Украина. Коалиция имени Франкенштейна

13 November 2007, 07:29

Очередная попытка создать «оранжевую коалицию», куда отдельных депутатов тащат чуть ли не силой, снова затянулась и напоминает сшивание грубыми стежками монстра Франкенштейна – раздираемого противоречиями существа без будущего. 

СМИ в помощь!

На днях, пребывая в Харькове, Виктор Ющенко решил объяснить украинским журналистам, о чем им писать не следует, а о чем – просто необходимо:
     
     «Просил бы СМИ не формировать политику, которая дискредитировала бы режим политического диалога среди политических сил – прежде всего тех, которые выиграли выборы в Верховную Раду, – и помогать Президенту формировать ту новую политическую культуру, которая привела бы украинский парламент к конструктивной деятельности…» - озвучил свой взгляд на журналистику Виктор Андреевич.
     
     Это даже не пресловутые «темники» времен Кучмы, которые в свое время так обличал Ющенко. Это гораздо бессовестней, потому что «темниками» инструктировали тайно, оглядываясь. В эпоху развитой «оранжевой» демократии они больше не нужны – вождь нации лично, открыто и не таясь, учит прессу правильно освещать события в стране.
     
     Что ж, можно было бы покривить душой и пойти навстречу пожеланиям Виктора Ющенко. Наваять оду очередной «победе народа», воспеть воссоединение «демократических сил» и сложить балладу о начале новой эры.
     
     Но думается, что сколько бы СМИ не тужились «формировать новую политическую культуру», никакой «конструктивной деятельности» в новой Верховной Раде не будет. Потому что главным препятствием этого являются те самые «демократические силы» - то есть НУНС и БЮТ. Которые вот восемь или девять месяцев не могут разделить между собою портфели и сферы влияния.
     
     Именно столько времени длится их вторая по счету коалиционная эпопея. Поскольку о своем новом союзе «Наша Украина» и БЮТ заговорили еще до первого указа о роспуске парламента. Тогда же бегавший по улицам, всегда запаренный Юрий Луценко торжественно поклялся войти всем составом «Самообороны» в коалицию со своими бывшими соратниками по Майдану.
     
     Всю весну и всё лето стороны проводили встречи и консультации, склеивали блоки, торжественно подписывали какие-то декларации. Регулярно обещая вот-вот объявить миру о создании коалиции: то на первый день после выборов, то после подсчета голосов, то после официального объявления результатов, потом «в следующий понедельник», а теперь уже «на первой сессии». Одним словом, история 2006 года повторяется.
     
     «Кто подписал? Я подписал?»
     
     Еще не закончив толком раздел портфелей, БЮТ и НУНС столкнулись с новой проблемой: не все их депутаты пожелали поставить свои подписи под заявлением о создании «демократической коалиции».
     
     Большая любовь «оранжевых» к всевозможной бюрократии известна. Они просто не мыслят своей деятельности без кипы разнообразных деклараций, соглашений, меморандумов и универсалов, без президиумов, комиссий и «рабочих групп».
     
     Поэтому досрочный сбор подписей за коалицию не удивляет – хотя понятно, что это не столько юридическая процедура, сколько метод психологического давления на депутатов и особый вид политического пиара перед избирателями (мол, процесс пошел!).
     
     Однако даже такой декларативный шаг согласились сделать не все. Сбор подписей затянулся – что уже весьма красноречиво говорило об отношении раздумывающих и несогласных к идее «оранжевой коалиции». Так, немало пришлось побегать за Юрием Ехануровым и Виктором Топаловым.
     
     Затем и вовсе случилась заминка: подписи целого ряда членов НУНСа так и не удалось получить. В числе их оказались министр иностранных дел Яценюк, Владимир Стельмах, а особым упрямством отличился почетный пенсионер Иван Плющ, занимающий должность секретаря СНБО вопреки всем законам и решениям Конституционного Суда о возрастном ограничении.
     
     Подписи Плюща до сих пор нет. Кроме того, вызывает сомнения наличие подписей других «упрямцев», поскольку об их существовании известно только со слов их коллег-депутатов. А они могут и несколько «преувеличить», чтобы не ударить в грязь лицом перед прессой.
     
     По той же причине репортерам пояснили, почему сбор подписей вызвал такие проблемы: мол, тот в отпуске, тот в командировке, тот заболел, а тот еще не решил, будет ли депутатом. Видимо, до 15 ноября (предположительный день открытия новой сессии) мы услышим еще немало оригинальных отмазок.
     
     Учитывая, что общее количество членов фракции БЮТ и НУНС составляет только 228 мандатов, то становится понятным, почему каждый из них так важен для «оранжевой коалиции». Ведь всего трое «отказников» сделают невозможным само ее существование. Владимир Литвин же, в результате жадности «оранжевых», пока что не спешит в нее войти.
     
     Спасти ситуацию могла бы тотальная дисциплина, которую устроила у себя в блоке Юлия Тимошенко. Однако многие «нашеукраинцы» категорически не хотят превратиться в безмолвных статистов, управляемых волей вождя. Поэтому, к примеру, одним камней преткновения между НУНС и БЮТ был вопрос об императивном мандате. Против него выступали Владимир Стретович, Николай Катеринчук, Юрий Костенко.
     
     И это тоже наводит на мысль, что часть президентской команды имеет свое собственное видение политических раскладов, в которых они хотели бы участвовать без опасения быть изгнанными из фракции и парламента.
     
     Каких именно? Нет, речь идет не только о гипотетической «широкой коалиции», в которую вот уже месяц как напрашивается Партия регионов, теряя при этом свое лицо. Дело в том, что даже «коалицию демократических сил» ее потенциальные участники понимают каждый по-своему, преследуя собственные интересы.
     
     Кто в доме хозяин?
     
     Вопреки сложившемуся мнению, реально Украиной управляют не те «говорящие головы», которые чуть ли не еженедельно мелькают в гостях у Шустера и от которых развитие коалиционной эпопеи зависит ненамного.
     
     Наибольшим влиянием на украинскую политику, особенно внешнюю, имеет «Вашингтонский обком». Это неудивительно, учитывая, что жена Президента – бывший работник Госдепартамента, что «оранжевую революцию» активно поддержали США и их европейские сателлиты и что украинские национал-патриоты уже давно имеют вассальные отношения с «мировым оплотом демократии».
     
     Второй реальной властью являются бизнес-группы и «кумовские кланы», которые пытаются делать в Украине политическую и экономическую погоду. Кто-то из них держит оборону в занятой нише, кто-то атакует конкурентов, стремясь отхватить заводик или власть.
     
     Для этого давно уже не используются киллеры в масках или бригады «братков» на «джипах». Нет, сейчас передел сфер в Украине проводится цивилизованно - с помощью подминаемого под себя закона. Для чего нужно иметь под рукой эффективный юридический инструмент: начиная от собственного Кабмина или Секретариата и заканчивая «собственными» судами. Последние вообще стали универсальным орудием, полезным на все случаи жизни: и для разборок в высших эшелонах власти, и для банального рейдерства.
     
     Поэтому для правильного понимания политических процессов в Украине, в том числе и процесса мучительного создания «коалиции демократических сил», следует учитывать, что это зависит от того, как договорятся группировки и «кланы» и какую комбинацию благословит Вашингтон.
     
     Формат коалиции будет обозначен, прежде всего, интересами тех, кто ее создаст. Если обобщить ситуацию в общих чертах, то можно выделить пять «групп», которые сейчас борются за власть в парламенте и Кабмине.
     
     Во-первых, это «донецкие» (условно), представленные Партией регионов. Которые в настоящий момент, судя по всему, панически стремятся хотя бы сохранить свои позиции в бизнесе и власти, вступив в «широкую коалицию».
     
     Во-вторых, это Блок Литвина, которому, как часто писали, покровительствует известный бизнесмен Виктор Пинчук – во всяком случае, Владимир Михайлович не слезает с экрана его телеканала
ICTV. Бизнесмены, сделавшие своим представителем в парламенте Литвина, тоже не хотят передела.
     
     В-третьих, это одна из группировок внутри НСНУ, в которую входят ветераны «Нашей Украины», в бытность свою работавшие с Леонидом Кучмой. Это и Порошенко, и Ехануров, и Плющ, и многие другие. Похоже, что им тоже не нужна война за сферы – вот почему они склоняются к идее «широкой коалиции».
     
     В-четвертых, это «ястребы» НСНУ, в число которых входят молодые и амбициозные политики, уже видящие себя если не «вождями нации», то хотя бы владельцами фабрик, заводов, газет, пароходов. Для них передел – желанный процесс, в котором они бы охотно поучаствовали.
     
     Возможно, что на них также ставят те из крупных украинских бизнес-групп, которые хотели бы оторвать для себя крупные куски у «донецких», у «харьковских», а также у россиян – что ярко демонстрирует попытка отнять у татарских нефтяников Кременчугский НПЗ.
     
     По всей видимости, их поддерживают экономические и политические компрадоры из числа национал-патриотов, для которых грядущий передел означает войну не только с «донецкими», но и с «москалями» - а последнее для них является просто смыслом их существования.
     
     Пятая группировка – это БЮТ и союзные ему бизнес-группы, которые никогда и не скрывали своего желания перекроить украинский пирог в свою пользу. Более того, именно лозунгу «отнять и разделить» Юлия Тимошенко в основном и обязана своей популярности.
     
     Неясна только позиция «закарпатских», которые перебрались в Киев, под крыло Виктора Балоги. Поскольку позиция главы Секретариата, сумевшего сделать эту должность практически второй во властной иерархии, довольно туманна.
     
     То ли он за широкую коалицию – а значит, хочет мира, а не передела. А может быть, «закарпатские» просто не хотят ни с кем делиться, и прежде всего, с амбициозной командой Юлии Владимировны. Поэтому Банковая не приветствует коалицию с БЮТ на тех условиях, которые выдвигает Тимошенко.
     
     Действительно, ведь вариантов «коалиции демократических сил» может быть, как минимум, два. В первом доминировать будет БЮТ, который поделится постами с «ястребами» из НУНСа.
     
     Нетрудно догадаться, что такая коалиция и такой Кабмин постараются постепенно удалить со сцены Секретариат как лишнее звено. Благо прецедент в истории есть: в 1868 году в Японии, под предлогом возвращения власти императору, упразднили сёгуна.
     
     На экономическом же фронте начнется широкомасштабный захват под предлогом «возвращения собственности государству». И тому, кто не успеет поклониться «государыне» заводиком или еще чем, лучше будет делать ноги. Потому что не исключено, что будут сажать – и не только для того, чтобы конкуренты были сговорчивей, как в 2005-м. Ведь тогда может начаться паника, и многие лакомые куски, спешно продаваемые бегущими из страны владельцами, резко подешевеют.
     
     В другом варианте «оранжевой коалиции» будет доминировать НУНС. Если быть еще более точным, то возможны даже варианты «2-а» и «2-б». В первом верх возьмет вышеупомянутая группировка «ветеранов» номер три, вернув Украину в эпоху правительства Еханурова.
     
     Во втором верховодить будет Банковая, которая еще больше усилит свою власть и влияние, используя их, помимо прочего, и для реализации своих интересов. Ведь получить лакомый кусок можно не только отняв его у кого-то: можно просто получать «бакшиш», защищая слабых от агрессивных хулиганов. Например, держа на поводке БЮТ.
     
     Поэтому главная причина затягивания коалиционной эпопеи – это борьба за то, какому именно из двух (даже трех) вариантов коалиции быть.
     
     Мама, не горюй!
     
     Когда именно НУНС и БЮТ таки разродятся официальным соглашением об образовании своей «коалиции демократических сил», можно только догадываться. Может быть тогда, когда одна из сторон, наконец, возьмет верх. Может быть, когда они договорятся соблюдать паритет и не делать резких шагов – что более вероятно, так как вряд ли БЮТ или Банковая так быстро сдадутся.
     
     Впрочем, времени у них предостаточно. Поскольку Верховную Раду шестого созыва, согласно Конституции, можно будет распустить не раньше, чем через год. Даже если она не породит коалицию.
     
     Однако долго ли продержится такое равновесие? Надо полагать, что максимум – несколько месяцев. После чего стороны начнут перетягивать канат на свою сторону: сначала проведя разведку боем, а потом перейдя в крупное наступление.
     
     Это неизбежность, потому что просто бестолково сидеть в кресле и руководить скучными чиновниками может понравиться разве что патологическим бюрократам. А у политиков, бизнесменов и бизнесменов-политиков душа горит, требуя масштабных действий. У группировок есть интересы (обозначенные выше), и они просто вынуждены пытаться их реализовать.
     
     Вопрос только в том, приведет ли это к пересмотру условий соглашения – то есть переформатированию коалиции варианта №2 в коалицию варианта №1 (или наоборот), либо к ее полному распаду?
     
     Думается, что для Тимошенко выгодны самые радикальные шаги: бороться за свое доминирование, даже если это будет грозить распадом коалиции. Потому что тогда у Юлии Владимировны будет хороший повод обвинить во всем «любих друзів» - и уверенно пойти «здобувати» президентское кресло. А уже тогда в Украине начнется такое, что «мама, не горюй!».
     
     Владимир Литвин, к примеру, высказал убеждение, что новая Верховная Рада просуществует не более полутора лет – только до следующих президентских выборов. Если подобной оценки придерживаются и другие члены парламента, то никто никакие коалиционные соглашения свято соблюдать не будет – начнутся «кидания», конфликты, пляски на телах конкурентов, демарши. Словом, полная Махабхарата.
     
     «Все сказанные слова и все подписанные заявления политиков ничего не стоят, потому что в украинском политикуме пообещать и кинуть - это признак наивысшего пилотажа», - сказал Литвин, поясняя позицию своего блока, который отошел от коалиционного процесса.
     
     По всей видимости, Блоку Литвина отказали в большинстве притязаний, пояснив, что обойдутся и без него, – и Владимир Михайлович обиделся. А учитывая, что вообще-то он только лишь представляет солидную бизнес-группу, то это значит, что не Литвина «послали», а отказали в участии во власти целому «клану».
     
     А может быть, так было задумано: Блок Литвина как бы обижается и отходит, а у НСНУ и БЮТ не хватает нескольких голосов для избрания Юлии Тимошенко премьер-министром. А потом НУНС, «литвиновцы» и регионалы дружно избирают главой Кабмина Еханурова. Тоже ведь вариант: и «коалиция демократических сил» образована, и Тимошенко не у власти.
     
     Правда, нетрудно догадаться, что в тот же день БЮТ просто выйдет из коалиции, плюнув на ступени Банковой.
     
     Словом, ни одного долгосрочного коалиционного проекта пока что не предвидится. А все эти переговоры и подписные кампании затянулись настолько, что многие уже вообще сомневаются в том, будет ли вообще в парламенте шестого созыва создана хоть какая-нибудь коалиция – хотя бы «на час».

 from-ua

http://kiev.vlasti.net

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі