Україна

"Тимошенко ест гречку и сыр. И при этом все держит в голове", - Кужель

23 April 2010, 11:18

Среди трех больших клетчатых сумок сидит в своем кабинете руководитель аналитического центра ”Академия” 56-летняя Александра Кужель. После увольнения с должности головы Госкомпредпринимательства она собрала вещи и переехала на третий этаж офисного здания на столичном просп. Победы около метро Нивки.

Бесплатно помещение предоставил вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко. Кужель — его заместитель по партии ”Сильная Украина”. На ее рабочем столе — фото улыбающегося молодого Тигипко. Как-то он просил убрать карточку. Александра Владимировна ответила: ”Иди в свой кабинет, там командуй!”

Разговаривает по телефону с предпринимателем из Сум о своем преемнике Михаиле Бродском:

— Это преступление, что Бродский ликвидировал госкомитеты в регионах! Разговаривала с Кинахом, сейчас готовлю ему письмо, Тигипко. Сделаю все, что смогу.

Кладет трубку. Приглашает присесть на диван. Продолжает говорить на русском.

— Звонили из Сумской ассоциации предпринимателей. Люди в шоке, — пересказывает разговор. — 12 апреля Бродский подписал приказ из ликвидации всех региональных представительств Госкомпредпринимательства. Теперь все с обращениями и жалобами — к батюшке-царю. Никто до такого маразма не доходил, как Бродский, — улыбается. — Ассоциация предпринимателей и другие общественные организации — все жалуются, что он не принимает людей. Запрещено заходить к нему в приемную. Избирательно с кем хочет, с тем и разговаривает.

Это только его методы работы или новой власти в целом?

— Есть претензии к Николаю Азарову, потому что те задачи, которые он поставил, некорректны по отношению к бизнесу. Дано жесткое задание налоговикам и таможенникам — побольше денег в бюджет любой ценой. Малый бизнес не просто притисняют, его разрывают.

Будет ли Виктор Янукович проводить реформы?

— Придется. Если останется такая политика, которую сейчас проводит правительство Азарова, у Януковича нет будущего. Думаю, у него абсолютная нацеленность на проведение реформ. Другой вопрос — способно ли существующее правительство на это? Ведь много должностей в нем чиновники получили, как расчет за услуги в предвыборной кампании. Хотя правительство на уровне вице-премьеров имеет мощных профессионалов. Сильный Яцуба, Попов. С симпатией отношусь к Шуфричу — в нем есть драйв. Все другие для меня темные лошадки. Не знаю, что от них можно ожидать.

Как должно действовать правительство, чтобы малый бизнес и в период кризиса мог развиваться?

— Нужно сохранить Госкомпредпринимательства как единственный орган, осуществляющий регуляторную политику. Нужно сохранить фонд поддержки предпринимательства. Кабмину в первую очередь нужно провести аудит собственных затрат. А они пошли самым простым путем — хотят сократить пенсию работающим пенсионерам на 50 процентов. Кто им дал право? — повышает голос.

Такие требования Международного валютного фонда.

— Не может этого требовать МВФ. Это ложь! Если пенсионер получает заслуженную пенсию, а ему не хватает на жизнь, если кому-то на лекарства не хватит, на протезирование? Человек преклонных лет идет работать сторожем не от сытой жизни. Кто дал право забрать у него половину пенсии? Нужно провести другое решение: чтобы все члены правительства, депутаты, служащие, администрация президента и головы администраций, не получали пенсию, если работают. Сэкономленной суммы хватит на всю страну. Потому что пенсия Азарова — около 20 тысяч гривен. Такая же у Слауты, Яцубы. А для тех, кто получает 800 гривен, это смерть.

Вы — человек Сергея Тигипко. Почему он вас не отстоял в Кабмине?

— Я об этом не спрашивала — это как сыпать соль на рану. А ответил на этот вопрос Бродский. Когда мы его представляли, он сказал мне: ”Кужель, ты была обречена. Я хотел твой комитет”.

Вам предлагали какую-то другую должность в правительстве?

— Нет. Меня воспринимают как члена команды Тимошенко. Помню, в день ее отставки она попросила меня зайти в кабинет. Посадила и говорит: ”Александра Владимировна, благодарю за работу. Вы сделали даже больше, чем я ожидала. С вами было уютно работать, вы профессионал”. У меня аж слезы подошли. Сказала, что бизнес будут уничтожать. Поэтому если у меня есть возможность, нужно остаться в правительстве. Но если не удастся, чтобы шла в ее команду.

Что конкретно Тимошенко предложила вам?

— Войти в первую десятку списка. Пообещала финансировать мой аналитический центр. Но есть проблема — бизнес боится оппозиции. Любой — этой, другой. И бизнесмены начали мне звонить и говорить: ”Только не иди в оппозицию, потому что мы сдохнем”. Если кто-то из бизнесменов обратится за помощью к оппозиции, его разорвут.

Поэтому вы остались с Тигипко? Потому что он теперь при власти?

— Не потому, что он при власти, а потому, что я 10 лет с ним в команде.

Почему при премьерстве Тимошенко так ухудшилась экономическая ситуация?

— Господь больше других испытывает тех, кого любит. Ей ”повезло” оказаться премьером в экономический кризис.

Новые правительственные чиновники говорят, что им оставили пустую казну, внешние долги.

— Так они их берут опять. Если бы можно было не брать. Критиковать всегда легче.

Какое политическое будущее у Тимошенко?

— Она сильная личность. Нет ни одного мужчины, который бы равнялся ей по силе духа и работоспособности. Помню, возвращались с ней из командировки. Приземлились в две ночи. При этом в самолете работали все время. И здесь звонок — приехала делегация, ее ждут. Говорит она: ”Ну что же, еду”. Я утром спокойно иду на работу. Уверена, что Юлия Владимировна приедет в Кабмин позже. А мне говорят — в 9.30 совещания у Тимошенко. Я была поражена.

Как же она набиралась сил?

— Я не знаю. Пыталась понять, какой у нее стержень. Тем более на вот таких каблучищах, — показывает размер высоких каблуков Тимошенко. — Видела, как она ест. Одна гречка, немного сыра. Не позволяет себе и грамма спиртного. Никаких мясных салатов. При этом у нее замечательная память. Все держит в голове. Начиная с ”Нефтегаза” и заканчивая аграрным фондом. Поэтому не списывайте ее. Пусть каждый из них — Мартыненко или Яценюк — достигнут хотя бы 30 процентов того, что есть у Тимошенко. А затем на что-то претендуют.

Но депутаты от нее идут теперь в новую коалицию.

— О Януковиче после 2004 года тоже говорили, что он — сбитый летчик. И что? У Тимошенко в настоящий момент есть замечательный шанс очистить команду. Юлия Владимировна даже с 30 людьми будет сильнее, чем некоторые с сотней, потому что она умеет организовать работу, у нее замечательная интуиция и обоняние. А Украине нужна сильная оппозиция. Не будем иметь оппозицию — будем иметь диктатуру.


 


 

Кучма называет ее Шурочкой


В 1990-х Александра Кужель занималась бизнесом и стала народным депутатом. В 2007 году работала заместителем министра регионального развития и строительства Владимира Яцубы. Тогда же вступила в Партию регионов.

Первый раз головой Госкомпредпринимательства 10 лет назад ее назначил Леонид Кучма. Он называл ее Шурочкой. Теперь так к ней обращаются почти все друзья. А во второй раз в 2009-ом в Госкомпредпринимательства пригласила Юлия Тимошенко. Из-за этого Кужель исключили из ”Регионов”.

После обоих увольнений ее пристраивает Сергей Тигипко.

— Он предложил мне работу, когда я сидела дома после первого увольнения из Госкомпредпринимательства. Сказал: ”Саша, я выделяю средства, есть полгода — создавай аналитический центр. Получится — хорошо. Нет — продолжишь заниматься домашним хозяйством”. Дал машину, нанял водителя. Через полгода центр вышел на самоокупаемость.

 
             
     

Первая шуба была из хорька

Кужель часто посещает показы мод, премьеры фильмов, светские мероприятия. Коллекционирует бижутерию и платочки. Когда депрессия, покупает сумочки и туфли. По магазинам ходит сама. Любит носить меха. Первую натуральную шубу за $1 тыс. приобрела в 1994 году — из хорька, до пола, с капюшоном.

Последние три года предпочитает одежду немецкой марки ”Эскада”.

     
             

Ольга СМАЛЮХИВСКАЯ, Анастасия РЯБОКОНЬ

Gazeta.ua

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі