Суспільство

Любовь длиною в 80 лет: Самые пожилые супруги Украины живут в Житомирской области

12 January 2010, 17:04

Время от времени мы слышим об украинских долгожителях. В любом конце Украины такой отыщется. Но вот чтобы семейная пара дожила до преклонных лет вместе, таких примеров нет. «Новая» побывала в селе Калиновка Житомирской области, где узнавала секреты долголетия, а главное — долгого терпения и любви длиною в 80 лет.

Вы скажете: какая уж там любовь в 100 лет? Самая настоящая — трепетная и искренняя. Такая, какую теперь редко встретишь. Это как раз тот случай, когда любовь можно увидеть, услышать и кажется даже прикоснуться к ней.

 Посудите сами: приехали мы с мужем (он согласился сопровождать меня в командировке) к пожилой паре, сидим разговариваем о том, о сем — за жизнь, в общем. Ну и, понятное дело, просим разрешить их сфотографировать для газеты. И тут бабушка Таня, до этого державшая супруга за руку, начинает его прихорашивать: шапку с него сняла, волосы поправила, новенький кожушок предложила набросить. Проделывая все эти приготовления к фотосъемке, Татьяна Яковлевна приговаривала: дед у меня красивый был, да и сейчас еще ничего… Она так трогательно и заботливо его наряжала, что было ясно с первого взгляда: эти люди не просто прожили вместе 80 лет, они прожили их правильно.

Свадьба в Калиновке

Судьба паре досталась нелегкая. Пусть и начиналось все, как в сказке.

— Я как только увидел Таню, понял, что влюблен по уши. Она стояла у дома родителей, облокотившись на плетень, и задорно смеялась. Молодая, красивая, нарядная. Я попросил вынести воды и тут же предложил ей пойти за меня замуж. Уж сильно она мне приглянулась. Таня согласилась, я тоже видный жених был, и на следующий день послал к ее родителям сватов, — когда дед Иван об этом рассказывал, он даже глаза открыл, хотя во время всего нашего разговора они у него оставались закрытыми. Дедушка уже два года не видит, бабушка стала его глазами.

В 19 лет Иван уже имел свое хозяйство и даже построил дом. Оно и неудивительно: хозяйский мужик, смышленый и с золотыми руками. Такому сам Бог велел жить не в бедности. Баба Таня тоже была из зажиточной семьи. Потому молодые такую свадьбу закатили, какую Калиновка до тех пор не видела.

— Гуляли мы две недели. Съехались родственники отовсюду. Все гости были на конях, их во дворе было столько, что некуда было привязывать, — вспоминает баба Таня.

Избежал Сибири

Жизнь в достатке и радости длилась недолго. В стране началось раскулачивание. И во время этих испытаний проявился железный характер мужа, который баба Таня ценила, но за упрямство пришлось дорого расплачиваться.

 

Последний шанс

В этой жизни ничего случайно не происходит. Так уж вышло, что младшая дочка деда Ивана и бабы Тани Нина всю жизнь прожила у брата Татьяны Яковлевны. Он был бездетным, а в то время как в семье Кутишенко родилась пятая дочурка, материальное положение было тяжелым. Вот и отдала семья свою младшенькую. Так вот теперь именно Нина живет со своими родными родителями. Всех четверых деток бабушка Таня и дедушка Иван подняли на ноги самостоятельно, а последние дни проводят с дочерью, которой досталось их тепла меньше всего. И дело не в том, что остальные плохо заботятся о родителях, вовсе нет, семья дружная и, как баба Таня выразилась, детки золотые. Просто на старости лет им и уже тоже немолодой дочери Нине дан шанс понять, простить и обрести друг друга.

— Мой отец сразу же все отдал в колхоз. Нас в семье было девятеро, и папа не стал рисковать, подумал: лучше все отдать, чем отправиться в Сибирь. На кого потом детей оставлять? А вот мой муж Иван отказался, — вздыхает бабушка Таня.

За неповиновение Советской власти грозила ссылка. Но Иван собрал пожитки и исчез.

— Своим поступком муж меня очень удивил, — говорит Татьяна Яковлевна. — Мне жилось очень сложно без него. В колхозе смотрели искоса: дескать, жена беглеца. Я тогда думала, что он неправильно поступил. А потом поняла, что это был настоящий мужской поступок. Он не захотел свои проблемы перекладывать на мои плечи. В деде чувствовался стержень, это я в нем всегда любила. А еще непокорность. Ведь он все, что имел, своим трудом нажил, — рассказывает баба Таня.

Пока Иван скрывался от Советской власти, Татьяне пришлось столкнуться с еще одной бедой — голодом.

— Мы в прямом смысле слова пухли от голода. В селе не было ни одной семьи, которая не потеряла бы кого-то из родственников. А нам удалось спасти всех, даже детей малых. Лес помог: ели грибы, ягоды. И молитвы: я у икон круглые ночи простаивала, — вспоминает бабушка Таня.

Переоделся в немца и сбежал из плена. Со временем хозяин вернулся домой, голод отступил, все вроде бы в жизни семейной пары наладилось. И тут грянула война. Дед Иван снова удивил бабу Таню.

— Я был подрывником, воевал под Полтавой. Как-то за ночь подорвал три моста. Но немцы все равно были сильнее. Одолели они нас, и я попал в плен, — рассказывает дед Иван.

Железный характер, неумение и неспособность подчиняться слепой судьбе помогли деду Ивану и в этой сложной ситуации.

Семья долгожителей

В семье Кутишенко был еще один долгожитель. Отец бабы Тани дед Яков.

- Дед рассказывал: зашли немцы в хату, ружье на него навели. Собирались застрелить. А тут один другому говорит: так он же дряхлый, сам помрет, оставь его. Дед Яков не только благополучно пережил войну, но и сам в сто лет сгребал в стог сено и не давал внукам помогать.

— Я вооружился большой палкой, подкрался под покровом ночи к постовому, ударил его со всей силы по голове, переоделся в его форму и побежал к речке, — вспоминает дед Иван.

То, что было дальше, могло прийти в голову только сценаристу фильма о войне да смекалистому деду Ивану. На речке бабы полоскали белье. Дед попросил у одной из них платье и платочек, затем под видом простой крестьянки переправился через речку. В форме немецкого солдата его точно поймали бы, а так все обошлось.

Дед Иван прошел всю войну, вернулся домой победителем, а там… его ждала сгоревшая хата. Это произошло в самом конце военных действий, когда немцы уже понимали, что их дни сочтены.

— Мы спаслись чудом, — признается Татьяна Яковлевна. — Я вышла с детьми в лес за грибами. И тут как жахнет… Это горел мой дом. Я плакала и благодарила Господа за то, что нас в жилище в тот момент не было. Вы можете себе такое представить: у человека горит дом, а он возносит хвалу Богу? Вот такая была страшная ситуация. Все думали, как бы остаться в живых, а не об имуществе.

Бабушка посадила детей на повозку и повезла в соседнее село Пугачевку, где жили ее родители. Там они и остались до возвращения мужа. Деду Ивану пришлось начинать все с нуля: строить дом, наниматься на работу.

Столетний дуб к дубовой свадьбе

Всю жизнь бабушка Таня проработала в колхозе. А вот дед Иван с целью заработать побольше денег для немаленькой семьи — жены и пятерых детей мотался по стране: работал на Харьковском машиностроительном заводе, под Киевом штукатуром, в Коростене на карьерах. За жизнь чего только ни научился делать. На все руки мастер. Деду Ивану присуждали Героя Социалистического Труда, даже отправляли в Москву за наградой. Но вот его наградные бумаги куда-то подевались, и теперь дед получает минимальную пенсию.

Всю жизнь привыкший работать дед Иван сейчас очень переживает из-за того, что сам по хозяйству уже управиться не может.

Пример для подражания

Семья Кутишенко узнавала, есть ли еще в Украине пары, которые так долго были бы вместе. Оказалось, в Закарпатье проживают супруги, которые отпраздновали 75-летие совместной жизни. Их навещал Ющенко. То ли регион Западной Украины ему ближе, то ли о существовании семьи Кутишенко ему не сообщили.

— Были бы деньги, нанял бы кого-нибудь в помощь из села, да пенсия не позволяет, — сетует дед.

А еще пять лет назад супруги держали хозяйство.

— Ухаживали за огородом: выращивали картошечку, морковочку, лучок. Все свое имели, ничего не покупали. Держали свинку, курочек, уточек. А еще раньше пасека своя у деда была. Теперь уже от всего этого отказались, — вступает в разговор внучка Галина.

По ее мнению, именно благодаря натуральному хозяйству дедушка с бабушкой так долго и живут. Они никогда не пили таблеток, даже аптечки в доме, наверное, нет.

— Сколько их помню, всегда лечились травками, прополисом, медом. Бабушка Таня даже говорила, что не знает, где местная поликлиника находится, — продолжает Галина.

Рядом с домом бабы Тани и деда Ивана растет столетний дуб. Раньше таких дубов было больше, да потом их выкорчевали.

— С тех пор, как не стало дубов, дед начал понемногу сдавать. Именно в тот год он ослеп. Дедушка лечился корой дуба, и она помогала ему справиться с любым недугом, — делится внучка.

В семье Кутишенко ни одного развода

У Ивана Павловича и Татьяны Яковлевны пятеро детей, семеро внуков и девять правнуков.

— Младшая дочка Нина живет с родителями. Еще трое детей — Михаил, Владимир и Ольга — перебрались в Коростень, а сын Николай живет в Москве. Он уже на пенсию вышел, работал в Белом доме в системе безопасности, — рассказывает Галина.

Баба Таня и дед Иван знают имена всех своих внуков и правнуков, помнят, кто кем работает, кто на ком и когда женился. Они очень гордятся тем, что в семье не было ни одного развода. Когда у кого-то из деток неполадки, зовут их к себе в гости.

— Это уже стало доброй традицией: как только возникают ссоры и конфликты, мы едем к бабушке Тане и дедушке Ивану «на реабилитацию». Посмотрим, как они дружно, ладно живут, возвращаемся домой и миримся со вторыми половинками, — признаются дети.

По словам родственников, бабушка Таня и дедушка Иван если и ссорились когда-то, то в основном из-за неурядиц по хозяйству: то корову не выгнали вовремя, то сено не просохло.

На праздновании дубовой свадьбы родные приготовили молодоженам сюрприз — нарисовали им настоящее генеалогическое древо. Но молодожены их удивили намного сильнее.

— Каждому из нас приготовили подарок, — вспоминают родственники. — Собрали деньги с пенсии и каждого уважили.

Обозреватель

 

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі