера Ющенко – лишь часть согласованной игры по поочередной демонстрации кнута и пряника представителям коалиции. Законных возможностей уволить правительство или заменить его Совбезом, у главы государства нет. И хотя воинственная риторика звучит с Банковой все громче, комплекс предыдущих действий Президента Ющенко не позволяет предположить готовность к массовому самопожертвованию со стороны его приближенных – уж слишком легко Виктор Андреевич расстается с героями вчерашних дней. Даже верный министр обороны Анатолий Гриценко достаточно осторожен, предпочитая словесные атаки реальным действиям. Это только подтверждает, что армия остается срезом общества, расколотого на две части.

 

Пискун как тенденция

 

Увольнение генерального прокурора Святослава Пискуна, отказавшегося быть управляемым законником, – прекрасное подтверждение недальновидности президентской политики. Пример весьма показателен – и.о.генпрокурора назначен прокурор Крыма Виктор Шемчук, восстановленный в должности Святославом Пискуном. Сам Святослав Михайлович не просто намерен добиваться восстановления через суд. Он успешно продемонстрировал, что генеральный прокурор может быть относительно независимым, а его увольнение дает коалиции дополнительный повод для обвинений Ющенко в узурпации власти.

 

Да и ситуацию вокруг своего увольнения Святослав Михайлович разыграл как по нотам. Он не только втянул в нее министра внутренних дел Василия Цушко, примчавшегося на выручку во главе стаи «беркутят», но и хладнокровно умыл руки от соревнований сумоистов-любителей из УГО и «Беркута». Трудно представить, что министр рванул на помощь Пискуну, не согласовав свои действия либо с Морозом, либо с Януковичем, не правда ли? И именно Пискун поднял тревогу, чтобы заручиться поддержкой коалиции, против которой он де-факто отказался воевать на посту генпрокурора. Теперь Цушко придется отдуваться за свою верность политическим обязательствам, Пискун же успел подложить свинью Президенту: воспользовавшись временным люфтом между изданием указа о своем увольнении и его вступлением в силу, уволил Виктора Шемчука и Николая Голомшу – наиболее лояльных главе государства топов Генеральной прокуратуры.

 

Ирония судьбы заключается в том, что исполнять обязанности генпрокурора после увольнения Пискуна должен никто иной как Александр Медведько – его легитимный первый заместитель. Но это, если верить букве закона. В нынешней ситуации мало кто будет обращать внимание на такие «мелочи» - здание на Резницкой превратилось в «Сталинград» политического кризиса, овладение которым предоставит значительные преимущества одной из сторон. Пискун после его вероятного восстановления в должности (без президентского представления) парламентом к собственному удовольствию превратится в знамя этой борьбы, которое будет гордо реять над участниками схватки.

 

Узы Гелетея

 

Заметное оживление в политикуме вызвала и сверхоперативная замена на посту начальника Государственной службы охраны пробывшего в этом качестве всего сутки Петра Опанасенко Валерием Гелетеем, зарекомендовавшим себя в качестве исполнительного и преданного служаки. Судя по всему, Валерию Викторовичу не удастся ограничиться ролью разоблачителя несостоявшихся киллеров, готовивших покушение на оппозицию, или разорванным в боях за Генпрокуратуру пиджаком. Придется покомандовать своими новыми подчиненными, выполняя президентскую волю в полевых условиях. Но не спешите видеть в Гелетее Пиночета. В Украине не так много боеспособных подразделений, чтобы взять под контроль центры управления страной, а Государственная служба охраны не настолько многочисленна. Да и управление боеготовыми частями не сосредоточено в одних руках, а рассеянно по разным, порой противоборствующим ведомствам. ГСО может разве что осуществить ряд резонансных шагов, к примеру, не пуская на работу некоторых судей Конституционного Суда или лишив депутатов парламента пятого созыва возможности попадать в хорошо кондиционируемые помещения Верховной Рады.

 

Приход Гелетея означает временное усиление Виктора Балоги – тот практически сосредотачивает у себя все рычаги управления кризисной ситуацией с президентской стороны политических баррикад. Даже оценка действий Василия Цушко, прозвучавшая в комментарии секретаря СНБО Ивана Плюща, больше напоминала по стилистике антикоалиционные словесные эскапады Виктора Ивановича. И это – тревожный симптом для тех, кто надеялся на мудрость Плюща и его умение влиять на Ющенко. Виктор Андреевич, судя по четверговому брифингу, решил доказать всем, что перспектива действовать решительно его не пугает, для этого и команда уже практически сформирована. Впрочем, в Украине кризисные менеджеры, по уже сложившейся традиции, выполняют с разной степенью успеха свою функцию, после чего уходят в тень. И об этом стоит помнить всем участникам политического конфликта.

 

Опасный перекресток

 

Пока же обе стороны политического противостояния своими действиями подводят страну к опасному перекрестку, за которым приказы о применении силы будут восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Очевидно, что коалиция окружит своими рекрутированными сторонниками стратегически важные для себя пункты. Это позволит оперативно маневрировать наличными силовыми подразделениями, но сразу создаст пространство для провокаций. Людская масса не является препятствием для профессионалов, зато значительно повышает вероятность невинных жертв. Эта драка не будет идти «до первой крови» - первая пролитая капля крови сделает многие процессы, происходящие сегодня, необратимыми. Вообще ситуация абсурдна донельзя: в шеренгах друг напротив друга стоят люди, принимавшие присягу Украине, и превратившиеся против своей воли в заложников чужих политических интересов.

 

Судя по готовности БЮТ и «Нашей Украины» до вечера 24 мая внести свои списки в Центральную избирательную комиссию, назначение Гелетея и возню вокруг Пискуна можно рассматривать как способ президентского давления на коалицию: Ющенко, Тимошенко и Кириленко практически в унисон заявили, что Президент и премьер согласовали дату выборов, но потом Янукович практически отказался от своих обязательств. Правда, применение инструментов давления встретило неожиданно жесткое сопротивление.

 

Из нынешней ситуации есть два выхода: проведение заседания СНБО и введение чрезвычайного положения (сценарий больше напоминает сообщения о государственных переворотах в странах третьего мира) или возвращение за стол переговоров и оперативное определение не только даты проведения досрочных выборов и правил игры, но и арбитров. Путь к этому решению лежит через компромисс и взаимные уступки. Дальнейшее обострение ситуации приведет только к тому, что она потеряет управляемость, а потенциальный победитель постарается сделать свой выигрыш абсолютным, отпраздновав его пиршеством на костях побежденных.

glavred.info

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі