Україна

Тимошенко намекнула на импичмент?

1 February 2008, 10:36

На нынешней неделе из уст премьер-министра Украины Юлии Тимошенко прозвучали два резонансных заявления. Первое касалось возможности выдвижения ее кандидатуры на пост Президента, второе – о возможном объединении БЮТ с Партией регионов в рамках одной парламентской коалиции. Похоже, что оба эти заявления – ни что иное, как изящно завуалированный намек ныне действующему главе государства на «толстые» политические обстоятельства.

О том, что крепкой дружбы у Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко не выходит, стало известно не вчера. Просто формальный и официальный лидеры крупных демократических сил в n-нный раз пытались выстроить систему взаимоотношений, когда зимой прошлого года их партии подписали Соглашение о совместной деятельности во власти. Этого от них, как модно было говорить во время предвыборной парламентской кампании, требовал электорат. Но в большей мере к такой «дружбе» обе стороны подталкивала угроза лишиться мест у пресловутого кормила, на них давили как внутренне- так и внешнеполитические факторы. Характерной особенностью такого партнерства было то, что даже во время объединения против антикризисной коалиции и БЮТ, и «Наша Украина» умудрялись ставить друг другу подножки по каждому удобному поводу. Достаточно вспомнить, как Тимошенко и Ющенко поочередно присваивали себе идею проведения референдума по новой Конституции. Как бы там ни было, но взаимопонимания у обеих сторон хватило ненадолго. А точнее, оно закончилось, едва были распределены посты и властные полномочия. А если брать уж очень абсолютные временные измерения, то цапаться Президент и премьер начали задолго до окончания кадровой революции (надо помнить, что некоторые ключевые должности в правительстве и парламенте до сих пор пустуют). Сейчас первые лица государства упорно перетягивают «социальное» и «приватизационное» одеяло. Причем, Виктор Андреевич, не успевая адекватно реагировать на каждую очередную инициативу Юлии Владимировны, старается перекрыть это своими критическими комментариями и… предложением тех же реформ, да только в более широких (и таких же маловыполнимых) масштабах.

На наш взгляд, будет ошибочно думать, что Ющенко не пытался договориться с главой Кабмина о том, чтобы выступать общим фронтом. По всем инициативам. Ведь именно для этого Секретариат Президента изобрел «традиционные» встречи главы государства с премьером и председателем Верховной Рады. И не случайно такие мероприятия проходят по вторникам – ровно за день до еженедельного заседания Кабмина. С одной стороны Президент старается выведать планы Тимошенко, чтобы потом, своевременно их проанализировав, выдавать за общие инициативы. С другой – делает все, чтобы держать ЮВТ на контроле и предупреждать ее внезапные озарения, которыми Юлия Владимировна славилась еще во время своей первой премьерской каденции.

Однако, все усилия Гаранта тщетны. Тимошенко не только не желает, чтобы Виктор Ющенко фигурировал как соавтор правительственных инициатив, она делает все возможное, чтобы идти ему наперекор. Взять, например, один из самых ярких поступков нынешнего Кабмина – организацию выплат компенсаций по вкладам бывшего Сбербанка СССР. Вряд ли на Банковой всерьез полагали, что ЮВТ начнет претворять в жизнь это свое предвыборное обещание. Когда же правительство издало распоряжение о начале выплат, в Секретариате Президента засуетились. Однако, даже экстренное возвращение Президента из новогоднего отпуска не помогло Банковой возглавить этот процесс. Тогда в СП решили: если не можем встать у руля, будем вставлять палки в колеса. «Палками» оказались пожелания Ющенко переформатировать список предприятий, выставленных в этом году Кабмином на приватизацию (не секрет, что именно за счет этих средств правительство намерено выровнять доходную и расходную части бюджета), и... внезапно возникшие у Секретариата Президента претензии к главе «Ощадбанка» Анатолию Гулею. О том, что дело зашло слишком далеко, свидетельствует тот факт, что результаты проверки деятельности «Ощадбанка», как собственно и доклад Гулея, будут заслушиваться на одном из заседаний Наблюдательного совета банка. Похоже, что Банковая, инициируя данные проверки, хочет все же перебрать бразды правления процессом выплат компенсаций в свои руки. Закончиться это может или увольнением Гулея и приходом на его место ставленника СП, или тем, что Юлия Тимошенко заявит о важной роли Виктора Ющенко в организации выплат, и пересмотром списка приватизации. Из него по требованию гаранта будут убраны шесть облэнерго, на которые претендуют бизнесмены, тесно связанные с БЮТ.

Предугадывая будущие козни Президента, премьер-министр пошла в наступление по политическим фронтам. Ее резонансное заявление о возможной поддержке Виктора Ющенко на будущих президентских выборах с одновременным намеком на «двустороннее движение в решении ключевых вопросов» своей цели достигло. Довольно предсказуемо и резко на этот посыл Тимошенко отреагировал Виктор Балога. Глава Секретариата Президента, ни много, ни мало, назвал высказывание Юлии Владимировны «беспричинными» и «излишне самонадеянными». Более того, Балога не удержался от того, чтобы назвать поступок ЮВТ «избирательным фальстартом», и попенял ей в попытке встать на один уровень с главой государства. Даже больше: руководитель Секретариата выразил предположение, что идет речь о попытке расшатать уверенность и решительность Президента при осуществлении им конституционных полномочий. «Настойчивость Ющенко в противодействии попыткам реанимировать политическую коррупцию в высших эшелонах власти, воплощении важных государственных и социальных инициатив встречают глухое сопротивление тех, чьи корпоративные интересы не совпадают с понятиями «закон», «честность», «мораль», «ответственность». Именно поэтому опять вытянута нафталиновая идея об импичменте, которая не выдерживает самого простого теста на конституционность. Не исключено, что в противостоянии курсу Президента возможные самые неожиданные политические конфигурации и союзы», - заявил Балога.

Не случайно, ох не случайно глава СП затронул в своем гневном опровержении слов Тимошенко тему импичмента. Опасаться этого не слишком приятного способа отстранения от власти Ющенко и в самом деле стоит. Тем более, что вслед за указанным выше заявлением премьер-министр сделала и второе, не менее резонансное. Отвечая на вопрос о возможности коалиции с участием БЮТ и Партии регионов, Юлия Владимировна сообщила, что такое было бы реально при условии, что объединение произошло на условиях ее Блока. «Наши условия – это внедрение 20 пунктов детенизации политики и экономики. Если Партия регионов на это готова – то welcome! Как говорят, добро пожаловать!». И даже ее следующий пассаж о том, что регионалы вряд ли пойдут на выполнение таких условий (и, стало быть, союз с ними – гипотетичен), не убавил сенсационности предыдущей фразы.

Хотя, сенсационность тут заключается в первом публичном признании лидера БЮТ о самой возможности такого союза. На деле же сотрудничество, пусть и ситуативное, бело-красной фракции с регионалами сложилось еще зимой 2007 года, когда голоса бютовцев помогли антикризисной коалиции преодолеть вето Президента на Закон «О Кабмине». Поэтому, брюссельское высказывание Тимошенко следует расценивать не как руководство к действию, а как многозначительный намек команде Ющенко на то, что дальнейшее давление на главу правительства чревато гаранту и его окружению серьезными последствиями. Один из которых – тот самый импичмент, о котором упоминал Балога. Действительно, при объединении голосов БЮТ, ПР и КПУ принятие законов, открывающих дорогу к выражению недоверия и отставке Президента, может стать объективной реальность.

Конечно, опрометчиво бросаться друг другу в объятия с единой целью – убрать Ющенко, ни БЮТ, ни ПР не станут. Прежде всего потому, что у этих политсил гораздо больше противоречий (по крайней мере, публичных), чем общих интересов. И вряд ли эти партии будут искать точки соприкосновения по самым животрепещущим политико-экономическим вопросам. Если такой союз и возможен, то, скорее всего, он будет ситуативным, и главную скрипку в нем, в отличие от ситуации начала 2007 года, сыграет БЮТ. Выдвинет ли Блок те самые 20 требований, о которых упоминала Тимошенко? Вряд ли. Так как Юлия Владимировна понимает, что слишком высокие запросы смогут вызвать отторжение у регионалов, а, стало быть, никакого импичмента и досрочных выборов Президента, в которых наверняка заинтересованы обе политсилы, не последует.  

Александр Минкин,  «ForUm»

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі