Україна

223 дня плена в воспоминаниях моряков "Арианы"

13 January 2010, 17:05

Команда сопротивлялась, как могла. Старпом даже начал отстреливаться от пиратов судовой… пиротехникой (ракетницами). Судно подало сигнал тревоги. Несколько выстрелов из гранатометов - и сопротивление «Арианы» было подавлено.
 
Украинский экипаж многострадального балкера «Ариана» после восьми месяцев плена наконец-то благополучно вернулся домой. Эпопея «принудительного отпуска» на борту греческого сухогруза под прицелом автоматов сомалийских пиратов для 24 моряков, среди которых две женщины, завершилась. Но воспоминания их будут терзать еще не один год…

Захват судна

Нельзя сказать, что, находясь в непосредственной близости от зоны «влияния» сомалийских пиратов, на борту греческой «Арианы» никто не задумывался о возможной атаке со стороны морских корсаров. Как вспоминают моряки, накануне захвата судна – 1-го мая, старший механик Владимир Стрешный опасность как будто почувствовал «седалищным нервом». И брякнул: молитесь, впереди пираты! Очевидно, плохо молились, потому что уже 2-го мая, около половины шестого утра «Ариана» с грузом сои, следующая из Бразилии в Иран, подверглась атаке.

- Мы шли рекомендованным судовладельцем курсом, держа максимальную дистанцию от сомалийского берега, - вспоминает второй помощник капитана Сергей Лупачев. Их, Лупачевых, на борту «Арианы» находилось двое – сын и отец (Александр). – Любое отклонение от намеченного курса должно быть согласовано с владельцем судна. Нас атаковали, когда мы находились между Мадагаскаром и Сейшельскими островами…

Сегодня многие задаются вопросом – можно ли обойти опасный район? Ходят даже слухи о том, что судовладельцы платят капитанам за рискованный маршрут, приличные премиальные (до 50 тысяч долларов за рейс). Обойти то можно, просто так короче, судовладелец значительно экономит на топливе. Хотя, последнее время торговые суда стараются проложить маршрут как можно дальше от сомалийских берегов. Вслед за морскими караванами, протаптывают новые тропы и корсары.

- Нападали на «Ариану» на двух скоростных катерах, - продолжает Лопачев-младший. - С одной лодки пираты пытались как можно быстрее залезть на борт судна, забрасывая на борт корабля лестницы с крюками. Причем, эти трапы около семи метров в высоту. Избежать захвата могут только очень большие суда или если сухогруз идет порожняком и находится высоко над водой. Со второй лодки пираты вели непрерывный огонь по кораблю. Они стреляли по надстройке и корпусу. Захват судна произошел за какие-то полчаса.

Команда сопротивлялась, как могла. Старпом даже начал отстреливаться от пиратов судовой… пиротехникой (ракетницами). Судно подало сигнал тревоги, просило о помощи, капитан нажал «тревожную кнопку». Несколько выстрелов из гранатометов - и сопротивление «Арианы» было подавлено. Сегодня моряки даже предполагают, что пираты ждали именно этот сухогруз, создавалось впечатление, что они даже знали, сколько человек находится на борту. Так что попытки спрятать женщин от плена оказались тщетными.

Будни плена

- Вначале нас всех выстроили на палубе, а потом почти всех согнали в каюту судовладельца. Это такой себе номер-люкс на борту судна. Там легко поместился почти весь экипаж. На койке, на которой обычно спал один судовладелец, спало три моряка, за койкой – один, возле койки – четверо, на диване двое, остальные в другой части каюты спали на матрацах, - продолжает второй помощник капитана. – Отдельно поселили супругов Ларису Салынскую (повариха, потерявшая впоследствии ребенка) с Константином Крупским (штурман «Арианы») и дневальную Наталью Лось. Двоих моряков затолкали в машинное отделение, чтобы поддерживали жизнедеятельность судна. Постоянно на навигационном мостике несли круглосуточную вахту два члена команды.

Второй механик Андрей Муругов за восемь месяцев плена солнце видел только пару раз.
- 223 дня я провел в машинном отделении, - вспоминает Андрей. - Не выходя на свежий воздух, в грязи. Первые три месяца со мной там находился старший механик, затем после конфликта с пиратами его забрали наверх, а ко мне спустился третий механик – Александр Лупачев (отец Сергея). С ним мы уже находились в машинном до освобождения.

- Большая часть экипажа испытала на себе физическое насилие от пиратов, - продолжает Сергей Лупачев. - Избиение, связывание веревкой в позу ласточки. Команда всегда находилась под их постоянным присмотром. На борту все время было в среднем около 17 пиратов. Без спросу никто не имел права выйти. За малейшую провинность – сразу на палубу, под палящее солнце, в ласточку и пару тумаков, естественно. Пираты на «Ариане» работали вахтовым методом: менялись примерно каждые полторы-две недели.

Несмотря на множество экстремальных ситуаций, произошедших за восемь месяцев плена, распорядок дня команды был один – проснулись, поели, сели в карты играть.

- Еще когда у нас была своя еда, мы готовили себе пищу сами. Первую неделю кормили и пиратов. А потом пираты сами себе стали с берега привозить коз, макароны, рис. А мы сами себе готовили. У них был свой кок, у нас – свой. Две плиты на камбузе, каждый готовит себе отдельно, - продолжает Лопачев-младший. - Выходя из Бразилии, перед длинным переходом, экипаж «Арианы» запасся провизией. Примерно месяца через полтора продукты, заготовленные на рейс, закончились. Пришлось перейти на рис, причем такого качества, которого нам раньше видеть не приходилось. Наш завтрак приносили нам в большой кастрюле. Все с одной кастрюли поели, ждем обеда. Кто на вахту, кто убивает время. В карты играли, расчертили какую-то игру, из хлеба сделали кубики для нард. Затем выпросили у пиратов DVD-ишник. За две недели десяток дисков нашей фильмотеки уже знали наизусть. Самое утомительное – это оставаться в неведении о том, что происходит на свободе. Ждем месяц, два, а оказывается - ничего не происходит…
А затем – произошло.

«Ариана» готовится к… нападению

Три месяца торгов с судовладельцем за выкуп экипажа не увенчались успехом. Пираты просили сначала 10 миллионов долларов, а судовладелец обещал только 820 тысяч. Разозленные пираты решили использовать захваченное судно, как плавбазу для нападения на мирные караваны.

- Раз хозяева не хотят давать за вас тот выкуп, который мы требуем, значит, мы берем то, что нам дают и идем в Индийский океан на «Ариане» и захватим другое судно, - рассказал о планах пиратов Сергей Лупачев. - Естественно, мы только отошли от берега, как американский военный корабль нас заметил и заставил вернуться обратно. Пираты поняли, что даже если мы и выйдем куда-то, то захватить кого-нибудь, нам все равно не дадут. Пираты решили возвращаться назад. На возвращение назад у нас едва хватило топлива, оставалось около 4,5 тонн топлива для работы дизель-генератора примерно на 6 дней работы.
Пираты не верили, что топливо заканчивается. После этой неудачной «вылазки» в море сильно пострадали капитан и старший механик, находившийся в машинном отделении вместе с Андреем Муруговым. Их сильно избили, стармех после этого еще пару дней отлеживался. А жизнь команды на судне с тех пор значительно ухудшилась. Условия содержания были ужесточены. Резко изменилось и отношение пиратов к морякам.

- Пираты, накурившись или в состоянии сильного алкогольного опьянения, за любое неповиновение или просто так, могли связать и бросить на раскаленную палубу любого. Они привязывали ноги к рукам, от чего узел затягивался крепче, и пережимались все артерии и вены, руки и ноги начинали неметь. В таком состоянии человек находился около 20 минут, затем выбирали следующую жертву. Хотя женщин не трогали, - признаются моряки.

Портрет современного корсара

…сильно отличается от привычного образа «мачо», созданного на экране. Сомалийские пираты выглядели как голодные оборванцы, одетые в потрепанный камуфляж и подпоясанные обрывками каких-то веревок.

- Судя по этим пиратам, то условия, в которых они живут, оставляют желать лучшего, - рассуждает Сергей Лупачев. - Живут в песках, в каких-то халупах. С малолетства их учат держать огнестрельное оружие, а любой конфликт с белым человеком расценивается как подвиг. Уверен, тяжелые материальные условия гонят их на такой промысел. На некоторых можно было посмотреть и сказать, что вчера они коз пасли где-то в пустыне. А сегодня взялись за оружие и вышли на охоту.

- По натуре они боязливые. Боялись даже с оружием в руках оставаться один на один с моряками, старались не поворачиваться к нам спиной. Были среди них и раздражительные, и уравновешенные, как и среди нормальных людей. Средний возраст пирата – 30-32 года. Но за 8 месяцев на «Ариане» перебывали разные бойцы – от 18 до 45 лет.

Как только пираты получили свободу действий, они устроили на судне настоящий грабеж. Рыскали по сухогрузу в поисках добычи, вскрывая потолки и переборки на судне. Многие решили «сменить гардеробчик» за счет трофеев. Причем, рядились как в мужскую, так и женскую одежду, без особого перебора, то, натягивая чьи-то рабочие шорты, то нижнее дамское белье. Естественно, искали и деньги.

- Они сразу же взломали судовую кассу, капитанский сейф, - говорит Андрей Муругов. - Там было около 8 тысяч долларов, все забрали. Затем отобрали мобильные телефоны и личные деньги у команды. У меня было долларов 520, я отдал им 120 долларов, остальное оставил себе. Предлагали им гривны еще, но они их не брали, говорили, бумага им не нужна…

Почти все пираты постоянно жевали местную наркосодержащую «травку» - так называемый кат. Это вечнозеленый африканский кустарник, листья которого используют в качестве легкого наркотика, заменителя запрещенного в мусульманских странах алкоголя. Пожевав этих листочков, человек впадает в эйфорию, ведет себя неадекватно, часто агрессивно. Однажды пираты поссорились из этого зелья, не поделили, видать. Чуть не стали выяснять отношения с помощью «калашей». Как только на горизонте появился их главарь – Мухаммед, ссора затихла, как будто ее и не было. Моряки говорят, боялись пираты своего вожака очень сильно. Наверное – «уважали», ведь Мухаммед единственный среди пиратов владел английским. Хотя за восемь месяцев общения с украинцами сомалийцы выучили пару русских слов – «спасибо» и «хорошо». Иногда и пиратам приходилось просить моряков об услугах. Например, просили дать посмотреть «Штрафбат». Язык им был вряд ли понятен, но войну и перестрелки засмотрели до дыр, что называется.

День выкупа

Это была последняя страшная страничка «принудительного отпуска» для команды «Арианы» у берегов Сомали. 10 декабря команду вывели на палубу и заставили выстроиться в шеренгу, широко расставив ноги.

- Нас должны были посчитать с самолета, - вспоминает Сергей Лупачев. - Самолет, с которого должны были сбросить контейнер, сделал несколько кругов над нами. А потом был сброшен выкуп. Мы, конечно, сначала обрадовались. На шлюпке за контейнером отправились два пирата. Они начали нырять, и мы видим, что они не могут найти посылку. Создалось впечатление, что они ее потеряли. В этот момент нас охватил ужас. Мы же понимали, что второй раз выкуп собрать уже вряд ли удастся. А пираты от разочарования могли бы запросто расстрелять команду. Эти 20-30 минут показались нам вечностью. Никто не знал, чем все закончится. Вздохнули с облегчением, когда пираты с красной капсулой поднялись на борт.

Еще сутки бандиты считали и делили выкуп, и только тогда покинули «Ариану». Через полчаса на борт с вертолёта высадились натовские военные, которые обыскали судно на предмет взрывчатки. Затем на судно доставили продовольствие и медикаменты. Еще несколько дней «Ариана» ждала, пока на судно доставят топливо. Одновременно с топливом на борт прибыли и частные охранники, сопровождавшие судно до прибытия на Большую землю.

- Пока мы шли до Омана, нас сопровождали вооруженные профессионалы. При подходе к Оману, охрана избавилась от своих автоматов, бросив их за борт. Иначе в султанате им грозил бы немалый тюремный срок, - рассказывает Александр Лупачев. – За время следования охранники нам советовали, как уберечь судно от захвата. Мы срезали несколько трапов, чтобы затруднить проникновение пиратов в случае захвата. Они давали рекомендации, что нужно делать, как себя вести во время захвата. Нужно затемнить судно, используя светомаскировку. Все время следования охрана постоянно поддерживала связь с каким-то своим центром, так что мы были под постоянным контролем. Насколько я понял – это были английские специалисты…

А на берегу освобожденных пленников с нетерпением ждали их жены и матери. Кстати, не без их настойчивости и напористости эта история закончилась практически без кровопролития и человеческих потерь. По возвращении моряки уже получили от судовладельца компенсации за моральный и материальный ущерб, нанесенный за время заграничной командировки.

- Месяцев 7-8 надо отдохнуть, проверить свое здоровье, - говорят моряки. – А дальше – посмотрим, - так уклончиво говорят о будущих своих перспективах. Ясно одно – из-за столь хлопотного путешествия пока ни один из пленников «Арианы» менять ремесло не намерен. Хотя о смене работодателя задумались многие…
Источник: Виктория ВЛАДИНА для "Цензор.НЕТ"

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі