Бесхребетная Украина

15 February 2007, 16:03

Системный кризис, который поразил все сферы жизни людей в Украине, сегодня можно определить как великую социальную драму. Признаки этой напасти заметны всюду – общество заражено "вирусом" своеволия и иллюзий, отравляющих нашу жизнь. Самое интересное, что причина такого безразличия не только в том, что "вирусоносителями" являются нынешняя украинская власть, как пытаются представить одни "отцы нации", и не в крахе "оранжевой революции", как объясняет вторая часть украинского истеблишмента. В каждом гражданине нашей страны уже давно живет "вирус" безразличия…

Любое, даже самое богатое и могущественное государство, не может существовать без национальной идеи. Ведь почему-то мы живем вместе, под одним небом, за единым забором полосатых пограничных столбиков…
Идеология является своеобразным стержнем, вокруг которого формируется жизнь страны. И без четко сформулированного вектора направления, государство не может проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику. В первые годы независимости в Украине очень популярным был лозунг: вначале поднимем экономику, а затем лишь возьмемся за культуру. То есть вначале мы набьем карманы, желудки и квартиры всякой всячиной, а после и запоем, и затанцуем. Первый десяток лет все так и было: на культуру выделялся мизер, и все культурное наследие финансировались по остаточному принципу – когда 1,5% доходов государственного бюджета, когда 3%. Спохватились лишь недавно, когда стали заметны первые плоды такого подхода. За время реанимации экономики, которую, к слову, так и не удалось поднять на приличный уровень, украинцы так и не осознали себя нацией, сплоченным этносом, способным на любые преобразования общества, и экономики в том числе.

Несколько лет назад начались разговоры о необходимости национальной идеи. Все то, что предлагало государство – "Кохаймося, нас повинно бути 52 мільйони", "Украина – сердце Европы" и тому подобные лозунги с претензией на национальную идею, в лучшем случае вызывали лишь недобрые усмешки. Все это, по большому счету, вовсе не тянет на национальную идеологию на современном этапе. Идеи, вокруг которой можно сплачиваться "и мертвым, и живым", в Украине за столько лет так и не выкристаллизовалось. Мало того, ее появление весьма проблематично и в ближайшее время – ничего глобального в голову государственных мужей, увы, не приходит.

По мнению Николая Жулинского, академика НАН Украины, советника президента, председателя Национального совета по вопросам культуры и духовности при президенте, любая национальная идея, спущенная сверху, не способна к существованию. Сегодня мы все оказались заложниками политических партий. Ведь именно накануне выборов в Украине вспоминают о призрачной национальной идее и политтехнологи, в зависимости от заказа, демонстрируют нам по ТВ то "Восток и Запад – вместе", то "Украина разделена на три сорта". Но стоит любым партиям – левым, правым – прийти к власти, как вопрос формирования общественного мнения понимается лишь в сугубо потребительском смысле – как подготовить избирателей к следующим выборам. Причина, почему буксует вызревание украинской национальной идеи в верхах, по мнению Николая Григорьевича, одна – общество не готово.

Общественное сознание имеет свою особенность, и любая национальная идея должна вызреть на основе определенных базовых ценностей в обществе. И хотя сейчас пришло новое поколение молодых людей, не живших при советском строе и не знакомых со стереотипами тех времен, оно все равно какими-то имманентными путями набралось безразличия, характерного для "гомо советикус". По правде говоря, молодежь и не может быть другой – ведь мы не могли привить им то, чем не владеем сами. Поэтому система ценностей должна сформироваться в процессе нашей общественной жизни, она должна родиться внутренне, а не задаваться какой-то политической силой или властью.

На заседании Всеукраинского пресс-клуба Николай Жулинский привел пример ситуации в Испании начала 20-х годов 19 столетия: страшный экономическом кризис, полный упадок, голод, апатия общества. И совсем молодой философ Ортега-и-Гассет, ставший впоследствии одним из самых прозорливых европейских мыслителей, пишет труд "Бесхребетная Испания". Там он вполне справедливо замечает, что государство – это прежде всего проект, запущенный в производство. Если проект выдохся, то его участники разбредаются в разные стороны (и дело не спасают общие кровь и место проживания). А виноват в этом именно "государствообразующий этнос", отказавшийся от своей исторической судьбы. Иными словами, миссия элиты любой страны – быть поводырем для общества. Нельзя сказать, что лишь благодаря призыву Ортеги к испанцам, как потомкам великой страны, встать с колен и расправить плечи, Испания выбралась из разрухи. Но это сыграло роль катализатора – испанцы мобилизовали собственные силы, и их государство начало обратный ход. А ведь, в отличие от Украины, эта и другие европейские страны далеко не так однородны по своему составу. Существует как минимум 5 Испаний и 2 Бельгии. Швейцария вообще никогда не была мононациональным государством – существовали лишь разноязыковые кантоны, объединенные совместной территорией. Германия лишь вначале 18 века начала формироваться как государство, а до этого были отдельные десятки стран.

Николай Жулинский рассказал, что Национальный совет по вопросам культуры и духовности, председателем которого он является, подготовил своеобразную "дорожную карту" развития культуры в Украине. Это, по сути, концепция интегрированного стратегического управления культурно-информационной сферой государства. И сейчас Нацсовет сотрудничает с Министерством культуры и туризма для реализации этой программы.

Концепция развития духовности в Украине направлена прежде всего на то, чтобы украинская культура была самодостаточной, и могла сама обеспечивать свое бытие. Нельзя рассчитывать на то, что государственный сектор будет постоянно увеличивать финансирование. Должны быть найдены механизмы (и эти механизмы существуют в мире, велосипед никто не изобретает), которые помогут поддержать культуру. "И пускай сейчас украинская нация еще не консолидирована, – говорит Николай Григорьевич, – но украинское общество базируется на общих ценностях и традициях. Мы имеем большое наследие от Киевской Руси. 68,7% населения Украины – это украинцы. Мы имеем титульную нацию, которая не угнетает другие этносы. И никакая другая нация в Украине не преобладает. И поэтому я смотрю с оптимизмом на возникновение национальной идеи". Формирование украинского гуманитарного пространства – путь к национальной консолидации. И, по мнению Николая Жулинского, определенные базовые ценности уже формируются. В проекте экспертного доклада о внутреннем и внешнем состоянии Украины за 2006 год впервые во главу угла поставлен Человек. В проекте говорится, что сейчас нужно вкладывать средства в науку и образование. Пока не будет поднят уровень образованности в обществе, наука и культура не станут основными факторами развития общества. И в Украине ничего не изменится. Когда-то в начале перестройки были закуплены в Японии новейшие станки с числовым программным управлением. Кое-как их установили на одном из заводов, и началась работа. Но вскоре после первой поломки наши "специалисты" приступили к ремонту тонкой японской техники с помощью традиционных народных инструментов – молотка и зубила. Уровень культуры этих людей не позволял им понять простую вещь, что остановки в работе электронного станка связаны вовсе не с тем, что "заклинило привод" и надо подкрутить ломом, а со сбоем в программном обеспечении. Низкий уровень культуры не может привести к подъему в экономике.

В конце 80-х гг. в США приняли государственную программу "К источникам", разработанную специалистами Гарвардского университета. Комплекс дисциплин, рассказывающий об истории Америки, культуре, литературе, искусстве, был обязательным для изучения в государственных и частных вузах не только для гуманитарных факультетов, но и для технических. Власти понимали, что гражданин Америки только тогда будет патриотом своей страны, если будет знать основы культурного наследия.

Украина в критическом состоянии, и если не будут изменены подходы, в частности, к высшему образованию, то наша страна в авангард мировых развитых стран попросту не попадает. Ведь уровень образования той или иной страны измеряется во многом количеством иностранцев, пожелавших обучаться в ее высших учебных заведениях. Так вот весьма тревожный симптом: иностранцы не желают учиться в Украине. Не говоря уже о том, что это может быть еще и неплохой статьей дохода для государства – Россия от экспорта нефти получает приблизительно $18,5 млрд., а Великобритания от обучения иностранных студентов – 12,6 млрд. фунтов стерлингов.

Совсем недавно в Германии (стране, с точки зрения украинцев, весьма успешной и развитой) ошеломляюще завершилась крупнейшая в истории страны социологическо-медийная акция: “Du bist Deutschland“ – "Ты – Германия". В один из дней десяток телеканалов одновременно грянули национальный гимн, а затем призвали 17 млн. зрителей покончить с тоской. Потом 25 ведущих СМИ заполнили свой эфир просветительскими программами, в том числе о Бетховене, Эйнштейне. Крупнейшие современные звезды – немцы по происхождению – Шумахер, Беккенбауэр, литературный критик Райх-Раницки, популярнейший телеведущий Гюнтер Яух призвали "не спрашивать, что твоя страна может сделать для тебя, но спросить, что ты можешь сделать для твоей страны". Телеведущая Сандра Майшбергер в начале эфира скептически спрашивала: "Зачем вы машете Шумахеру на автодроме национальным флажком? Он промчится мимо и не заметит. Зачем вы в толпе орете на стадионе, болея за любимую команду? Ваш голос никто не расслышит". "Нет!, – далее патетически восклицает ведущая и ее аудитория, – Ваш голос вместе с другими рождает могучий хор. Сегодня каждый должен сказать себе: ГЕРМАНИЯ – ЭТО Я!".

Теперь – цифры, которые лучше всяких слов. Немцы умеют считать и опрашивать. И в стране, еще не выбравшейся из кризиса, получили совсем другие результаты. Несравненно оптимистичнее. Если за пять месяцев до начала акции оптимистов было лишь 8%, а пессимистов – 61%, то после окончания проектов – 10% респондентов оценили положение Германии как очень хорошее, 51% – как удовлетворительное, ждут улучшения своей личной ситуации – 35%. Сограждане поверили в собственную значимость и по-другому взглянули на свою жизнь. Результат кампании доказала, что немцев (читай: украинцев, поляков, россиян) можно мотивировать, повысив их самооценку. Немецкие аналитики отметили, что это постепенный переход от морального подъема к реальному экономическому – в этом году немцы ожидают "новую весну" и, как минимум, 2% прироста экономики. Это начисто разбивает посылы наших правительств, идеологов, о том, что сначала поднимем экономику, потом – мораль и культуру. Оказалось, кто радуется и гордится, что он и есть великая страна, у того имеются и экономические перспективы. И только в таком порядке.

 

Олеся Головко, versii.com

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі