Суспільство

Любовь и вера

6 April 2008, 08:54
Благая весть
7 апреля куряне чтут память экипажа атомной подводной лодки «Курск» В этот день состоится освящение скульптуры «Скорбящий ангел», увенчавшей монументальный комплекс морякам-подводникам.
Много лет куряне ждали этого события. Долгое время «Скорбящий ангел» простоял в мастерской сначала в гипсе, а потом в мраморе. В конце февраля скульптура была, наконец, установлена, но, к сожалению, торжественного открытия ее не получилось. Многие до сих пор не знают о том, что монументальный комплекс на Никитском кладбище завершен.

- Мы, конечно, благодарны за то, что скульптура установлена, но очень больно, что это произошло так спонтанно, - говорит Валентина Старосельцева, председатель общественного совета памяти АПРК «Курск». - Не было даже освящения. Но оно обязательно состоится. Мы попросили Владыку Германа освятить скульптуру в день памяти подводников, 7 апреля, который совпал со светлым праздником Благовещения.
Скульптура «Скорбящий ангел» была изначально спроектирована в композиции и теперь установлена в отведенном для нее месте. Мрамор доставили в Курск из Североморска. На кропотливую и очень ответственную работу (одно неверное движение может испортить всю глыбу мрамора) у заслуженного художника РФ скульптора Николая Криволапова и заслуженного художника РФ скульптора Игоря Минина ушел год.
Сейчас скульптурная композиция полностью завершена, но время сделало свое дело: идет осадка тротуарной плитки, давно нуждающейся в демонтаже.
«Мемориал» не случайно происходит от латинского «память». Есть люди, есть события, которые забыть нельзя.
- Для всех нас, матерей, жен, сестер ушедших моряков, большой отрадой является то, что подрастающее поколение чтит память «Курска», - продолжает Валентина Старосельцева. - Недавно автивисты «Молодой гвардии» провели акцию. Ребята убрали Аллею героев. За семь лет она поредела. А школа №18 и профучилище №19 выступили с инициативой обновить ее. Память о наших ребятах жива, ведь что-то забывается, а что-то остается неизменным, как любовь и вера.
Разлучило море
Увидев друг друга в первый раз, Вера и Любовь не могли и предположить, какое испытание готовит им судьба. Обе молодые и красивые, они тогда не заглядывали в будущее, не оглядывались в прошлое. Одна - сестра мичмана атомохода «Курск» Василия Кичкирука, другая – его невеста…
…Василий и Люба познакомились в Николаеве осенью 1989 года. Она работала токарем на Черноморском судостроительном заводе, а он служил на авианосце «Адмирал Кузнецов». После испытаний судно отправили на достройку. В Николаеве оно простояло не один месяц. В мае Василий и Люба поженились и вскоре переехали в Видяево.
Но и родной Житомир, где тогда жила семья Кичкирука, Василий не забывал.
Когда в следующий раз Люба и Василий приехали в гости на Украину, она была уже беременна. Ждала ребенка и Вера.
У обеих родились сыновья – Саша и Олег, а через три года почти одновременно появились на свет сын Веры и Владимира Виталий и дочь Любови и Василия Алена.
Дни сливались в годы, подрастали дети. Провожая мужа в очередное плавание, Любовь еще не знала, что оно окажется последним.
Море соединило и море же разлучило.
Трагедия, навсегда связанная с названием нашего древнего города, привела ее вместе с другими матерями и вдовами в Курск.
Началась новая жизнь на новом месте, и теперь только фотографии из семейного альбома напоминали о том времени, когда казалось, счастье будет длиться вечно.
Гибель мужа Любовь переживала очень тяжело, сгорала буквально на глазах.
Стресс привел в движение механизм образования чужеродных клеток.
Через несколько месяцев ей поставили страшный диагноз: рак.
За неделю до смерти выписали из онкологии лечиться дома, а фактически для того, чтобы последние дни она могла провести в окружении родных.
Вскоре в квартире Веры раздался долгий звонок - межгород.
- Ты не беспокойся, - до последнего старалась держаться Люба. Как могла, успокаивала подругу и родственницу Веру. – У меня здесь есть подруга, тоже вдова. Она обещала взять моих детей себе.
Слова Любови не принесли успокоения Вере. Она хотела сама поговорить с женщиной, отважившейся взять детей ее невестки.
Потом были билетная касса вокзала, душный плацкарт и печальные мысли под мерное покачивание поезда, увозящего в грусть и безысходность.
Встреча с подругой Любови не принесла успокоения Вере.
- У меня сейчас новый муж и своих детей двое, - оправдывалась женщина. – И я еще молода. Поймите, я не могу взять еще двоих детей.
Вера поняла.
Дома Люба была одна, совершенно ослабленная химиотерапией.
Детей она отправила в лагерь, чтобы навсегда запомнили мать цветущей и красивой. Последние дни она не могла вставать с постели и единственным человеком, который ухаживал за умирающей, была Вера. Вскоре Любовь умерла. Ей было всего лишь тридцать пять.
Дружная семья
Люба не просила невестку ни о чем, а она ничего не обещала, но лагерная смена подходила к концу, и за ней как призрак маячила перспектива нелегкого детдомовского детства.
Не раз Вера собиралась заговорить с мужем о переезде в Курск, но все не представлялось подходящей возможности.
Владимир завел разговор сам. На семейном совете решили оформить опеку над Олегом и Аленой и переехать из Житомира в Курск.
Жилье семья продала дешево и в срочном порядке, ведь накануне им дали добро из самого морфлота. «Переезжайте, - ободрил уверенный голос. – А вопрос с жильем решим».
Горе всегда легче переживать сообща, чем в одиночестве, но слишком тяжел груз потерь, когда речь о безвременно ушедших близких.
- Где найти слова, чтобы объяснить детям, почему умерла мама? – вздыхает Вера, которая и сама выросла без матери. Мне в свое время никто заменить ее не смог.
Но время залечивает даже самые тяжелые раны.
Все шестеро стали друг другу по-настоящему близкими людьми.
В семье Степанчук - Кичкирук нет «старших» и «главных».
- Семья у нас очень дружная, - говорит Вера. - Все, конечно, бывает. И ссоры, и примирения, и будни, и праздники.
Летом детские дни рождения идут вереницей. Алена родилась 29 августа. Виталий старше на десять дней. Старшие Саша и Олег тоже появились на свет в конце лета. Сейчас обоим по семнадцать лет. У Саши день рождения 30 июля, у Олега 23 августа.
- Так и идут праздник за праздником, - улыбается Вера. - А отмечать день рождения в один день не хотят. Каждому подавай свой – с тортом и подарками.
Схожи у детей и интересы. Все четверо увлекаются компьютерами.
Алена к тому же играет на скрипке, а Олег готовится поступать в технический университет на факультет «Финансы и кредит».
Квартирный вопрос
Семья из шести человек по-прежнему живет в трехкомнатной квартире. Собственниками жилплощади являются Олег и Лена. Не за горами время, когда дети задумаются о создании семей, и ютиться на семидесяти квадратных метрах по принципу «в тесноте, да не в обиде» станет еще труднее.
Но во всех инстанциях Вера слышит сочувственное, а то и раздраженное: «Нет такого закона, чтобы вам помочь».
- А по какому закону под водой остались 118 человек? – пытается достучаться сестра погибшего подводника до чиновничьих сердец. - Если бы я заранее знала, что останусь без жилья, то тысячу раз подумала бы, прежде чем продавать жилье в Житомире.
И тут же Вера добавляет: «Но важнее семьи для меня нет ничего».
Тогда времени на раздумья не было. Сейчас до той поры, как дети станут взрослыми, оно еще есть, как есть проблема, которую нужно решать.
Вероника ТУТЕНКО.
PS: В апреле Владимир, Вера и их четверо детей неизменно приезжают на мемориал Моряков-подводников с цветами. Часто Вера бывает здесь и одна. Однажды сквозь деревья издали мелькнули очертания полуопущенных крыльев и лика, склоненного в молитве. Все в это утро было, как всегда, но над могилами возвышалась смиренная фигура скорбящего ангела. Он появился здесь так неожиданно, что, казалось, только что спустился с небес. На кладбище было пустынно тихим февральским утром. Снег смешивался в воздухе с дождем и таял, не долетая до земли. И казалось, из глаз скорбящего ангела тихо катятся слезы…
 

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі