Україна

Грузия. Саакашвили свергнут весной

16 November 2008, 10:14

Седьмого ноября воскресла грузинская оппозиция. Деморализованная после фальсификации парламентских выборов, внутренних дрязг и войны в Южной Осетии, она сумела вывести на митинг в центре Тбилиси около 40 тысяч человек. В минувшую пятницу, в годовщину погрома мирной манифестации подразделениями грузинской армии, спецназа и полиции, протестная волна охватила Тбилиси. Организаторы «большого митинга» у парламента больше всего опасались, что не смогут собрать своих сторонников, разочарованных действиями оппозиции в начале года. Однако уже в 14.00, ко времени начала митинга, на проспекте Руставели собралось от пяти до семи тысяч человек. «Мы и столько не ждали», — признался «Известиям» один из лидеров объединенной оппозиции Гога Хаиндрава.

 — Посмотрим, о чем они будут говорить, — демонстрировал скепсис мужчина средних лет. — Мы не смогли избавиться от этого поедателя галстуков, когда на митинги приходило по 200-300 тысяч человек. А ведь тогда спокойно могли взять парламент и выкинуть эту власть на помойку…

 — Очень многие обижены, многие задаются вопросом: почему эта власть не закончилась сегодня, вчера или позавчера? — словно отвечал ему бывший кандидат в президенты Леван Гачечиладзе. — Нельзя допускать кровопролития, нельзя вызывать гражданское противостояние, нельзя, чтобы Грузия в итоге проиграла! Но мы не устанем в своей борьбе!..

 — Саакашвили сказал однажды, что, став президентом, он осуществил мечту своего детства! — ораторствовал консерватор Звиад Дзидзигури. — Какие еще мечты у тебя остались? Что тебе еще нужно? Уходи!

 — Мы не признаем его ни президентом, ни главнокомандующим, — кричала возглавляющая партию экс-министра обороны Ираклия Окруашвили его же адвокат Эка Беселия.

Ораторам удалось завести на глазах растущую толпу. Какой-то священник пел «Отче наш» — многие вытирали слезы. Все чаще слышалось скандирование: «Уходи! Уходи!» и «В отставку!».

Женщина с увядшей розой, обернутой черной траурной лентой, высматривала тех лидеров оппозиции, которые пришли на митинг, но активного участия в нем не принимали. «Там члены „Национального форума“, Акакий Асатиани из Союза традиционалистов, Константин Гамсахурдиа, оказывается, вернулся из Швейцарии», — рассказывала она кому-то по мобильному.

На «пятачке», где собрались эти политики, больше всего обсуждали то, как отразится избрание Барака Обамы на судьбе Саакашвили. Пересказывалось последнее интервью грузинского президента немецкому журналу Focus, в котором он пообещал съесть «самый толстый номер журнала». Кто-то рассказывал, что избранный вице-президентом США Джо Байден после недавнего общения с Саакашвили усомнился в адекватности последнего.

К трем часам дня у трибуны появились плакаты с портретом Обамы и надписью «Америка, которой мы верим!». Что внесло явный диссонанс, так как в это время Гачечиладзе говорил в микрофон: «Из-за Саакашвили мы не принадлежим себе. Другие лидеры решают судьбу Грузии. Это должно закончиться! Раз и навсегда!». Ему вторил лидер лейбористов Шалва Нателашвили: «Грузия не будет колонией — ни российской, ни американской. Мы хотим, чтобы все были нашими друзьями, но Грузию не должны превращать в военный полигон!».

К вечеру манифестанты двинулись к резиденции Саакашвили. Первыми шли улыбающиеся лидеры оппозиции, а перед ними пристроился мальчишка-нищий, отбивая ритм на большом барабане. Краткий митинг прошел и у конечного пункта марша.

 — После августа мы потеряли шансы на вступление в НАТО и евроструктуры, — заявил еще один экс-кандидат в президенты Давид Гамкрелидзе. — После принятых Саакашвили преступных решений он больше не имеет права быть главнокомандующим и главой государства!

Затем манифестанты вывесили на заборе резиденции свои требования. В ближайшие три недели власть должна начать независимое расследование августовских событий, обеспечить свободу слова, освободить политзаключенных и приступить к работе над новым избирательным законодательством. До 23 ноября телекомпания «Имеди» должна быть возвращена ее законным владельцам — семье умершего при странных обстоятельствах миллиардера Бадри Патаркацишвили. В противном случае начнется ее пикетирование. В декабре оппозиция создаст единый фронт, который обеспечит проведение перманентных акций протеста.

На 25 января намечена крупная акция, участники которой потребуют признания недействительными президентских и парламентских выборов. И назначения новых — весной 2009 года. Если Саакашвили не примет эти требования, 9 апреля по всей Грузии начнется кампания «национального неповиновения». Она продолжится до отставки президента и правительства.

Часть отколовшихся от объединенной оппозиции политиков, которые предпочли борьбе с властью сотрудничество с ней, собрали своих родственников и друзей у телекомпании «Имеди» и собора Святой Троицы. Другие ограничились брифингами для прессы. Нино Бурджанадзе, поддержавшая в прошлом году избиение демонстрантов, на публике вообще не появилась.

Саакашвили в недостроенной резиденции, конечно, не было. Под светом софитов и перед телекамерами он встречался с одним из тяжело раненных в ноябре прошлого года тбилисцев. Им явно нечего было сказать друг другу.

В ОБСЕ знали: Грузия готовит войну

Бывший наблюдатель ОБСЕ в Европе, капитан британской армии Райан Грист признался в интервью телекомпании Би-би-си: о планах Грузии напасть на Южную Осетию в Европе знали заранее. В руководстве ОБСЕ подтвердили, что передавали предупреждения странам — членам организации, однако это не принесло никакого результата. Ранее сюжет, в котором прозвучали сенсационные признания, прошел в радиоэфире Би-би-си. Глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд после этого назвал действия Грузии «безответственными» и пообещал со всей серьезностью отнестись к обвинениям в адрес Саакашвили.

Известия

 

http://vlasti.net

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі