Сюзанна Станик: ни стыда, ни совести

27 November 2007, 09:41

  
 
Мы понимаем, что мораль и политика – понятия часто несовместимые. Мы понимаем, что на пути к должности министра юстиции Сюзанна Станик, очевидно, предприняла много шагов, которые атрофируют понятие нравственности и порядочности. Мы также понимаем, что пребывание в статусе жены Вадима Долганова, нукера Леонида Данииловича в период расцвета его режима, тянет за собой необратимые изменения для морального здоровья человека. Но все-таки должен быть предел...

За вопросом о том, имел ли право Президент освобождать С.Станик, все как-то забыли ответить на другой вопрос – имела ли С.Станик, вообще, моральное право занимать должность судьи Конституционного Суда?

К сожалению, на сегодня критерии назначения судей Конституционного Суда лишь формальны - стаж практической, научной или педагогической работы по специальности не менее десяти лет, образование высшее, обитание в последние 10 лет в Украине. Другими словами, достаточно занимания должности, которая подпадает под статус “профессиональной”, купленного диплома – и уже можно стать судьей Конституционного Суда Украины? Конечно, в 2004 году (когда высокое звание судьи Конституционного Суда получила Станик) при Кучме только этого было недостаточно – нужно было кому-то заказать перед Данииловичем слово (как утверждают злые языки, это за Станик сделал Виктор Владимирович Медведчук). Нужно было сделать небольшой финансовый взнос (как говорят те же злые языки, для Станик должность судьи КСУ стоила 5 миллионов долларов), но это в законах не прописывают.

А как относительно авторитета и признания в правовых кругах, а как относительно морального авторитета, ведь Конституционный суд в государстве – это не просто орган, который толкует Конституцию или устанавливает конституционность актов, это в большой мере последняя инстанция в государстве? И не нужно говорить, что авторитет и нравственность не могут быть критериями. Могут. Скажем, судья Европейского суда по правам человека таким критериям должен отвечать.

Формально, у С.Станик два высших образования – юридический факультет Львовского госуниверситета и Одесский институт политологии и социологии. Правда не так красива.

С.Станик училась на юридическом факультете Львовского университета заочно. В Университете, как утверждают ее немногочисленные известные нам однокурсники, никогда уровнем подготовки не отличалась – “была слабенькой студенткой, училась по протекции” (до вступления вместе с мамой она убирала во Львовском облисполкоме – и, возможно, получила протекцию оттуда).

Относительно второго высшего образования, то за претензионной вывеской “Одесский институт политологии и социологии” в 1992 году спряталась банальная ВПШ (Высшая партийная школа, или проще “ВыПил и Ша!”). Там С.Станик также особенно интеллектом не запомнилась, запомнилась лишь прозвищем “І-га-га-га” (как утверждает ее однокурсник, его этимология связана с веселым нравом Сюзанни Романовны).

Относительно профессиональности С.Станик... Как сказал бывший руководитель одного из управлений в структуре Минмолодежспорта, за два года (1996-1997) С.Станик так и не вникла в то, чем она руководила. В памяти всплывает достаточно скабрезний эпизод из одного молодежного форума, когда после конструктивного выступления представителя Днепропетровщины тогдашний Премьер-министр П.Лазаренко публично и фамильярно бросил министру Сюзанне Станик “Записывай, б....ь!” Кстати, тогда С.Станик не подавала в суд на Павла Лазаренко за обиду чести, достоинства и деловой репутации, а лишь угодливо замахала головой.

Стаж работы С.Станик на должностях заместителя министра и министра юстиции почти десятилетний. По данным наших источников, С.Станик хорошо знала организационную работу, много внимания уделяла кадрам. Ее управленческий стиль отличался наличием “фаворитов” и “любимчиков”, но организовать работу она могла.

Но, как свидетельствует один из заместителей министра Станик, Сюзанна Романовна патологически некомпетентна как юрист-теоретик. “Ну, не по этим она делам”, как сказал наш седой собеседник. Зато Сюзанна Станик была чрезвычайно компетентна в реализации ряда теневых сделок, которые осуществлялись через созданное при Станик-министре госпредприятие “Укрспецюст”. Тогда конфискованное имущество часто реализовывалось за 5-10% стоимости. Это, конечно, цена, которую получало государство. Реальная стоимость товара, который реализовался через “Укрспецюст”, известная лишь Станик, Медведчуку, Кучме и, надеемся, Генпрокуратуре.

А теперь несколько слов о морали. В апреле 2007 года появился ряд публикаций в СМИ о коррупционных действиях судьи Конституционного суда Украины С.Станик. С того, что накопали журналисты и что подтвердила Служба безопасности Украины, можно сделать вывод, что сумма взяток, которые получила С.Станик в виде элитной жилой площади, составляет не менее 12 миллионов. До сих пор С.Станик не объяснила, откуда взялась записанная на нее и ее мать недвижимость.

В любой другой цивилизованной стране экс-министр с подозрением на 12 миллионную коррупцию должен был бы убежать из страны или по крайней мере подать в отставку. В Украине же экс-министр идет в суд и опротестовует свою отставку...
Андрей Скумин, "Реальная политика"

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі