Україна

Политнюанс недели. Небесная пустота

26 November 2007, 09:18

Что бывает, когда наверху – пустота? Ни Бога, ни оппонентов…Скоро узнаем. День Свободы, открытие ВР VI созыва и траурные мероприятия в 75 годовщину Голодомора, спрессовавшиеся в три дня, так возбудили политические умы, что лидеры дали волю языкам. И оказалось, что они считают друг друга, мягко говоря, нелегитимными. Песенка, конечно, старовата, но она объясняет удивительную легкость в мыслях и чувствах, наблюдаемую в последнее время. А также – позволяет хотя бы приблизительно просчитать сценарий развитий событий.

ШАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ

Революционеры скандировали, мол, свободу не остановить. Вот она и ушла. Остались воспоминания. У кого какие – отдельный вопрос. Экс-вождям Майдана не до прошлого: по сердцам бьет копытом будущее. Революция, после дважды римейка от ЮВТ, однозначно не покатит, да и эффект от нее нулевой, а вот очередные досрочные выборы вызревают реально и зримо. Еще чернила под присягой не обсохли, а свежеиспеченные депутаты драматическим шепотом поведывали о новом марафоне.

Косвенно слухи о новой «досрочке» подтверждаются размахом траурных мероприятий, посвященных жертвам Голодомора. Вроде бы Президент всегда был неравнодушен к подобным действам, но тональность его выступлений 24 ноября удивила даже соратников. Столь резкие выпады в адрес РФ, пусть и завуалированные, да еще и на фоне непростых газовых переговоров могут свидетельствовать как о стремлении Банковой лишний раз показать россиянам свое «фе!», так и о серьезных прикидках на 2008 год (и мобилизации электората). Потому что иных шансов остаться во власти у Виктора Ющенко нет.

Двери парламента были закрыты и внутри все было мертво и безжизненно, а глава государства уже знал, что ему эта Рада не понравится. О чем не замедлил проинформировать «маленьких украинцев». По словам Виктора Андреевича, высший законодательный орган страны – источник дестабилизации, более того – всегда был таковым. В переводе на общеупотребительный язык, вместо того, чтобы получить «оранжевую» и пластичную его планам коалицию, Глава государства вынужден выбирать между Виктором и Юлией, то есть, двумя самыми сильными конкурентами на президентских выборах. Судя по колебаниям «генеральной линии» Виктора Ющенко, сотрудничать он не хочет. Во-первых, альянс с БЮТ означает прямую зависимость от Юлии Тимошенко. НУ-НС показательно раскололся, а Юрий Луценко не стал скрывать своих политических симпатий. Во-вторых, конструируя широкую коалицию, Президент получал реальную власть и усиливал влияние, однако терял электорат. Это ему «на пальцах» втолковала Юлия Владимировна в День Свободы, на тайном рандеву. После которого пакт об «оранжевой» коалиции подписали все.

БОНУСЫ ДЛЯ ТОНУСА

Наутро, впрочем, выяснилось, что нет. Конечно, можно «повестись» на гневные обличения лидера БЮТ о подкупе народных депутатов и вновь вообразить картины передачи миллионов в коробках из-под ксероксов. Но куда вероятнее, что «демарш восьми» был инициирован Банковой, чтобы держать обоих «стратегических партнеров» в подвешенном состоянии. В тонусе, так сказать. Версия обретает большее правдоподобие с учетом того, что неподписанты числятся в людях Балоги, следовательно, Виктор Андреевич, как минимум, был предупрежден. Характерно, что праведного гнева с Печерских холмов не воспоследовало. Зато, как мы уже заметили, моментально воспламенилась Юлия Тимошенко.

Регионалы, напротив, сохраняли олимпийское спокойствие. Полагаю, они также не в восторге от краткого периода «пробного брака» с Президентом: достижения правительства Виктор Андреевич скромно оттягивал на себя, а «негаразди» аккуратно спихивал партнерам с подтекстом «все туда, все туда». Такое толкование понятия «стабильность» вызывало вопросы. Виктор Янукович, сложив полномочия своего Кабмина и собственные, дал довольно четкий сигнал всем участникам процесса, сам же предпочел понаблюдать, руководствуясь, видать, одной из многих мудростей царя Соломона.

А теперь представим себе диспозицию Виктора Ющенко. Он прозрел: до 2009 года от НУ-НСа останутся клочки по закоулочкам, а самого лидера нации покроют позументами и спишут в архив. План, очевидно, вызревающий в недрах Банковой, прост, как все гениальное: измотать потенциальных соперников марафонами. В самом крайнем случае, быстренько нарастить рейтинг и устроить президентские выборы в 2008 году. Расчет нехитрый: в РФ также будут выбирать до упаду, и не станут отвлекаться на украинские внутренние дрязги, что позволит усилить влияние других заинтересованных сил.

Пока же Президент доигрался до полной аннигиляции всего и вся во властной системе. Кроме себя, естественно. То есть, это ему так может показаться. 23 ноября наглядно показало, что есть и другие мнения.

Александр Мороз, подобно шекспировскому королю Лиру, сыграл сильный и драматичный финал, суть которого сводится к обличению, мол, глава государства у нас ненастоящий и вообще порождает нестабильность. Спикер ВР V созыва ничем не рисковал. СПУ, видимо, намерена уйти в глухую оппозицию с прицелом на досрочные парламентские выборы, и прощальная речь Александра Мороза – хороший старт кампании. Само заявление – слишком хорошая карта, чтобы кануть в Лету. При желании, вполне реально доказать, что третий тур Президентских выборов 2004 года был нелегитимным, а массовые акции на Майдане «прогнули» общественное мнение в нужную сторону. Горько, конечно, что искренний энтузиазм людей использовали в несколько иных целях….

НОВЫЕ ГЕРОИ?

На Банковой, где еще день тому назад решено было «отбичевать» непокорную Раду (и Виктор Ющенко на открытие не пришел, и Ежегодного послания не презентовал), призадумались. Слова о дальнейшей политической реформе могли означать и намек на ситуативное большинство ПР, Блока Литвина и БЮТ с целью убрать из Основного закона институт Президента, а сие как раз и является страшным сном одного из «банковских» Викторов. Кроме того, в политическом процессе объявился полузабытый персонаж, который грозит СП многими неприятностями. Это Петр Порошенко, которому был обещан пост главы НБУ и который желаемого так и не получил. Роль вечной жертвы Петр Алексеевичу, видать, поднадоела. У него, как поговаривают, получился проект «Блок Литвина», причем новый субъект успел не единожды испортить настроение Виктору Андреевичу, да и Юлии Владимировне также – там слишком поздно сообразили, что условия, озвученные Владимиром Литвиным, необходимо соотносить и с еще одной политической фигурой, и с такой поправкой они выглядели даже скромно. Регионалы были более чуткими к подтекстам, поэтому Литвин сделал пробный бросок в их сторону. «Оранж» не отреагировал, зато от Петра Порошенко Нацбанк уплыл, и теперь остается гадать: либо за непослушание, либо «кидалово» запланировано изначально. По всему похоже, что реален второй вариант, иначе «параметры стабильности» от Владимира Литвина были бы более приземленными. Роль «серого кардинала» Петру Алексеевичу, похоже, понравилась. Можно бы провести аналогию со сладкой парой «Путин – Березовский», но – подождем. Петр Порошенко слишком колоритный герой, чтобы оставаться в тени.

Зато коалиционные пляски грохотали при включенных софитах. Шуму много как раз потому, что и на ВР 6 созыва теперь мазутное пятно нелегитимности. Если Президент у нас неправомочный, то и досрочный марафон – тоже. Да и сам Виктор Ющенко едва ли не похоронил парламент под тяжестью выпадов и обвинений. И, вдобавок ко всему, правительства у нас тоже как бы нет. Единственная интрига – кто станет премьером? Для Президента выгоднее всего оставить «и.о.», а через год списать на оного все грехи, вволю порезвившись. Вряд ли экс-премьер в восторге от такой перспективы. Не исключено, Банковая предпочтет пойти ва-банк (вот и каламбур!) и посадить Юлию Тимошенко... в премьеры (а вы что подумали?), подвесив над ней дамоклов меч куцей коалиции и убрать, с соответствующей «сопроводиловкой», сию даму аккурат за полтора-два месяца до выборов, Президентских или парламентских, не суть важно, - главное, вывести из игры всерьез и надолго. Как угроза для оппонентов, она, конечно, хороша, но становится опасной.

Слишком увлекшись собой, ключевые фигуры процесса позабыли о внепарламентских партиях и их лидерах. Поэтому, наверное, не замечают, что там начинается активное шевеление. КПУ все еще не отказалась от идеи сотворить левый фронт и даже ведет активные переговоры с мало-мальски красноватыми силами. Якобы остальное внепарламентское разноцветье намерено консолидироваться в некую Ассамблею и уже отсель как-то влиять на события. Вряд ли Ассамблея – идея Банковой, Президенту сейчас не до этого. При умелом подходе таинственный консолидатор получит хорошую возможность натыкать палок в колеса тяжеловесам, лишив их привычного ресурса пополнения, расширения и поддержки. Особо популярными становятся общественные движения: вкручивание лампочек в собственных подъездах людям намного ближе, чем коалиция. Хотя Президент убежден как раз в обратном….

**************

А парламент, не успев собраться, раскололся. Отсюда до недееспособности – пять минут тридцать секунд. Но это не важно, ведь, по большому счету, он ( и прочие органы власти) как бы понарошку, значит, можно все. И улыбаться под белым шарфом, сажая траурную калину, и акцентировать внимание на страшной трагедии, намекая, кто именно вспомнил и почтил умерших (при этом не делая ничего, чтобы в мирное и демократичное «сейчас» люди не гибли от недоедания, плохой медицины и автодорожной вольницы). Ужас текущего момента заключается в том, что те, кто хочет и может (а главное, знает – как) работать в настоящем и для реальных, живых людей, либо оттеснены, либо не допущены до рычагов власти. Фактически отняв светлое прошлое, авторы эскиза новой идеологии перечеркнули и светлое будущее. Что на самом деле думают пережившие Голодомор, глядя на траурное, но все же шоу? Вряд ли мы узнаем. Даже на представление в Национальной опере они были допущены избирательно и в аккуратных «дозах». Как в далеком и жутком 32-м – пайка хлеба…

http://ura-inform.com

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі