Україна

Млечный путь Кабмина

14 October 2009, 10:03

Во время всеукраинского совещания (проведенного с участием местных властей) Юлия Тимошенко назвала Министерство финансов "легендарным". И, как оказалось, это были не просто слова: согласно правительственному решению, труженики села должны были получить 600 млн долларов при непосредственном участии... несуществующего министра финансов!

Еще летом глава Кабмина заявляла о своем намерении закупить у Японии 3 тыс. молоковозов. Позже это подтвердил и глава Союза сельхозкооперативов Иван Томич. По его словам, две японские компании (Marubeni Сorporation и Sojitz) согласились продать 3 тыс. таких машин по приемлемой цене - около 100 тыс. долларов за каждую.

На всеукраинском сентябрьском совещании Тимошенко снова напомнила о своем обещании. Однако на сей раз "молоковозные" цифры оказались на порядок ниже: "Мы за этот год заключили специальные договора, обеспечили их государственными гарантиями и сделали так, что мы будем получать на этот и следующий годы 1,5 тыс. не просто молоковозов, а молоковозов, которые являются по сути магазином... Контракты заключены, и мы начали получать первые поставки таких молоковозов. И мы посчитали, что от 1,5 тыс. до 2 тыс. молоковозов будет достаточно, чтобы закрыть все потребности, которые сегодня имеют в сбыте молока сельскохозяйственные подворья".

В качестве подтверждения своих слов Юлия Владимировна публично вручила сельхозработникам ключи от первых двадцати молоковозов.

Громкие слова премьера были подкреплены двумя правительственными постановлениями - №645 и №646. В этих документах действительно указаны две японские компании (Marubeni Сorporation и Sojitz), а кредитором выступает японский банк JBIC. Они должны были принять участие в двух инновационных проектах вместе с национальной акционерной компанией "Украгролизинг" и Государственным экспортно-импортным банком Украины ("Укрэксимбанком"). Под эти проекты, собственно, и были приняты два правительственных постановления, предусматривающие получение двух иностранных (японских) кредитов - по 300 млн долларов каждый. Главная цель: внедрение технологий при заготовке и доработке сельхозпродукции, в том числе и молочной. Для успешного решения этих задач украинский Минфин должен был предоставить необходимые государственные гарантии.

Насколько же это реально? В обоих правительственным документах (в пункте 4) черным по белому написано: "Уполномочить министра финансов подписать документы, связанные с предоставлением государственной гарантии". Интересно бы узнать: о чем думала Юлия Владимировна, когда сама подписывала постановления Кабмина №645 и №646? Они ведь датированы 17 июня 2009 года. На тот момент никакого министра финансов не было и в помине! Виктор Пинзенык, как известно, хлопнул минфиновской дверью еще зимой.

Что касается Игоря Уманского, то он не мог быть полноценным руководителем министерства: исполняющим обязанности главы Минфина его назначили 8 апреля 2009 года, а по законодательству быть "временщиком" можно не больше месяца. Более того, в Положении о Минфине четко сказано, что только министр финансов (а не его первый заместитель или и. о. министра) "предоставляет гарантии обеспечения исполнения обязанностей резидентов Украины по кредитам".

Как эти "ноу-хау" оценили юристы Кабинета Министров, не известно. "СН" удалось установить лишь одно: спустя полтора месяца после подписания этих "молочных" документов на сайте Кабмина появилась информация о проведении очередного заседания КМУ. В тот день, 5 августа, на повестке дня последним вопросом (в разделе "разное") значился доклад г-на Уманского...

О состоянии выполнения постановлений Кабинета Министров Украины от 17 июня 2009 года №645 и №646 относительно внедрения инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе при участии японских компаний". О каких "молочных реках" говорили Игорь Иванович и Юлия Владимировна, пресс-служба Кабмина скромно умолчала.

А может, постановления №645 и №645 уже значатся под грифом "секретно"?

Чтобы докопаться до истины, корреспондент "СН" обратился в национальную акционерную компанию "Украгролизинг". И тут всплыл любопытный факт: те 20 молоковозов, ключи от которых Тимошенко в сентябре вручила аграриям, были доставлены... из Карловского механического завода (Полтавская область). "Их действительно собирали в Карловке", - подтвердили в беседе с корреспондентом "СН" в компании НАК "Украгролизинг". Оказывается, вместо японских машин пока решили сделать ставку на... индийские Тata в украинском исполнении: заводчане разработали свою цистерну емкостью три тонны, снабдили ее экспресс-анализатором, счетчиком и механизмом отбора. Как говорится, голь на выдумки хитра. Однако при этом возникает вопрос: откуда деньги на выпуск первой "молочной двадцатки"?

Седьмого сентября в интервью proUA директор карловского завода Сергей Борец сказал: "Мы заключили трехсторонний контракт с НАК "Украгролизингом" и канадскими кредиторами, после этого сразу же приступили к работе". На самом же деле официальная договоренность с канадцами была достигнута гораздо позже. По данным пресс-службы НАК, 18 сентября был подписан контракт между двумя компаниями - украинской "Украгролизинг" и канадской SNC-Lavalin international inc. И, разумеется, без участия Юлии Владимировны здесь тоже не обошлось: оказывается, после "японских" постановлений (№645 и №646) Кабмин издал еще и два "канадские" - №772 и №773. Сумма предполагаемого кредита предполагается такая же самая - 600 млн долларов (по 300 млн - на каждый инновационный проект). При этом в обоих правительственных документах (№772 и №773) снова черным по белому написано: "Уполномочить министра финансов подписать документы, связанные с предоставлением государственной гарантии".

Выходит, что теперь дело за малым: найти человека, который бы сыграл роль министра финансов? Впрочем, важно не это. Главное, что пиар-акция "молокодающая Юлия" прошла на ура...

Валентин Ковальский, "CN-Столичные новости"

www.mignews.com.ua

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі