Україна

Роман Балаян и киноностальгия. Фоторепортаж

20 October 2008, 10:44
 
 
Вчера открылся 38-ой международный кинофестиваль «Молодость». Как и предусматривалось, почетную награду «За вклад в мировое киноискусство» получил Роман Балаян, который зарядил фестиваль легким осенним сплином и ностальгией.
Октябрь можно любить за последнее осеннее тепло. Его также можно любить за разноцветную листву, которая слетает с деревьев и, сделав невероятные пируэты в воздухе, приземляется прямо к ногам. Или даже за дожди, что вызывают смешанные ностальгические и меланхолические чувства. Но его нельзя не любить за «Молодость». За то возбуждающее ощущение, которое появляется, когда, ты, как тот осенний лист, пойманный в суетливом мире каким-то странным порывом ветра, оседаешь в кресле кинотеатра. И здесь начинается.

Другие страны, реалии, эпохи, судьбы и умы. В какое-то мгновение даже страшно становится от осознания того, сколько всего можно пережить за девять дней фестиваля.

Порядок цифр, которые стоят в этом году рядом с названием «Молодость», настойчиво напоминают, что возраст фестиваля давно перешел рубеж, после которого говорят «не первой молодости». Ему уже 38. И хотя в этом числе нет ничего сакрального, оно все-таки напоминает: скоро сорок. Так все почтеннее становится «Молодость».

Хотя – не лишенной необычных ходов. Да, невзирая на то, из каких пеленок вышел фестиваль (как обзор студенческих фильмов) и где его локация (Киев), данный год стал первым, когда «Молодость» открыл украинский фильм.

«Райские птицы» Романа Балаяна («Каштанка», «Полеты во сне и наяву») – свежая работа мастера, уже представленная на разных фестивалях, начиная с июня этого года. Теперь – в октябре – очередь дошла и до украинской премьеры. «Впервые «Молодость» открывает украинская картина, и впервые фильм Балаяна имеет украинскую версию», - подчеркнул вчера на церемонии открытия во дворце «Україна» художественный руководитель фестиваля Андрей Халпахчи.

Но если о фильме-открытии было заявлено раньше, то интрига вокруг того, кто получит награду «За вклад в мировое киноискусство» строго держалась организаторами. Хотя в последние дни и просочилась информация, что награжденным станет именно 67-летний Роман Гургенович Балаян.

По традиции, награду почетному кинематографисту вручал Президент Украины (он же – почетный президент фестиваля) Виктор Ющенко. Добыв «Скифского оленя», Балаян дал понять, что его взнос в мировой
кинематограф – это работа на киностудии им. Довженко: «Думаю, я внес свою лепту в работу славной киностудии им. Довженко, моей любимой».


Вторым сюрпризом церемонии открытия стало заявление Халпахчи об участии в фестивале киевского председателя Леонида Черновецкого. Черновецкий будет вручать приз победителю программы «Панорама украинского кино», которая – опять же – проходит в рамках фестиваля впервые. За словами, Халпахчи за последние три года заметно увеличилось количество лент украинского производства, а до конца года будет завершено 12 украинских фильмов.

Наверно, тот, кто следит за развитием украинского кинематографа, не был бы таким оптимистичным. Но на празднике пессимистических тостов не произносят.


Разве что в кино. Или в театре. Эзоповым языком. К слову, режиссурой церемонии открытия занимался Влад Троицкий, который усилил свои позиции етно-хаос-группой «Даха Браха». Виолончель, барабан, аккордеон, рояль и сверхмощные голоса – все, что понадобилось артистам, чтобы в который раз ввести публику в транс. Эффект усиливали огромные мобильные инсталляции, неприкаянно передвигающееся по сцене. Тени забытых предков? Возможно. Национальные архетипы, спрятанные в двигательных скульптурах – мельницы, всадник на коне, человек без головы… Троицкий снова напряг публику, заставив ее искать ответы на вопрос, которые он, скорее всего, и не намеревался ставить.

Намного проще (или лучше сказать, более понятным) оказался Роман Балаян с «Райскими птицами», картиной, что задала тон последующим фестивальным показам.

То, что стало лейтмотивом к этому фильму, для многих из нас – история, не пережитая, не почувствованная, разве что услышанная. Если в кинематографе приемлемо определение «мемуаристика», то это оно и есть. Сюжет рассказывает о Киеве 1981 года, когда «оставалось еще четыре года до перестройки и гласности». Атмосфера запуганности, недосказанности и пагубной привычки, что государство позаботится за тебя. История о мятежных писателях – это трафарет, который можно наложить на жизнь любого несогласного тех времен, изменить кое-что в декорации и выйдет все тот же результат: система ломает винтики. И пусть сказ не о себе (режиссере), но в нем все равно улавливается мемуарность: в том, как передают чувства и как нам хотят напомнить о тех временах.


После просмотра картины остается ощущение, что она опоздала на несколько лет. Но действительно ли это так? Ведь то, что мы якобы знаем всю правду о той атмосфере, не дает нам права говорить, что напоминание об этом нам уже не нужно. Ведь свобода никогда не бывает абсолютной. И ее всегда кто-то стремится ограничить.

Продолжение этой темы уже сегодня – в картине «Письмо к Анне» (швейцарско-итальянская лента об убийстве Анны Политковской), что открывает программу «Кино» против тоталитаризма».

Полную программу фестиваля можно пересмотреть на официальном сайте «Молодости».

Приятных вам просмотров в удобном кинематографическом кресле «Молодости».

http://www.pik.org.ua/

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі