И власть, и оппозиция отлично умеют манипулировать общественным мнением с помощью социологии, при этом забывая, что высокий рейтинг победы на выборах не гарантирует
По городам Украины покатился «фургон с оркестром». Так на профессиональном сленге социологи называют технологию воздействия на настроения избирателей с помощью рейтингов. Фургон и его громкая музыка вовлекают всё больше людей в карнавальное шествие. А партия и кандидат на выборах получают в конечном итоге голоса тех, кто поначалу и не думал их поддерживать. С лёгкой руки власть имущих и политтехнологов социология в стране из научного инструмента изучения общественного мнения превратилась в политическую игру.
На прошлой неделе, к удивлению многих, выяснилось, что рейтинг партии власти резко пошёл вверх. Особенно этот факт огорчил тех, кто искренне верил, что на фоне непрерывного «покращення життя» доверие к регионалам основательно подорвано. Настолько, что показатели рейтингов провластной политсилы не должны быть больше цифр, указывающих жирность на упаковке кефира. То есть не превышать 3,2%.
Интереснее другое: где искать разумное толкование метаморфоз, происходящих с рейтингами других политических сил? Например, почему в исследованиях разных социологических служб так отличаются показатели рейтинга Коммунистической партии? Откуда у политической силы Анатолия Гриценко появились 3,5% поддержки? Вызывает сомнения и показатель в 9% у партии Виталия Кличко «УДАР». Где яркие инициативы лидеров этих политсил? Покажите, наконец, региональные структуры и их активность. Это слагаемые успеха, без которых партийный рейтинг превращается в сугубо виртуальную величину.
Справедливости ради следует вспомнить, что не так давно на одном из центральных телеканалов страны был показан документальный фильм немецкого режиссёра Себастьяна Денхарта «Кличко». Лента отличного качества. В видеоряд неплохо вписалась даже советская символика и пионерский галстук будущего чемпиона. Удачно поданная личная история успеха боксёра на экране, и зритель почти уверен: Виталий Кличко — символ дисциплины и чести. Нужно ли говорить, какой эффект произведёт фильм в рамках избирательной кампании? Немудрено, если к следующей дате демонстрации картины социологический опрос покажет рост популярности не только самого Виталия Кличко, но и его политической силы «УДАР». Правда, это будет в мае. Пока же партии, работающей в режиме пиар-агентства, стоит серьёзно подумать над тем, как удержать скороспелый апрельский рейтинг.
В целом оппозиционеры рискуют сейчас навсегда увязнуть в придуманном ими мире. И этим они очень напоминают наивных меланезийцев. Во время Второй мировой войны туземцы Меланезии наблюдали, как американским морпехам с самолётов сбрасывали амуницию и пайки. Кое-что перепадало аборигенам. Война в Тихом океане закончилась, американцы ушли, а оставшиеся без тушёнки меланезийцы начали строить деревянные копии самолётов, плести из лиан антенны, создавая новый культ и веря, что «добрые птицы» вернутся и на голову снова падут блага цивилизации. Результат такого ожидания известен. Похожий исход грозит и оппозиции. В том случае, если в её рядах всерьёз рассчитывают, что ошибки власти сделают их победу неизбежной, а вместо прямой работы с людьми сойдёт её виртуальный суррогат в виде пятничных политических ток-шоу.
Есть и ещё один момент, способный сыграть с оппозицией злую шутку. Относясь к рейтингам слишком оптимистично, оппозиционеры рискуют вчистую проиграть мажоритарные округа. Судя по всему, кампания в части, связанной с партийными списками, будет проходить в рамках приличий. В этом весьма заинтересована власть, прежде всего, чтобы показать легитимность выборов. Настоящая же война без правил развернётся как раз на одномандатных округах. И готовность к такой войне объединённой оппозиции, идущей на выборы пятью колоннами, вызывает большие сомнения.
Андрей Золотарёв, политический эксперт, глава центра «Третий сектор»