Детский сад «Радуга» в Новограде-Волынском знают далеко за пределами Житомирской области. Ровно десять лет здесь воспитывают настоящих «моржей». Маленьких крох закаляют под пристальным вниманием одиннадцати медработников. Желающих хоть отбавляй. Правда, берут далеко не всех: только здоровых ребятишек, имеющих личное разрешение родителей.
Предварительно разогревшись в детсадовской сауне, на мороз выбежали взрослые и дети, одетые только в плавки и купальники. С веселым смехом на глазах у многочисленной публики скопом бросились купаться в… снегу. Наблюдая за необычной картиной, кто-то визжал от восторга, иной, хватаясь за сердце, тянулся за валидолом. Я отношусь ко второй категории, поэтому, едва переведя дух, иду расспрашивать «моржей» об их ощущениях.
— У меня не большой срок закаливания — всего четыре года, — рассказывает 25-летняя медсестра детсада Наталия Василенко. — Столько же я работаю здесь. Когда впервые увидела этих крох на снегу, то так же, как и вы, глотала от ужаса валидол. А потом стало стыдно: дети могут, а я нет?! И вместе с новичками летом стала готовиться. Поначалу с детками мы обливали прохладной водой только ноги, потом все тело, а со временем дело дошло и до снежных процедур. Очень быстро поняла, что закаляюсь не зря. С приходом зимы я впервые не заболела. Обычно каждый год я несколько недель проводила в постели с высокой температурой. А тут даже ни разу не чихнула. Закаляться не страшно, главное — сделать первый шаг. Сегодня я чувствую себя превосходно. Присоединяйтесь к обществу «моржей», не пожалеете!
Обращаю внимание на темноволосого малыша с огромными карими глазами. Он настолько увлекся снежным купанием, что, похоже, забыл, что на улице мороз, а он только в трусиках и тоненьких носочках.
— Ты сколько лет моржуешь? — интересуюсь у Дениса Сардака.
— Уже много лет, — шепелявя, отвечает четырехлетний малыш. — В нашей группе моржевать выбрали Иру, Славу, Ксюшу и меня. Сказали, что мы здоровые дети и можем спросить у мамы и папы разрешения. Маме я сам объявил, что буду «моржом». Она не спорила, только сказала, что поддерживать меня не станет. Я ее понимаю, потому что тоже сначала боялся. Мне и сегодня очень печет в ноги, если я забуду надеть носки. Обливаться холодной водой мне совсем не страшно. А соседские мальчишки со страхом смотрят, как я бегаю босым по снегу. Я им говорю: «Мерзніть, мерзніть, вовчі хвости!»
— А мне мама сказала, что я болеть перестала, когда сделалась «моржихой», — говорит шестилетняя Маша Колесник. — В садике я каждый день обливаюсь холодной водой вместе с ребятами. Мне скоро идти в первый класс. В школе будет скучно обливаться одной, поэтому я не знаю, буду ли моржевать дальше.
Сотрудники детского сада уверены, что закаливание детей должно стать привычным и даже обязательным делом. Потому что детские учреждения обязаны выпускать из своих стен не только грамотных, но и здоровых ребятишек.
— На сегодня из двухсот сорока пяти детей у нас пятьдесят «моржей», еще двадцать два этой осенью отправились в первый класс, — рассказывает педиатр Людмила Илькина. — В течение года тридцать из них не болели вообще. Двенадцать деток переболели один раз и семеро — дважды. Каждый год количество желающих заняться закаливанием возрастает. Все родители знают, что закалять ребенка полезно и даже необходимо. Такие дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет. Однако мы начинаем работать только со здоровыми детьми и только в теплое время года. Зимой проводим пропаганду здорового образа жизни.
До того как начать купаться в снегу, дети проходят длительный период закаливания. Все начинается с контрастных обливаний стоп сначала в помещении, потом на улице. До сентября месяца закаляются все без исключения дети нашего детсада, а с началом осени — только «моржи». Эта группа деток находится под постоянным медицинским наблюдением. Родители — наши первые помощники. Они не только поддерживают деток морально, но и неустанно следят за их здоровьем, ежедневно сообщая нам, как спал малыш, хороший ли у него аппетит. У нас есть даже целые семьи, которые моржуют вместе. При этом дети стали закаляться раньше взрослых!
«Моржи» со стажем уверяют, что забыли, когда они в последний раз болели.
— Не болею принципиально, — признается мастер спорта, «морж» с тридцатилетним стажем Александр Дидовец. — Украинская нация обязана быть здоровой. Для этого с пеленок нужно воспитывать здоровых и сильных детей. Моя жена, к сожалению, не моржует, а вот маленькая внучка с радостью поддерживает деда.
— Я закаляюсь вместе со своими детьми одиннадцати и шести лет, которых приучили к закаливанию именно в этом детсадике, — говорит 38-летний врач-реаниматолог, «морж» с двенадцатилетним стажем Александр Стародуб. — За что чрезвычайно благодарен его сотрудникам. Считаю, что моржевание — лучший способ уберечь организм от всяческих болезней и стрессов.
Заведующая детским садом «Радуга», заслуженный работник образования Ванда Пашкивская признается, что начинать было чрезвычайно трудно.
— В первую очередь нужно было доказать родителям необходимость закаливания детей, — объясняет Ванда Александровна. — Папы и мамы поначалу с большой неохотой отдавали детей в группу «Босоножка». Сегодня они буквально упрашивают зачислить того или иного ребенка. Однако у врачей на этот счет очень жесткие требования. Прежде всего решают вопрос о физической возможности ребенка моржевать.
В нашем саду, кроме многочисленных сотрудников с педагогическим образованием, еще трудятся одиннадцать(!) медработников. Среди них педиатр, фтизиатр, невропатолог. Нанимая на работу того или иного сотрудника, я смотрю в первую очередь, чтобы этот человек любил детей и сам умел беречь свое здоровье. Потому что если воспитатель небрежно относится к собственному здоровью, то чему он научит своих воспитанников? Из семидесяти четырех человек нашего коллектива десять круглый год обливаются холодной водой. За десять лет наш детсад выпустил триста «моржей»! Согласитесь, это достаточно много.
Ленина БЫЧКОВСКАЯ