Україна

Омбудсменщина по-украински

16 March 2012, 11:35

Тайное голосование и корпоративные войны во власти не позволили одиозной Валерии Лутковской стать уполномоченной по правам человека. А Янукович в лишний раз убедился, что от демократии – одни проблемы.

…Все уже вроде было тысячу раз сказано, но оба претендента на высокий пост омбудсмена в тысяча первый раз твердили всем желающим о своей аполитичности, конструктивности и беззаветной решимости защищать права граждан Украины.

Валерия Лутковская – хладнокровная (как и подобает протеже министра юстиции Лавриновича) дама с повадками бизнес-woman и отдаленным сходством с «черной вдовой» – излучала сдержанную уверенность в своих силах. Евгений же Захаров ничего не излучал, он все что-то говорил, говорил, и орлиный профиль 59-летнего правозащитника непрерывно мелькал в кулуарах Верховной Рады.

За несколько недель предвыборной борьбы они надоели журналистам едва ли не больше, чем Нина Карпачева за все года своего омбудсменства. И уже начали раздаваться вкрадчивые призывы, что, мол, «старый друг лучше новых двух»…

Самой Нины Ивановны было не видать, однако нехитрый этот аргумент ударно эксплуатировали ее подчиненные, в значительном количестве явившиеся в парламент и тут же приступившие к агитационной работе.

- Подходили и ко мне, - сообщил корреспонденту «Обкома» маститый нардеп-«регионал». – Предлагали «прокатить» обоих кандидатов, после чего в следующем туре на сцене, вся в белом, появится Карпачева. Я им прямо сказал: «Ребята, вы делаете большую ошибку. Все уже решено, и Нине Ивановне стоило бы сохранить лицо, прийти сюда, выслушать благодарность за многолетнюю работу, поддержать Лутковскую – и тогда ей нашли бы новое достойное место работы. И вообще – почему она, вместо того, чтобы обхаживать депутатов, не пошла к Президенту? Как он воспримет такое поведение? Ведь понятно же, что не мы все решаем…

«Регионал» не знал, что в середине февраля Нина Карпачева уже встречалась с Януковичем и, по данным «Обкома», получила предложение поучаствовать в рокировке: стать заместителем министра юстиции, в то время как прежний зам – Валерия Лутковская – стала бы омбудсменом. Предложение это не очень понравилось Нине Ивановне; со дня своего избрания уполномоченной по правам человека в 1998 году она практически уже срослась с занимаемым креслом.

Однако время шло, и запущенный властью маховик работал в пользу ненавистной соперницы. Нина Ивановна стала понимать, что ее хотят «прокатить». В предшествующие голосованию дни один за другим приходили к ней нардепы-«регионалы» и, понурив голову, объясняли, как подло «развело» их руководство:

- Нина Ивановна! - едва ли не плакал один такой парламентарий, рассказывая о встрече с г-жой Карпачевой. – Вы представляете, предложили расписаться якобы под законодательной инициативе о многодетных матерях – а потом выяснилось, что это были подписи в поддержку выдвижения Лутковской!

(«Ну да, - подтвердил «Обкому» его коллега по фракции – есть у нас такая практика: депутаты расписываются на пустом листе, а уж соответствующую «шапку» всегда можно добавить сверху. Я считаю это правильно: то и дело случаются дела крайне срочные – а депутатов «на подпись» днем с огнем не сыщешь!»).

В общем, дни Нины Карпачевой на посту омбудсмена были сочтены. Слишком уж рьяно двигали на ее место г-жу Лутковскую. И уже в день голосования на заседании фракции ПР был поставлена задача собрать максимальную явку.

- Ефремов дал нам понять, - сообщил «Обкому» один из парламентариев, – что те, кто не придет и не проголосует за Лутковскую, будут иметь «железные» проблемы с попаданием в избирательный список. И что список «прогульщиков» передадут на самый верх.

Явка «регионалов» и в самом деле была внушительной. Ходили слухи о специально нанятых нескольких чартерах, свозивших столь необходимые «штыки» со всех городов и весей. В зале появились люди, которых в Раде практически ни дня не видели ни журналисты, ни их коллеги по фракции. Проигнорировали вызов (а точнее, получили «освобождение от уроков») лишь несколько больных нардепов, а также денежные тузы калибра Рината Ахметова и Юрия Иванющенко.

Для чего была объявлена столь спешная мобилизация – чай, не за премьер-министра собирались голосовать? Причины на то были. Во-первых, централизованная команда дружно проголосовать за Лутковскую поступила якобы «от самого Папы», которого должным образом «обработал» Александр Лавринович. Во-вторых, согласно процедуре, голосование должно было быть тайным, сложно контролируемым, а стало быть – трудно предсказуемым.

…С самого утра в парламентских курилках обсуждались предвыборные расклады. С большой долей вероятности допускался наглый демарш некоторых фракций, а также сразу нескольких групп влияния во фракции ПР.

- Не будут голосовать за Лутковскую (они уже об этом заявили) коммунисты, - уверенно говорил один депутат. - Под вопросом «тушки» Рыбакова: говорят, им не дали денег. По литвиновским – тоже неизвестно, молчат, как подпольщики.

У «регионалов» «под вопросом» были депутаты из лобби «ЕДАПС» - Василий Грицак, Валерий Коновалюк и еще парочка возможных «попутчиков» - а также группа Ахметова: Игорь Прасолов, Сергей Кий, Андрей Орлов, Юрий Чертков, Владимир Мальцев, вероятно, Татьяна Бахтеева и несколько других. И у тех, и у других – серьезнейшие «контры» с Лавриновичем.

Не все, однако, считали, что у г-жи Лутковской могут возникнуть проблемы с избранием. При дальнейшем опросе «Обкому» сообщили, что Петра Симоненко видели беседующим с лидером фракции ПР Александром Ефремовым и что последний якобы пребывал после этой беседы в спокойном расположении духа. Поговаривали также, что лидер «Тушек ради денег» г-н Рыбаков успешно убедил их отдать свои голоса за Лутковскую, «потому что так хочет Президент».

И только одна деталь смущала: в здании парламента не было Нины Карпачевой. Может, она в последний момент таки пробилась к Януковичу и сорвала стоп-кран с уходящего избирательного поезда?

К двум часам дня в кулуарах парламента стало неприлично многолюдно. На глазах журналистов явью становилась мечта избирателя: народные депутаты в очереди! Величественные дяди и тети с мандатами, расписавшись, брали бюллетени и шли в кабинки голосовать.

- Виктор, - спросил стоявшего рядом Януковича-младшего корреспондент «Обкома» - Вы в первый раз видите столько депутатов вместе?

Витя широко улыбнулся и вальяжно повел плечами.

- Нет, не первый – ответил он. И со значением добавил:

- Ну, бывают все-таки знаковые события…

Тем временем коллеги Виктора Викторовича по фракции голосовали по-разному. Большинство расходилось по кабинкам, но некоторые, как, например, Святослав Пискун, расписались за Лутковскую публично, «не отходя от кассы». Была и парочка «регионалов», демонстративно и «внаглую» прокативших «партийного кандидата», однако «Обком» не станет раскрывать их имен, дабы не навлечь на их головы репрессии со стороны родного режима…

Подробно о подсчете голосов «Обкому» на условиях анонимности рассказал один из членов счетной комиссии:

- Коммунисты голосовали по-разному. Я видел троих коммунистов, проголосовавших за Лутковскую. И это были, мягко говоря, не последние коммунисты. Но у меня такое ощущение, что они, как всегда, по-коммунистически дали несколько голосов, а остальные голосовали как Бог на душу положит.

- По результату Лутковской не хватило 14 голосов. Но вряд ли исход голосования можно считать победой оппозиции, она мало на что могла повлиять. Скорее, это борьба группировок во власти и особенно – внутри Партии регионов...

- Я бы сказал так: это победа части депутатов над левой рукой Чечетова. Они получили возможность тайного голосования – и тут же ей воспользовались. Свою роль сыграло и то, что часть депутатов, в том числе и нардепы от ПР, искренне не понимают, почему не была рекомендована к избранию Карпачева. Не надо забывать, что в свое время она была вторым номером в избирательном списке ПР и достаточно много помогала партии в тяжелые времена 2005 года. Выступала с заявлениями, защищала Колесникова, Тихонова, Кушнарева...

Итак, с первого раза г-жа Лутковская «пролетела», о достойном, но, видимо, клинически «непроходном» в нынешних условиях Евгении Захарове и говорить нечего. На результатах голосования сказались и внутренняя убежденность некоторых коалициантов, что за неявку или «неправильное голосование им ничего не будет»; и раскрепощающий фактор тайного голосования как такового: при отсутствии контроля стало возможным поиграть в корпоративные войны и (возможно, по команде кое-кого из Администрации Президента) щелкнуть по носу надоевшего многим Лавриновича.

На кого поставит Банковая в следующем туре – пока загадка. Если провал Лутковской не был элементом игры со стороны Януковича, и тот, пойдя на принцип, выдвинет ее кандидатуру повторно (что допускается законодательством), то контроль за голосованием будет удесятерен, и «небу будет жарко». Если же вернется к кандидатуре Нины Карпачевой – значит, хитрая и опытная Нина Ивановна смогла найти подход к большому и отходчивому сердцу Виктора Федоровича.

Но есть, разумеется, и третий вариант: новая кандидатура. Кто бы это мог быть: Валерий Бондик, Иван Попеску, Сергей Головатый или какая-нибудь, прости Господи, Инна Богословская? Не суть важно. В любом случае это будет человек, который в конфликте государства и гражданина радостно отсалютует государству. А не отсалютует – Виктор Федорович лично оторвет ему голову (в фигуральном, разумеется, смысле).

Но все же согласимся с мнением президентского сынка: событие вышло «знаковым» - аккурат под съезд ПР. Завтра на партийном форуме, как уже было заявлено, в «регионалы» примут Тигипко. На фоне вчерашнего внутрипартийного предательства радоваться влиянию в свои ряды деятеля, который умудрился уже и саму ПР «кинуть», а затем и свою партию сдать «как стеклотару», будет откровенно глуповато...


Евгений КУЗЬМЕНКО

ОБКОМ

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі