Україна

Год правления Тимошенко. Хорошо, плохо, никак?

18 December 2008, 16:20
Сегодня исполняется ровно год с того момента, когда Юлия Тимошенко во второй раз за свою карьеру стала премьер-министром Украины. 18 декабря 2007 года Верховная Рада минимальным количеством голосов назначила лидера БЮТ главой исполнительной ветви власти.

Напомним, голосование за премьера проходило в необычном режиме – каждый депутат вставал и говорил, за или против он Тимошенко на посту премьера. Процедуру пришлось изменить, так как при голосовании кнопками Юлии Владимировне голосов не хватило.

«Правительство получило руководителя, а страна — надежду на эффективную работу новой правительственной команды», — сказал после голосования Президент Украины Виктор Ющенко.

Позднее он, правда, принялся по всякому удобному случаю критиковать премьера и о надежде на работу Кабмина уже не заикался.

Сама же Тимошенко после избрания на пост Премьера выразила надежду, что новое правительство сможет в кратчайшие сроки показать высокий класс работы и пообещала воплотить в жизнь программу «Украинский прорыв».

Согласно последним соцопросам, половина украинцев считает, что Тимошенко работу по улучшению жизни украинцев провалила и ей пора в отставку.

Сама же Юлия Владимировна неустанно хвастается своими достижениями и утверждает, что премьера лучше страна еще не видела.

Владимир Фесенко, политолог, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»

Оценки деятельности правительства неоднозначны потому, что этот год был очень разным по своему содержанию.

Главный позитивный результат, который получила Юлия Владимировна, политический. Она осталась у власти, ей удалось отразить ряд атак на ее премьерский статус, в июле ей пытались выразить недоверие. Тимошенко осталась премьером, несмотря на то, что ей пророчили срок полномочий в несколько месяцев. Но политические риски для нее остаются, поскольку она осталась премьером в условиях экономического кризиса. Она будет брать на себя ответственность, а экономическая ситуация будет только ухудшаться.

Этот год можно условно разделить на две половины. Первая половина – до августа 2008 года. Вторая – с осени, которая совпала с началом экономического кризиса. Если оценивать премьерство Тимошенко до осени, то не было ярких достижений, но удалось затормозить инфляцию, иногда не совсем гуманными для бизнеса методами. Как только начался экономический кризис, ситуация обострилась. Сейчас мы имеем дело со спадом производства.

Что касается социальной сферы, то период до сентября мы запомнили по знаменитой Юлиной «тысяче». Однако эта тысяча у кого-то оказалась съеденной инфляцией, кто-то ее не успел получить, но она стала главным результатом социальной деятельности правительства. С другой стороны, Тимошенко пыталась повышать зарплаты и пенсии, но с сентября ситуация ухудшалась. Сейчас стараются хотя бы сохранить тот уровень зарплат, который был. В любом случае остается много рисков, которые отразятся в будущем на Кабинете министров.

Анатолий Матвиенко, народный депутат VI созыва, фракция «Наша Украина»

Юлия Владимировна очень хороший политик и стратег. Но, к сожалению, свою стратегию она подорвала тем, что, будучи премьер-министром, не отказалась переложить на второй план желание стать Президентом Украины. Она поверила в то, что еще немного можно подержать Украину в русле популизма и дотянуть до президентства. Там уже будет видно, как наводить порядок.

Ошибки Тимошенко серьезно подорвали ее авторитет, как способного главы правительства. Думаю, сейчас для Юлии Владимировны начались самые сложные за всю ее политическую карьеру времена. Я мог бы ей искренне посочувствовать как премьер-министру, но это закономерная расплата за то, что национальные интересы были поставлены на второй план. Сегодня Тимошенко пожинает результаты своей политики.

Тарас Чорновил, народный депутат Украины VI созыва

Я бы поставил Кабинету министров и премьер оценку «неудовлетворительно», если бы не одно обстоятельство: другие оказались еще хуже. Мы не можем до конца оценить работу правительства. Есть море популизма, куча разных проблемных решений, которые негативно влияют на страну. Но общий результат деятельности Кабмина был бы лучше, если бы не было постоянной войны между ветками власти, я с уверенностью сказать не могу. Поэтому поставлю Кабмину оценку «удовлетворительно», но не больше.

Тимошенко работать может, умеет принимать адекватные решение. Но когда Юлия Владимировна идет к власти или борется за высшую ее ступень, она включает популистский запас, который нивелирует все ее положительные решения. Если бы не было внешнего влияния на деятельность Кабмина, фактора популизма с ориентацией на будущие президентские выборы, результаты были бы лучше.

Я не думаю, что это правительство использовало на 100% свои возможности. В этом случае они могли бы рассчитывать на оценку «хорошо».

Лев Бирюк, народный депутат Украины, фракция БЮТ

Год работы этого правительства – это год героического труда в противоборстве не только с официальной оппозицией, но и с «любыми друзями». Этот год Юлия Владимировна работала над повышением уровня жизни каждого украинского гражданина. В том, что мы не получили лучших результатов, виноваты только люди с улицы Банковой, которые просто не давали правительству работать.

Сегодня студенты получают стипендию, на которую можно существовать. Были выплачены первые возвраты из «Ощадбанка», о которых никто уже и не мечтал. Соотношение рубля СССР к украинской гривне самое большое на постсоветском пространстве, где возвращали вклады. Нельзя говорить, что это год популизма. Были выплаты в Латвии, посмотрите, где она сейчас находится в условиях кризиса.

Правительству не нужно мешать. Если Президент говорить, что за ситуацию в стране на 80% отвечает Кабинет Министров, дайте ему нормально работать. Ведь работать в таки условиях – это героизм.

Виктор Небоженко, политолог, президент социологической службы «Украинский барометр»

Я позитивно оцениваю деятельность Кабинета министров. Не думаю, что кто-то мог подготовиться к последним событиям, был бы премьером Янкович или Тимошенко. В начале года Кабмин в основном сражался со своими врагами, но тогда никто не знал, что нужно готовиться к экономическому кризису.

Хорошо, что этот год заканчивается тем, что нет досрочных выборов, и заработала Верховная Рада. Те параметры, которые были показаны правительством Януковича в прошлом году, до финансового кризиса Кабмином Тимошенко держались. Хотя экономический блок правительства в этом году очень слабый.

Сейчас Кабмину нужно показать, на что они способны. Если они не смогут, тогда нужно что-то с этим делать.

Леонид Грач, народный депутат Украины, фракция КПУ

Правительство Тимошенко – это всадник без головы, одержимый властью, идущих по политическим трупам и социальным проблемам. Экономика и социальная сфера превратилась в «трупность». Люди не имеют возможность заработать себе на жизнь.

Кабмин показал крайнее неуважение к тем гражданам, которые являются этническими русскими. Им отказано в праве на государственный статус русского языка. Кроме того, в юридически несостоявшемся коалиционном соглашении завуалировано будущее вступление Украины в НАТО.

После того, как Тимошенко в начале октября заявила, что никакого кризиса нет и быть не может, я бы на ее месте сам бы подал в отставку. Ей пора отвечать на многие вопросы, например, куда делись многомиллионные газовые долги? Ни о каком позитиве за год правления Тимошенко сказать нельзя.

Андрей Ермолаев, президент Центра социальных исследований «София»

В политическом плане специфика правления Кабмина 2008 года – это компанейщина. Создавалось упорное впечатление, что каждый месяц Юлия Тимошенко и ее советники выбирали тему, которая информационно накрывала целый период. У нас была война с газовыми олигархами, войны за коалицию, открытие глобального кризиса и борьба с ним. Так продолжалось целый год. Это отвлекало внимание от деятельности правительства на какие-то информационные феномены.

Модель экономического управления страной за год менялась трижды. Год начался с того, что Тимошенко поддерживала линию максимальной либерализации. Она выступала за ВТО, открытие торговых границ, поощряла импорт. Пропагандировалось укрепление гривны, следствием чего стал мощнейший удар по экспортерам, которые получи огромные потери. Вторая модель была связана с укреплением государственного сектора. Это война за Фонд госимущества, ситуация с «Нефтегаз Украина», который планировали ввести на международный рынок без посредников. Нынешнюю ситуацию можно характеризировать как попытку использовать социалистические методы управления. Это использование административных подходов, солидарность с бизнесов, попытка усилить контроль над деятельностью НБУ.

Что касается имиджа Кабмина, то деятельность правительства персонифицирована в лице его лидера. В 2005 году несколько министров отвоевывали право проведения собственной информационной кампании. Были активны Томенко, Терехин. В этом году министры представляются серой массой, где время от времени слышен слабый голос Пинзеныка. Все остальные ведут себя, как маленькие чиновники с маленькими портфельчиками. Такое поведение объясняется тем, что Тимошенко – тоталитарный политик, который не допускает даже имиджевой конкуренции.

Итоги деятельности правительства: у Тимошенко есть серьезный недостаток, она так и не смогла выйти на уровень стратегирования. Она хороший тактик, умеет быстро и оперативно принимать решения, но стратег плохой. К концу года правительство оказались в состоянии интеллектуального дефолта. Эта команда не смогла эффективно реализовывать антикризисную политику.

for-ua

Підписуйтесь на Житомир.info в Telegram
Матеріали по темі