Уже вошло в моду встречать Новый год в горах и в перерывах между обильными возлияниями ставать на лыжи или доску.
Но отдых могут испортить как плохое обслуживание в колыбах и гостиницах, так и подъемники – на многих раскрученных курортах пользоваться ими опасно. К таким относятся и турбаза «Захар Беркут», и Драгобрат, и Славское.
«Туристы не знают правил поведения на канатной дороге, поэтому бывают и смешные, и страшные случаи»,
– рассказывает сотрудник Карпатского экспертно-технического центра Владимир Шевлюк.
Сайт www.skier.com.ua после периодов массового заезда в горы напичкан отчетами. Люди, эмоционально описывая свои приключения, стараются предупредить других о возможных неприятностях. В частности, о бугелях того же Славского писали: «Бугель, на котором ты поднимаешься, может сломаться, или просто веревочка оборвется. Если уклон горы небольшой – синяки, большой – гипс и коляска.
Причем в разгар сезона половина бугелей поломаны. А если что-то чинится, то днем в разгар катания».
Однако в кресельной дороге Славского (самая длинная в Украине – 2800 м) Владимир Шевлюк уверен. Утверждает, что стараниями местных властей она поддерживается в нормальном состоянии. Впрочем, в последние годы центр зимнего спорта из Славского переместился на созданный «с нуля» Буковель.
Владимир Шевлюк проработал там пять лет. Построил шесть креселок. «Мы там набивали шишки. Учились на своих ошибках. Ребят, тамошних работников, знаю. Готовы сразу же подойти, если видят, что человек упал. А если канатка сломается, то людей быстро поснимают».
На кресельной дороге комплекса «Захар Беркут» (Львовская область) уже несколько лет подряд происходят аварии. Причем как раз на новогодние праздники. Так,
в январе прошлого года из-за поломки в редукторе 150 туристов зависли в воздухе. Их сняли только через шесть часов.
«Там недостатки заложены в самой конструкции, – объясняет причину частых поломок Шевлюк. – А что касается спасательных работ, то, по евронормативам, от момента остановки дороги до снятия последнего пассажира должно пройти не более 2,5 часов.
Владимир – сам лыжник, и признался: когда пользуется креселкой, всегда берет рюкзачок. Если что – сам себя снимает: «В нем 20 метров альпинистской веревки, страховая система «беседка», 3 карабина и спусковая «восьмерка»». По словам Владимира, большинство баз не имеют своей спасательной службы.
В случае ЧП туристов выручают МЧС-ники. Они квалифицированные, имеют хорошее снаряжение. Но время отбирает дорога до места.
Кроме вышеупомянутой базы, Шевлюк назвал еще два места в Закарпатье, где состояние подъемников его тревожит. Это комплекс «Изки» (Межгорский район) и полонына Драгобрат (Раховский район).
«Поэтому собственники бугелей на Драгобрате нас на обследование не вызывают. А ведь задание экспертного центра не «завалить», а предоставить техническую поддержку. Есть куча дефектов и нюансов, которые могут к чему-то привести. А в Изках я только на первую нижнюю опору их креселки глянул. Она установлена неправильно. Должна – перпендикулярно земле, а они фундамент залили под углом».
Карпатский экспертно-технический центр еще в 2007 году запретил работу двухкилометровой парнокресельной дороги в Ворохте из-за достижения ею «критического состояния неисправности».
Украинские Карпаты – это не Альпы, где высочайший сервис и все моменты безопасности предусмотрены. Поэтому успех вашей поездки зависит исключительно от везения.
Туриста, который плохо владеет техникой, но старается спускаться быстро, называют «летающим ломом». Он сбивает тех, кто находится ниже по склону. Место концентрации «ломов» – Буковель. За несколько лет курорт стал еще местом №1 по травматизму.
Международной федерацией лыжного спорта (FIS) разработаны правила поведения на склоне. На горнолыжных курортах Европы плакаты с правилами висят возле каждого подъемника. «В нашей стране любые правила игнорируют! Хоть ПДД, хоть FIS», – иронизирует по этому поводу лыжник Юрий из Киева.
Сообщество лыжников и бордеров зимой этого года писали открытые письма и в администрацию ГК «Буковель», и в МЧС. Просили организовать патрули, которые удаляли бы нарушителей со склонов. Но результатов не добились. Ведь для владельцев наших горнолыжных центров главная цель – прибыль. А вопросы безопасности решаются по ходу, пишет Газета по-киевски.





















