В 2011 году в своем обязательном обращении к парламенту Виктор Янукович обрисовал свое видение ситуации в стране. Что характерно: слово "стабильность" глава государства не употреблял. Зато в число фаворитов попала "модернизация" – в лучших "лексических" традициях руководства соседнего государства.
Обращаясь недавно к Верховной раде, президент рассказывал о том, как живет Украина и что с нашей страной должно быть дальше. Более традиционное по форме, чем в прошлом году (тогда парламентское мероприятие было совмещено со "стодневкой" нового гаранта и перемещено во Дворец "Украина"), послание политикумом было встречено ожидаемо неоднозначно. Сторонники главы государства отмечают "оптимизм" Виктора Януковича и его способность к самокритике. "Обращение было очень смысловым, оптимистичным и нацеливающим на выполнение задач", - заметил министр образования, науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник. Противники не готовы простить официальному лидеру нации минимальное присутствие в тексте конкретики и отсутствие стратегического подхода к провозглашению целей. "В послании не было настоящей стратегии, настоящего переживания за каждый ее пункт, понимания того, что делать со страной сегодня, завтра, послезавтра, через год, через два года", - сочла Юлия Тимошенко. А в целом же можно заметить, что риторические приемы и подбор слов в главных речах президента подчиняются уже несколько иной логике.
Одним из интереснейших, с точки зрения экспертов моментов речи гаранта, стал отказ от ссылок на зависимость бед нынешней власти от деяний предшественников. Вместо того, чтобы живописать недостатки былого руководства государством Виктор Янукович использовался другой прием – популярный, между тем, и у Николая Азарова. Возможно, ссылаться на былое сейчас уже не принято, или власть предержащие спешат вписать Украину в мировой контекст, но факт – есть факт. "Мы должны понимать, что политика глубоких изменений будет проводиться в условиях глобальной мировой нестабильности, новых кризисов и новых угроз…", - уточнил Виктор Федорович, не без подробностей перечислив сложности мирового уровня. И тем самым не только подчеркнул масштабы свалившихся на плечи власти проблем, но и обеспечил оной пути для отступления. Ведь в случаях невыполнения поставленных задач всегда можно сослаться на "глобальную мировую нестабильность".
Пока по всему миру победно шагает пресловутая "нестабильность", в Украине, похоже, изменилась ситуация со стабильностью. Во всяком случае, одно из любимейших еще недавно представителями власти слов Виктор Янукович в тексте обращения к народным депутатам использовал всего лишь дважды. И оба раза – не в контексте внутренней политики, а во внешнеполитическом ключе. Поводов для подобной смены риторики может быть множество. Простейшее объяснение – в высших эшелонах власти могут считать, что обещанная стабильность была уже достигнута. В пользу такой теории может говорить тот факт, что модное в политсреде словечко представители правящего лагеря чаще всего упоминали в контексте укрепления властной вертикали. А вот успехи в этом действительно трудно подвергнуть каким-либо сомнениям. С другой стороны, вне "организационного момента" в стране стабильность отыскать не так уж и просто. Что тоже может послужить причиной не желать лишний раз дразнить массовое сознание, взбудораженное ростом цен и обещанными непопулярными новшествами…
Партнер "стабильности" по дежурным заявлениям – "реформы" – по-прежнему пользуются популярностью у главы государства. Как подсчитали наблюдатели, именно это слово в ходе выступления президент употреблял чаще всего – 26 раз. Кроме того, Виктор Янукович не обошел вниманием "ресурсы", "инновации", "инвестиции". Но пристальный интерес окружающих вызвала тяга гаранта к слову, так популярному у властей соседнего государства – "модернизация". Собственно, президентский доклад называется "Модернизация Украины – наш стратегический выбор".
Назвать модернизацию в полной мере новым словом в политическом лексиконе Виктора Федоровича было бы неправильно. Да и сам президент, употребив его в послании к парламенту впервые отдельно сослался на предыдущий опыт. "Я откровенно говорил (обращаясь к нации в прошлом году, - "Подробности") о том, что изменения, в которых нуждается наше общество, требуют от нас концентрации усилий, доверия и терпения. И подчеркивал то, что наш выбор – модернизация Украины, - безвозвратен" И в самом деле, 3 июня 2010 года глава государства "предлагал "курс глубоких реформ и системной модернизации страны". Тогда "волшебное слово" и его производные прозвучало пятнадцать раз. В 2011 году – лишь семь. Но сами акценты и его настойчивое повторение в более краткой речи привлекли сейчас куда больше внимания.
В первую очередь, можно отметить, что новое слово-фаворит гарант был склонен употреблять в разнообразных контекстах. "Через" модернизацию глава государства ссылался на собственные обещания, задавал риторические вопросы, ссылался на гуманистическое развитие, экономику, производство и даже отдельно пообещал модернизировать канал "Культура". В одночасье модернизация превратилась практически в такую же риторическую "палочку-выручалочку", какими на протяжении предыдущего года были извечные "стабильность" и "реформы".
Тяга к использованию президентом "старого нового" слова не прошла незамеченной. Некоторые специалисты допускают, что такая смена речевых привычек может объясняться плавной коррекцией курса. "Из доклада президента, где употребляется не "реформа", а "модернизация", и уже поэтому совершенно очевидно, что реформы в Украине невозможны", - полагает советник главы государства политолог Дмитрий Выдрин. Подобная трактовка президентских высказываний может предполагать, что не только на смену одному звучному слову придет другое, но и что за "модернизацией" может стоять другая политика – не коренные изменения, а "рихтовка"существующих порядков, затеянная под нужды политического момента.
С другой стороны, эксперты не спешат похвально относиться к новому курсу президента и потому, что президентские предложения отличались крайне неровной конкретикой. "В выступлении делались акценты на технические и технологические составляющие, но без внимания остались политические и социальные проблемы модернизации", - отмечает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Характерен в этом отношении перечень ресурсов, необходимых, по словам главы государства, для экономического развития. В том, что дерегуляция может стать прорывом – сомнений возникает немного. А вот в чем принципиальная "модерновость" идей спасать экономику за счет приватизации и продажи земель – все-таки неясно.
Но самым интересным для наблюдателей моментом модернизационного крена Виктора Януковича остается тот факт, что вокруг подобных тезисов в последние годы свои "стратегические" заявления строит президент Российской федерации. Статус одного из ведущих поклонников модернизации за Дмитрием Медведевым закрепила, в том числе, еще в 2009-м программная статья "Россия, вперед!", где глава РФ предвосхитил и многие тезисы, и аргументы, озвученные главой украинского государства в апреле 2011 года.
Риторическое единообразие лидеров двух странах выглядит настолько впечатляюще, что эксперты готовы завести речь об идентичности технологий. "В нем (в послании, - "Подробности") сильно ощущается влияние президентского экспертного окружения. Тех советников и технологов, которые формируют и отвечают за теоретическую и практическую базу Януковича. И еще – российских, прокремлевских сайтов. Все эти разговоры о модернизации московское экспертное сообщество обсуждает уже целый год", - предполагает директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко. Трудно сказать, что именно может стоять за такой узнаваемостью высочайших речей – общность ситуации, общие политтехнологи, наконец, желание украинских властей следовать примеру властей российских а-ля "И чтоб не хуже, чем в Москве"… Но отрицать сходство не то, что программных тезисов, но и отдельных аргументов затруднительно. "Проблема заключается не в том, что есть какие-то силы, которые против этой модернизации, а в том, что для значительной части чиновников и, к сожалению, бизнеса - это пока проходная такая вещь, это не вошло в головы", - Дмитрий Медведев образца сентября 2010 года. "Бюрократизированная государственная машина, которая выживала при любой власти, по инерции пытается сохранить свои привычные механизмы управления, свои административные возможности и коррупционные схемы теневого зароботка. Национальный бизнес, как большой, так и малый, пока что занимает выжидательную позицию: или критика, или наблюдателя", - а это уже цитата из послания президента Украины.
При некотором сходстве ситуации в двух постсоветских стран, общность используемых управленческих "рецептов"в аналогичных ситуациях, пожалуй, не вызывает удивления, особенно, если учесть, что Виктор Янукович, похоже, во многом ориентирован на построение в Украине властной модели российского образца. Но использование схожих заготовок даже в публичных выступлениях заставляет задуматься о том, что времена Леонида Кучмы и его геополитических выводов "Украина – не Россия", могут отойти в прошлое. Однако при этом можно допустить, что, глядя на стратегического партнера, наша страна может в некоторой степени спрогнозировать свое будущее. У соседей к модернизации относятся не без прохладцы, даже с учетом того, что оной занимаются специальные комиссии. Впрочем, о том, как "это" делают в Украине, мы можем узнать уже в ближайшие месяцы. Глава Администрации президента в интервью "Корреспонденту" пояснил, что "впереди реализация программы модернизации государства. Этому будет посвящен 2011 год". А если модернизировать 2011-й не получится, кто знает, может, найдется еще какое-нибудь приятное слово?..
Ксения Сокульская, Подробности



















