Интервью Василия Онопенко о «картинках с пляжа» и прочем.
Отпускные фото высокопоставленных чиновников Украины продолжают бороздить информационные просторы. На смену прошлогоднему зеленому купальнику тогдашней шефини Фонда Госимущества Валентины Семенюк пришли белая бейсболка и синие стринги Василия Онопенко образца июля 2009 года. Причем обоих засняли загорающими в Турции. Но если разомлевшая от жары Валентина Петровна вряд ли была в восторге от внимания папарацци, то 60-летний Василий Васильевич никогда не стеснялся демонстрировать на своем персональном сайте (разумеется, в меру приличий) свой накачанный в тренажерных залах торс.
Впрочем, сайт этот г-н Онопенко закрыл, как только сменил ореол политика на статус госслужащего. И теперь у поклонниц здорового образа жизни главы Верховного Суда Украины вся надежда – на отечественных папарацци.
В общем, увидев тело главы Верховного Суда Украины на «Таблоиде», «Обком» запросил пояснений у героя фотосессии.
– Я не готов к комментарию этого, – сказал г-н Онопенко. – Но, в принципе, там меня много фотографировали, хотя почему-то тех фотографий нет, где с товарищем моим плаваем, играем в волейбол, занимаемся в спортзале... Мы проплывали каждый день более 3 тысяч метров. В последние дни пошли на рекорд – проплыли около 5 километров.
- Соревновались?
- Да. У меня фотографии, сделанные после «рекордного» заплыва, сохранились. Могу вам передать.
– А каким образом другие фотографии попали в СМИ?
– А я не знаю. Это уже дело тех, кто их «запустил» в СМИ. С одной стороны – я публичное лицо. С другой – здесь, конечно, есть вопрос…
– …нравственный?
– Безусловно, нравственный. Но не только. Есть и правовой аспект. А фотографии, где мы после заплыва я могу вам показать.
(На фото г-н Онопенко и его друг, нотариус Владимир)
- И сколько всего денег вы потратили на свой отдых?
- Около 4 тысяч долларов, включая дорогу. Номер я взял стандартный, без излишеств. Питание, напитки, включая спиртное, было включено в стоимость проживания. Ничего особенного я не заказывал. Спиртного практически не употребляю, поэтому мне не надо было разоряться. Я «сижу» на фруктах, на овощах, мне достаточно один, максимум два раза покушать.
В целом я посчитал, что это даже чуть дешевле, чем, если бы по тем же расценкам я отдыхал в Крыму. К тому же заметьте, отдыхаю я не на собственной вилле где-то на Кипре, как многие соотечественники. А на общих основаниях в отеле, которых в Турции, Египте, Хорватии десятки, если не сотни.
– Вы отдыхали сами, с друзьями или с супругой?
– Обычно я отдыхаю с супругой. Но на сей раз я отдыхал с друзьями, потому что дочь скоро будет рожать, и супруга не смогла приехать.
– И сколько времени продлился ваш отпуск?
– Я вам только скажу, что использовал отпуск за прошлый год. Я просто не успеваю использовать свой отпуск из-за работы.
– А вы догадываетесь, кто мог способствовать появлению этих фото в СМИ?
- Я бы сказал так: в контесте того, что в последние месяцы делается в судебной системе (в частности, вокруг меня), я почти на 100% уверен, что это – политический заказ. Ведь я же не первый раз отдыхаю зарубежом. Но именно сейчас кто-то профинансировал поездку тех, кто должен был с фотоаппаратом меня выслеживать, поселил их в эту гостиницу. Поэтому, с точки зрения закона, это посягательство на мою частную жизнь.
- Но ведь и вы не совсем частное лицо, а высокопоставленный госслужащий, глава Верховного Суда. В любом демократическом государстве такие люди – будто под микроскопом.
- Я просто говорю, что с точки зрения закона это посягательство на мою частную жизнь. А с точки зрения того, что я – публичное лицо, я ни с кем не буду судиться. Потому что понимаю, что при моем статусе граждане имеют право знать, где я отдыхаю, как я отдыхаю. Я думаю, что тот, кто видел мой отдых, сказал бы, что это действительно здоровый образ жизни. Ни капли алкоголя (разве что в иной день вечером, с друзьями – бокальчик хорошего красного или белого вина, если есть настроение) и весь день – или плавание, или спортзал, или же изучение какого-то вида спорта. Занимались волейболом, кроме этого, именно в этот свой отпуск я впервые занялся виндсерфингом и даже получил специальный сертификат, как овладевший этим видом спорта.
– У вас ведь есть охрана. Вы брали ее с собою в Турцию?
– Нет, я отдыхал без охраны.
– А сколько вообще у вас человек охраны?
– По сравнению с другими охраняемыми лицами совсем немного.
– Пока вы отдыхали, у вас сохранялся рабочий контакт с Верховным Судом?
– Конечно. Я постоянно был на связи и был в курсе основных моментов работы суда.
– То есть, вы отдыхаете, как Владимир Литвин, - «в рабочем графике»?
– Ну, что значит, в рабочем-нерабочем?..
– В том, плане, разумеется, что режим вашего отдыха позволяет вам контролировать все аспекты работы Верховного Суда, находящиеся в вашем ведении…
– Ну, конечно, я хочу быть в курсе того, что происходит на роботе. Вместе с тем, как любой другой человек, хотел бы, чтобы на отдыхе меня меньше беспокоили. На время моего отсутствия есть исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда. Он по закону полномочен принимать соответствующие решения в отсутствие председателя.
– Так сколько времени вы отдыхали?
– Я брал отпуск на две недели. Сразу скажу, что после отдыха в Турции имел еще два дня выходных, но вышел на работу сразу по приезду. И, несмотря на отпуск, в четверг, пятницу и даже субботу был на работе. Кстати, практически все субботы я работаю. В этот день есть возможность спокойно поработать над серьезными документами, что-то написать, проанализировать, спокойно обсудить важные для работы вопросы…
- Василий Васильевич, на дворе кризис, а вы потратили четыре тысячи на две недели отдыха, остановились в пятизвездочном отеле… Для многих украинцев это зарплата за несколько месяцев тяжелой работы.
- Знаете, у меня зарплата, слава Богу, соответствующая. Я на этой неделе передам вам декларацию о своих доходах за прошлый год. Каждый год я публикую сведения о своих доходах. А жена у меня занимается бизнесом, я этого не скрываю.
- Что за бизнес?
- Песок.
- То есть, бизнес строительного профиля?
- Профиль - гидромеханизация.
- Пока вы не опубликовали свою декларацию о доходах, скажите: сколько вы зарабатываете?
- Зарплата судьи складывается из оклада, выслуги лет, класса (высший или не высший). У меня все по максимуму, плюс я уже получаю пожизненное содержание. То есть, если бы я сейчас ушел в отставку, то получал бы лишь на 10% меньше того, что получаю сейчас.
- И сколько всего набегает?
- В среднем у меня выходит (в зависимости от того, есть ли экономия зарплаты или нет) от двадцати до двадцати пяти тысяч. А в год – около 400 тысяч гривень. Дети у меня взрослые, обеспеченные, у них отдельные семьи. А мы с супругой теперь имеем возможность жить нормально.
- С зарплатой все понятно. Но есть этический аспект. Рядовые украинцы вдоволь насмотрелись на художества судьи Зварича. Да и у них перед глазами многие «рядовые» судьи живут в шикарных домах и передвигаются на дорогих авто. Вам не кажется, что сейчас руководители вроде вас должны демонстрировать обществу пример экономии и чистоты рук? Вон, шведский премьер Улоф Пальме и без кризиса частенько передвигался на метро.
- Ну, давайте посчитаем. Скажем, когда я пришел в Верховный Суд, председатель по закону имел право пользоваться тремя машинами. То есть едет он, а его сопровождают, спереди и сзади, две машины с охраной.
Я от этого отказался. Я пользуюсь одной машиной, охрана ездит со мной.
Кроме того, я в жизни никогда не ездил – в отпуск ли, или в официальные командировки, в бизнес-классе. Всегда беру эконом-класс. Когда куда-то приезжаю, всегда интересуюсь: за чей счет буду передвигаться, какова экономия денег. Конечно, я не могу ходить пешком. Хотя для меня пробежаться, проехаться на велосипеде – одно удовольствие. Но, поскольку я живу в Бортничах, мне оттуда придется таким образом добираться до работы часа два-три. Если еще успею.
- Кстати, о вашем доме в Бортничах. Насколько он пафоснее (или скромнее) домов других наших топ-чиновников?
- Мой дом, знаете, чем отличается от их жилищ? Тем, что я построил его собственными руками. Я имею в виду, за счет своей зарплаты и других официальных доходов. Да и сами мы работали. Вообще, за всю свою жизнь я не получил от государства ни одной дачи. Это можно проверить. Я был министром юстиции, имел право на дачу в Конча-Заспе. И, будучи председателем профильного парламентского комитета, также не получил ни одного квадратного метра. Когда же я стал председателем Верховного Суда, мне снова предложили получить дачу в Конча-Заспе. Я сказал: мне этого от государства не надо.
- А квартиры?
- Да, были несколько квартир, так случалось, что улучшал жилищное положение. Опять-таки, дочери выходили замуж. Продавали эти квартиры, плюс сбережения – и мы строили дом в Бортничах. Построили его еще в 2002 году – за четыре года до того, как я стал председателем Верховного Суда.
- Вернемся к вашему отдыху. На турецких фото вы запечатлены с книгой…
- Я в отпуске прочитал пять книг.
– И какие именно?
– «Шевченко-вурдалак»…
– «Вурдалак Тарас Шевченко» Бузины?
– Да. И давно хотел прочитать книжку про Фаину Раневскую. Про контрразведку прочитал, – в общем, так, набрал кучу книг…С удовольствием прочитал книгу Поля Брегга «Чудо голодания».
– Скажите, а ваша супруга не расстроилась, что пресса вот так о вашем отдыхе пишет?
– Да нет, она еще привыкла в бытность мою министром юстиции. Хотя тогда меньше за ширму, под одеяло, заглядывали…
|
Семен ПОТЕМКИН |



















