Україна

Тимошенко, вы за себя будете или за президента?

15 February 2008, 10:41
 
У президента Виктора Ющенко в отличие от его потенциальных соперников на будущих выборах президента, в сущности, нет поддерживающей его партии. Это вроде бы и печальное обстоятельство делает его не только уязвимым, но и привлекательным для капитала, который хочет предложить ему свое политическое содержание

Традиционные разброд и шатание в демократичной "Нашей Украине" по поводу кадровых назначений в правительстве Тимошенко напомнили о том, что у президента, в сущности, нет твердо поддерживающей его партии. Срок ее создания на основе "Нашей Украины", обозначенный в коалиционном соглашении "до нового года", после заседания президиума "НУ" плавно переместился где-то "на апрель". Новые выборы президента уже не за горами. Но, похоже, что отсутствие собственной мощной политической силы, как ни странно, не очень беспокоит самого президента. Конечно же, в своей традиционной расплывчатой манере Виктор Ющенко выразил сожаление, что срок создания новой партии перенесен. Но дальше этого дело не пошло. И сейчас отсутствием формализованной политической поддержки президента, похоже, больше обеспокоен глава его секретариата Виктор Балога, чем сам Ющенко. Возникает вопрос, а будет ли вообще президент выдвигать свою кандидатуру на второй срок?

По политтехнологическим меркам новые выборы начинаются на следующий день после окончания предыдущих. А уж за два года до них давно бы уже пора сказать, собирается или нет нынешний президент баллотироваться на следующий срок, тем более что после отравления ему приходится время от времени находиться под наблюдением врачей. Но, если задать себе вопрос – будет или нет, президент Украины Виктор Ющенко принимать участие в следующих президентских выборах, окажется, что все размышления на этот счет – это мысли журналистов и политологов, политиков, но не самого Ющенко. Виктор Андреевич в интервью старательно уходит от ответа на этот вопрос. Именно эта проблема по предложению самого президента была вынесена за рамки нынешнего соглашения о создании правящей коалиции. Но, согласитесь, будет или нет Ющенко участвовать в следующих выборах президента, немаловажно. По крайней мере, это сейчас не менее значимо для Украины, чем ее главный вопрос 2002-2004 годов: останется ли Кучма у власти или она будет передана его преемнику?

То, что эта проблема по предложению самого Ющенко была вынесена за рамки коалиционного соглашения БЮТ и НУНС, показывает, что своего самого опасного соперника президент видит в своем же "оранжевом" лагере. И это - нынешний премьер Юлия Тимошенко. Партия регионов после отставки Виктора Януковича с поста премьера и результатов внеочередных парламентских выборов, видимо, не в счет. Уже знакомая по прошлым выборам президента связка: Ющенко – президент, Тимошенко – премьер, при сохранении мира между двумя ведущими украинскими политиками, похоже, сможет сцементировать "оранжевый" электорат и, как и раньше, обеспечить его кандидату победу. Ради этого по идее Ющенко и Тимошенко обречены любить друг друга. Вопрос лишь в том, как долго сможет просуществовать любовь по политическому расчету? И не станут ли они раньше времени выяснять, кто в доме кормилец и кого больше всех любят дети и собаки.

Печальный опыт отставки Тимошенко с поста премьера в 2005 году показывает, что под натиском стремящегося договориться с новой властью капитала верность провозглашенным политическим идеалам подвергается серьезным испытанием на прочность. Три года назад замена Тимошенко на Еханурова на посту премьера ознаменовала смену вех "оранжевой" власти. От острого противостояния с востоком страны, который олицетворяла проигравшая выборы президента Партия регионов, Ющенко уже тогда, в 2005 году, попытался перейти к диалогу с ним с помощью назначения премьером более умеренного "оранжевого" - Юрия Еханурова. Тем более, что уж тогда Тимошенко попыталась играть собственную партию и лично принимать присягу на верность украинских олигархов, конкурируя в этом с президентом.

В сущности, эта же политическая диспозиция сохраняется доныне. Две половинки апельсина вместе могут оказаться сильнее бело-голубых. Тем более, что сейчас за "оранжевыми" закреплены фактически все высшие посты в государстве. Тимошенко – премьер. Ющенко – президент. И Яценюк, попавший в парламент по списку "Нашей Украины" - спикер. Пост секретаря Совета национальной безопасности, демонстративно отданный одному из самых ярких спикеров "бело-голубых" - Раисе Богатыревой, выглядит как уже традиционное приглашение Ющенко к диалогу, отправленное президентом спонсорам Партии регионов. В сущности, между Тимошенко и Ющенко стоит все тот же вопрос 2005 года, кто из них будет главным на переговорах с регионалами? И теперь весь вопрос лишь в том, кто с кем из этих двух основных политических лагерей готов разговаривать.

Точно так же, как Ющенко и Тимошенко – это далеко не одно и то же в "оранжевом" движении, точно так же, монолитность Партии регионов – это, скорее, уже дань прошлому. У Януковича и Ахметова после отставки Виктора Федоровича с поста премьера могут оказаться совершенно разные интересы. Первый, как политик, заинтересован вернуться во власть. И для этого ему надо пребывать в жесткой оппозиции к правящей коалиции, к чему его призывает значительная часть его избирателей. Ренату Ахметову надо заниматься не политикой, а бизнесом. И для этого ему нужен диалог с властью. После избрания премьером Тимошенко он так и заявил: мне безразлично, какого цвета у нас правительство. Важно то, какую политику оно будет проводить.

Повторный союз Ющенко и Тимошенко обречен на новое испытание на прочность. В сущности, рассредоточившийся по парламенту украинский капитал свой выбор уже давно сделал. Огромные состояния, которыми могут похвалиться многие украинские политики, уже давно вынудили их явно выразить свои предпочтения в пользу той или иной партии, а еще лучше – сразу нескольких. Единственное незыблемое правило любой политики – это то, что капитал всегда движется к власти, даже тогда, когда он вынужден идти в оппозицию.

Сейчас вокруг Тимошенко сконцентрировался в основном молодой агрессивный украинский капитал, рассчитывающий с ее помощью поскубать наиболее крупных олигархов. Но не только. У многих представителей БЮТ есть, конечно же, и соображения защитить то, что уже приватизировано ими у государства. И с этой точки зрения Тимошенко так же выглядит для них предпочтительней, чем, скажем, нерешительный Ющенко. Или волевой, но ориентирующийся в основном на Донецк, Виктор Янукович. Но, как бы то ни было, основная масса капитала, который поддерживает Тимошенко – это деньги, заинтересованные в политическом прикрытии всевозможных имущественных перераспределений. Понятно, что для избирателей все это облечено в пафос грабежа награбленного, то бишь, социальной справедливости. Не случайно, в стане БЮТ немало людей, активно занимающихся скупкой и перепродажей земли, всевозможными рейдерскими схемами недружественного поглощения предприятий. Для этого им нужна мощная поддержка премьера и лидера БЮТ – блока, у которого достаточно прочные позиции и в местной власти, которая принадлежит ему в советах 14 украинских областей. Вот, по мнению автора, экономическая подоплека социального пафоса Тимошенко.

Вокруг Ющенко, как действующего президента, сконцентрировался крупный финансовый и промышленный капитал, заинтересованный, в первую очередь, в сохранении стабильности. Он меньше нуждается в перераспределении, так как много чего им уже нажито. И теперь ему важно сохранить все это под натиском зарубежного капитала, который еще более активно начнет осваивать Украину после ее фактического вступления ВТО. Вот откуда, по мнению автора, проистекает миротворческий пафос президента и его желание объединить запад и восток страны с тем, чтоб в ней не было великих потрясений. Разумеется, и то и другое сравнение – ущербны, как и любые другие сравнения. В БЮТе есть немало миллиардеров, заинтересованных в сохранении стабильности в стране. А предприятия Рината Ахметова или Игоря Коломойского, которые сейчас ведут активный диалог с президентом, славятся своей агрессивной политикой на рынке. Оба олигарха практически никогда не продают своих заводов, а, наоборот, покупают новые, то есть перераспределяют собственность. Но основные векторы развития капитала, поддерживающего сейчас Ющенко, как и Тимошенко, по мнению автора именно таковы. Со стороны Тимошенко – агрессивное перераспределение собственности в Украине. Со стороны Ющенко – сдерживание этого процесса с пониманием того, что смена фамилий владельцев предприятий мало, что даст народу, ради которого это все якобы и делается.

С этой точки зрения создание партии, поддерживающей президента Ющенко на следующих президентских выборах в случае его выдвижения, не имеет принципиального значения. Ей может стать блок "Наша Украина - Народная самооборона", многие члены которого сейчас открыто симпатизируют Тимошенко, но часть из них поменяет свои пристрастия, если она лишится премьерского кресла. Это может быть и новая партия на основе НУНС или созданная главой Секретариата президента Виктором Балогой общественно-политическая организация "Гарт". Это могут быть части парламентских фракций БЮТ и Партии регионов, в глубине души делающих ставку на Ющенко и готовых сотрудничать с ним в ситуации выбора: или-или. Или любые другие украинские политические фракции и партии, названия которых и идеология, в сущности, не важны. Важны деньги, которые украинские олигархи вкладывают в них. И то, на кого они готовы поставить на следующих президентских выборах. В конце концов, поддержать Ющенко сможет и БЮТ, если президент сумеет договориться с Тимошенко.

Под президента Кучму в Украине в свое время была созданы не одна политическая партия и блок, как и оппонирующая ему "Громада" возникла как сила, во главе которой стоял нацелившийся на президентское кресло Павел Лазаренко по прозвищу "Хозяин". Точно так же и сейчас, реши Ющенко выдвинуть свою кандидатуру на следующих президентских выборах, под это благородное дело могут быть сконцентрированы любые деньги и любые партии. Как и вокруг Тимошенко и ее блока создана грозная политическая машина, готовая проглотить идеи и имущество своих недругов, как делал это в свое время Павел Лазаренко.

Лазаренко в свое время так и не удалось договориться с Кучмой. В результате один оказался под судом в США, в вынужденной эмиграции, а другому пришлось срочно и с большими издержками подыскивать себе другого преемника. Точно так же и сейчас, договорись Ющенко и Тимошенко – они, по мнению автора, будут в состоянии продлить контроль "оранжевых" над страной еще на один президентский срок. Но вот в состоянии ли они договориться?

Похоже, что вскоре мы узнаем ответ на этот вопрос. Не случайно, в парламент попал президентский вариант закона о Кабинете министров, предусматривающий усиление полномочий президента. За предыдущий, ныне действующий закон о правительстве, наоборот, усиливающий рычаги влияния премьера, фракция БЮТ охотно проголосовала год назад. Пребывавшая тогда в оппозиции, Тимошенко прямо так и заявила по этому поводу: мы проголосовали за закон для себя, потому что скоро придем к власти. Так оно все и произошло, правда, ненадолго.

Сейчас – внешне похожая ситуация. Президент - Ющенко, Тимошенко – премьер. Но, в сущности, мы имеем дело уже с принципиально иной расстановкой сил в стране. Тимошенко стала премьером уже не по воле Ющенко. Она обошла "Нашу Украину" на внеочередных выборах в парламент. И как только "оранжевая" коалиция была создана, ее вытекающее из этого премьерство стало непреложным фактом. Сейчас уже не только Тимошенко зависит от Ющенко. Но и Ющенко в значительной степени зависит от Тимошенко. Нынешний президент уже не может менять премьеров как перчатки, как делал это Кучма или Ющенко в первые годы своего президентства. В силу свершившейся конституционной реформы премьера назначает парламент. Чтобы стать премьером, надо выиграть парламентские выборы. Но есть одно "но". На результат выборов в парламент пока что сильно влияют губернаторы, назначаемые президентом, хоть и по согласованию с премьером.

Новым проектом закона о правительстве, усиливающем полномочия президента, Ющенко, в сущности, задает Тимошенко вопрос: кем она собирается быть в Украине: президентом или премьером? В стране, где конституционная реформа отменяется сразу же после вступления ее в действие, никакого другого значения, похоже, этот законопроект, как и все остальные, и не имеет. И вскоре мы услышим ответ Тимошенко на этот вопрос. Ведь выборы президента в Украине не за горами.
Михаил Мищишин, Киев

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі