События на юге Киргизии очень больно полосонули и по сердцам жителей Украины. В частности, в Житомирской области немало выходцев из ставших теперь всемирно известными (с запахом крови) - Оша и Джалал-Абада, где еще позавчера жгли, насиловали, резали, как скот, людей. В Житомире тамошних уроженцев десятки, а в Крыму - десятки тысяч. Среди них – известная певица, которая в прошлом году «порвала» Юрмалу, – Джамала, или Сусанна Джамалатдинова.
Созваниваемся:
- Сусанна, ты знаешь о событиях на твоей родине?
- Не только знаю – это очень больно зацепило нашу семью. Мой дядя, мамин брат, Иосиф, я его называю дядей Ёсиком, живет в Оше. Он уже целую неделю не выходит из дома. У него нет продуктов и воды. И выехать из города он не может – все выезды закрыты. Мы не спим уже четвертую ночь. Созваниваемся с дядей каждый час. Слава Богу, он жив и здоров. Для меня Ош и южная Киргизия – это самые светлые воспоминания детства. Я не могу представить, как эти райские места можно было превратить в очаг ненависти. Мне очень больно.
О событиях на юге Киргизии знают все. Там одни люди убивают других – идентичных по вероисповеданию и говорящих на понятных друг другу языках.
Тамошний умело направленный этнический и социальный взрыв – гротескное отображение ситуации в Украине. Во всяком случае, большая часть населения этого региона считает свою землю узбекской, а столицей – Ташкент, а не Бишкек. И киргизы, которые учились в местных вузах и техникумах, вынуждены были учить узбекский или русский - на их родном языке в этих городах не изъяснялись.
…В Джалал-Абаде дома горели целыми кварталами. Как рассказал житель города, в прошлом заведующий местным гороно, Василий Трунов, молодчики в масках, бросали в окна домов бутылки с зажигательной смесью. Сожгли и его дом. Город разграблен. И, судя по всему, межэтнический конфликт провоцируется искусственно, поскольку эти самые молодчики в масках стреляли и в киргизов, и в узбеков. При этом их предводители, тоже в масках, явно не местные, говорящие с персидским акцентом (рядом расположен персоязычный Таджикистан), указывали, что громить и куда стрелять.
Мог ли изгнанный президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, джалал-абадец, быть заказчиком этой резни? Этот вопрос мы задали жителю Джалал-Абада, Рашиду Галимову который лично знаком с экс-президентом и долгое время дружил с его старшим братом Джанышбеком, убитым при странных обстоятельствах. По его словам, Курманбек вряд ли способен на организацию таких громких провокаций – он по своей натуре очень осторожен, даже труслив. Хотя его ставленники здесь, на юге, чувствующие себя местными царьками, вполне могли инициировать и спланировать резню.
Рашид Зарифович вспомнил события 1990 года в Узгене, когда в этом райцентре вырезали всех узбеков, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков. По его сведениям, это была тщательно спланированная акция. В частности, за несколько дней до резни местная швейная фабрика получила срочный заказ на пошив головных и нарукавных повязок, которые потом стали отличительными знаками участников резни. А местное начальство вывезло из городка свои семьи. События июня 2010 – звено той же цепи. Стратегическая задача ее – дестабилизировать обстановку в регионе и в стране, дискредитировать нынешнюю власть. Ну а заодно – вышвырнуть из региона узбеков, по возможности, всех до единого.
Чем же так досадили узбеки киргизам в Ошской и Джалал-Абадской областях? Трагедия Киргизии – это гротескная модель неразрешимой или нерешаемой украинской проблемы. Дело в том, что в 20-е годы прошлого столетия Узбекистан отдал Киргизии часть Ферганской долины, где сейчас распложены Ошская и Джалал-Абадская области. Подавляющее большинство коренного населения здесь составляли узбеки. При этом столица, (Бишкек, Фрунзе), находится в буквальном смысле за семью горами, да еще такими, в которых высшая точка Европы, Монблан, просто затерялся бы. Перевалить Тяньшанский хребет было очень непросто. Только в 60-е годы была построена трасса Фрунзе (Бишкек)-Ош, но здесь даже в июне может начаться снежная вьюга. По железной дороге добираются до столицы кружным путем, через… Узбекистан. Или самолетом.
Созваниваюсь с уроженкой Джалал-Абада Ильмирой Бекбулатовой, которая сейчас живет в Житомире. Она плачет: «Я видел по телевизору свой сожженный дом. Я видела свою школу, от которой остался обугленный остов. Я видела, как тела молодых узбеков и киргизов, узбечек и киргизок, красивых, пышущих молодостью, забрасывают в грузовик… Мою родину убили!»
Джалал-Абад долго хранил черты караван-сарая на Великом шелковом пути. Средоточием его общественной и коммерческой жизни был, конечно, рынок, настоящий восточный. …Почерневший от солнца узбек жарит шашлык; громко расхваливая свой деликатес, тут же, присев на корточки, киргизка кормит смуглой грудью младенца, а ее муж разливает из кожаного бурдюка (чанача) целебный кумыс; ярко одетые курды, спустившиеся из поднебесья, где даже деревья не растут, расстелили свои ковры из войлока - кошмы. Узбеки выстроили пирамиды из дынь и арбузов, разложили на прилавках инжир, хурму, персики, а бродячие циркачи-масхарабозы разыгрывают на рыночной площади клоунаду... Теперь все это разрушено и обуглено. Больно. Словно погиб самый близкий человек…
Виктор КОНЕВ




















