Україна

Янукович взялся за внешнюю политику, или Вульгарная многовекторность новой команды

8 March 2010, 08:55

Подход команды Виктора Януковича к внешней политике напоминает методы сколачивания коалиции в Верховной Раде

Как ожидалось, в ситуации, когда во внутренней политике послевыборный напор «регионалов» ослабел, Виктор Янукович взялся за внешнюю политику. Хотя правильнее говорить, что то, чем он занимается, является не полноценной внешней политикой, а международной легитимацией его президентства. И из-за поверхностного понимания сути этой задачи, а также, очевидно, ввиду отсутствия пока в его команде сильных специалистов-международников Янукович стал делать шаги, которые в перспективе могут дорого стоить и ему как политику, и национальным интересам Украины

ТО, ЧТО президент со товарищи начал реализовывать во внешнеполитической сфере, можно смело назвать «вульгарной многовекторностью». Ее отличием от многовекторности обычной, заключающейся в отказе от однозначной ориентации на один из союзов или центров силы, является попытка ориентироваться на все центры силы одновременно. В основе подхода лежит глубокое убеждение, демонстрируемое «регионалами» и в Верховной Раде, что со всеми можно договориться, все имеет свою цену, и неподкупных держав, как и людей, не бывает. Справедливости ради следует признать, что первой такую модель поведения на международной арене стала демонстрировать Юлия Тимошенко, проводившая поездки в Брюссель, Москву и Париж не как зарубежные визиты, а как встречи с избирателями.


«Вульгарная многовекторность», вошедшая в обиход с первых дней после победы Януковича во втором туре, уже начала проявлять свой главный недостаток — неготовность иностранных партнеров Украины играть по таким примитивным правилам.


ЗИГЗАГООБРАЗНАЯ ПРЯМАЯ


Вопрос об очередности визитов в Брюссель и Москву, который в команде Януковича трактуют как сугубо технический, на самом деле является отражением общей логики отношения новой власти к дипломатии. Еще до выборов эксперты с самыми разными идеологическими предпочтениям были убеждены, что первым делом новый президент, кто бы им ни стал, поедет в Москву. Логика здесь простая: ехать нужно туда, с кем больше всего проблем. То, как за последние пять лет деградировали отношения Украины с Россией, угрожало не только украинским экономическим и политическим интересам, но и безопасности в регионе. Кроме того, именно в Москве, оседлав волну энтузиазма, связанного с уходом Ющенко, новый глава государства имел шансы достичь самых быстрых и очевидных результатов: от получения кредитов до старта процесса отказа от изъятий из режима свободной торговли. Тем большим было удивление, когда команда Януковича устами Анны Герман объявила, что первая поездка за пределы Украины будет в Брюссель. Сказать, что это решение вызвало недоумение в Москве, значит, не сказать ничего. В Кремле не могли себе позволить нового открытого конфликта с Киевом после всех авансов в адрес нового президента, однако настроение перед предстоящим приездом Януковича в Россию серьезно испортилось. Высокие чиновники в Кремле прямо давали понять украинской стороне, что для них очень важна психологическая составляющая отношений, и соответственно первый визит на Запад выглядит как преемственность курса Ющенко, а не желание его изменить.


По сведениям «k:», инициатива поездки в Брюссель принадлежит самим европейцам. Можно сказать, они ее фактически навязали Януковичу, желая показать, что Запад «не потерял Украину». Их союзниками в этом деле выступили Петр Порошенко и Анна Герман. Первый в стремлении сохранить за собой кресло министра просто не мог не воспользоваться шансом предложить новому президенту свой имидж «прагматичного западника». Порошенко логично вписывается в матрицу «вульгарной многовекторности», поскольку, находясь во главе внешнеполитического ведомства уже почти полгода, все еще мыслит и ведет себя как классический бизнесмен, убежденный, что эмоции и символы не должны мешать делу, а перспектива взаимной материальной выгоды всегда перевесит политические убеждения. А для Герман имидж важнее результата. Она обеспокоена тем, чтобы Янукович избавился от образа пророссийского политика, и исходит из того, что в России его и так все будут любить, что бы он ни делал.


В результате эта команда поставила Президента в крайне неудобное положение, когда стало ясно: степень обиды российского руководства такова, что визит в Первопрестольную может вообще сорваться. В Киеве не учли, что далеко не все в Москве с нетерпением ждали победы Януковича, что путинский полюс в тандемократии тяготеет к сотрудничеству с Юлией Тимошенко, а к «регионалам» относится со смесью недоверия и пренебрежения. В итоге, чтобы избежать срыва самого процесса налаживания диалога с Россией, Янукович вынужден был пойти на большую уступку — отказаться от встречи с руководством НАТО. Такой маневр не поняли на Западе: как можно находиться в Брюсселе и отказаться от переговоров с менеджментом альянса, являющегося многолетним партнером Украины? Особенно странно этот шаг выглядел на фоне регулярных встреч между генсеком НАТО и руководством России. Однако, по информации «k:», таков был сигнал, поступивший из Москвы и содержавший однозначный намек на то, что беседа с натовцами в Брюсселе создаст долгосрочные проблемы Януковичу в общении с российской правящей элитой. И как только в России увидели, что Янукович учел их мнение, Михаил Зурабов вручил ему верительные грамоты, а подготовка к приему украинского президента в российской столице вошла в стандартное русло. Впрочем, на момент выхода номера статус предстоящего визита был все еще неясен — то ли официальный, то ли рабочий (о его понижении со ссылкой на кремлевских чиновников написали российские СМИ). И это говорит о многом.


ГЛАВНЫЙ РОЯЛИСТ


То, что поездка в Брюссель будет бессодержательной, было ясно с самого начала. Похоже, Янукович сам не понял, до какой степени это верно, если в интервью Би-би-си сказал, что через год Украина получит безвизовый режим с ЕС, хотя речь идет лишь о том, что за это время должна быть представлена «дорожная карта» достижения такого результата, как отмена виз для украинцев. Конечно, Президент сказал европейцам то, что они хотели услышать. И в этом смысле Анна Герман выполнила свои задачи. Какая от этого практическая польза для Украины — большой вопрос. Неслучайно в поездке Януковича сопровождало в два раза больше журналистов, чем чиновников, готовых обсуждать сотрудничество с ЕС в конкретных областях. (Для сравнения: Медведев повез с собой 1 марта в Париж целый самолет министров, руководителей госкорпораций, бизнесменов и чиновников регионального уровня.)
Уже понятно, что визит в Москву будет таким же насыщенным пиаром и бедным практическими результатами. Хотя само по себе возобновление диалога на высшем политическом уровне, который был заморожен в последние два года по инициативе России, уже будет важным достижением. Но при хорошей подготовке приезд в российскую столицу мог бы принести и другие дивиденды. Однако серьезно прорабатывать визит команда Януковича не могла — всю неделю она занималась коалицией, считая, что главное — это показать Москве, что они — новая власть, а о конкретике говорить можно будет и позже.


Серьезной проблемой украинских политиков, исповедующих принципы «вульгарной многовекторности», является убежденность в том, что можно совершенно безнаказанно говорить в Киеве одно, в Москве — другое, а в Вашингтоне — третье. Что «регионалы», что «бютовцы», похоже, убеждены, будто единственно верная линия поведения — это быть большим роялистом, чем сам король, — то есть пытаться в Москве выглядеть коренным славянофилом, а в Брюсселе — убежденным западником. И пока украинская элита не избавится от подобных иллюзий, ее никто не будет воспринимать всерьез. Чем дальше, тем больше и в России, и на Западе будут утверждаться в мысли, что гораздо разумнее решать «украинский вопрос» в диалоге друг с другом, чем на встречах с украинским президентом, путающим их с обычными избирателями.


ПАВЕЛ ЯРОВОЙ, Комментарии

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі